О порядке избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан

О порядке избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан

Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, секретаря Межсоборного Присутствия, о подготовке профильной комиссией Межсоборного Присутствия документа, посвященного порядку избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан состоялся на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 июля 2014 года.

Документ "О порядке избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан" принят на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года (журнал № 73).

Епископов <…> поставляти на церковное начальство <…> таких, которые с давнего времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову. (12 правило Лаодикийского Собора)

I. Требования к кандидату для рукоположения во епископский сан

1. Требования вероучительного и нравственного характера.

1.1. Несомненным условием для принятия епископского сана Священное Писание и святые каноны определяют наличие у кандидата на епископскую степень (далее - кандидат) твердой и деятельной веры, которая должна выражаться в его жизни и делах. Апостол Павел учит, что "епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен" (Тит. 1:7-8). Не следует совершать епископскую хиротонию лиц, показавших слабость в вере или еще не засвидетельствовавших ее крепость. В частности, не подобает рукополагать отрекавшихся и отпадавших от православной веры. Согласно 10-му правилу I Вселенского Собора "если которые из падших произведены в клир, <…> таковые, по дознании, извергаются от священного чина". Зонара, толкуя это правило, говорит, что "не должно производить во священство тех, которые отверглись от Господа нашего Иисуса Христа и потом покаялись. Ибо каким образом может быть священником тот, кто во всю жизнь не удостаивается Святых Таин, разве только при смерти".

1.2. Кандидатов, обратившихся в православие из ереси и раскола, можно посвящать в клир, а тем более избирать во епископы только после особо тщательного рассмотрения. В частности, о возможности такого посвящения говорится в 19-м правиле I Вселенского Собора о бывших павлианах, что они, "явясь беспорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположены".

1.3. Святой апостол Павел указывает, что будущий епископ "не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом" (1 Тим. 3:6). 80-е Апостольское правило гласит: "От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится".

2. Требования к уровню образования.

Епископ должен быть "силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит. 1:9). Кандидат в архиереи должен иметь высшее богословское образование.

3. Требования социального характера.

3.1. По слову апостола Павла, "надлежит ему (епископу) также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую" (1 Тим. 3:7).

3.2. Согласно 13-му правилу Трулльского Собора, обязательным для кандидатов является безбрачие. При этом, согласно 17 Апостольскому правилу, кандидат не должен быть из второбрачных: "Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина". Согласно Уставу Русской Православной Церкви, для ставленника в архиереи обязательно пострижение в монашество (XV.10).

3.3. Согласно 81-му Апостольскому правилу, не дозволяется епископам и пресвитерам заниматься "делами народного управления", а 83-е Апостольское правило гласит: "Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо кесарева кесареви, и Божия Богови".

4. Требования к возрасту и состоянию здоровья.

4.1. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви кандидатами в архиереи избираются лица не моложе 30 лет (XV.10).

4.2. Не допускаются к посвящению в сан кандидаты, имеющие телесные или душевные недостатки/заболевания, которые затруднят исполнение архипастырских обязанностей. Согласно 77-му Апостольскому правилу, "аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна". В то же время 78-е Апостольское правило гласит: "Глухий же, и слепый да не будет епископ, не аки бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных". Согласно 79-му Апостольскому правилу: "Аще кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир".

II. Процедура избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан

5. Право выдвижения кандидата принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси (далее - Патриарх) и епархиальным архиереям, которые могут направить на имя Патриарха рапорт с представлением кандидата к избранию во епископа.

6. На основании поручения Патриарха Управление делами Московской Патриархии проверяет соответствие кандидата указанным выше требованиям.

7. Памятуя о практике святых апостолов, запечатленной, в частности, в послании святого Климента Римского к Коринфянам ("[апостолы] первенцев из верующих по духовном испытании поставляли во епископы"), кандидат обстоятельно испытывается на предмет соответствия епископскому званию:

7.1. Кандидат встречается для предварительной беседы с управляющим делами Московской Патриархии, который докладывает о результатах этой беседы Патриарху.

7.2. Кандидат проходит собеседование с Патриархом, который принимает решение о целесообразности представления его кандидатуры на рассмотрение Священного Синода.

7.3. Кандидат приглашается на заседание Священного Синода для итогового собеседования.

8. Избрание кандидата во епископа в соответствии с канонами (к примеру, I Вселенского Собора 4 и 6), поручающими избрание архиерея епископату той области (страны), в которой будет проходить его служение, а также в соответствии с более поздними церковно-правовыми актами, совершается малым собором епископов - Священным Синодом во главе с Патриархом. Священный Синод может отклонить представленную кандидатуру.

9. В отношении избрания епископов для епархий Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов, а также Русской Зарубежной Церкви, данная процедура действует с учетом особенностей, указанных в Уставе Русской Православной Церкви.