Вера в Победу - вера в Бога: почему в блокадном городе был совершен пасхальный крестный ход

Вера в Победу - вера в Бога: почему в блокадном городе был совершен пасхальный крестный ход
75 лет назад, в пасхальную ночь с 4 на 5 апреля 1942 года, в осажденном городе на Неве был совершен исторический крестный ход. Несмотря на то, что этот факт остается малоизвестным, молитвенное шествие, по воспоминаниям современников, имело огромное значение в победе над врагом.

Крестный ход - это шествие во время больших праздников и по случаю военных побед. После Октябрьской революции советская власть запретила их проведение и жестко преследовала крестоходцев, видя в них чуть ли не контрреволюционеров, мятежников. В 1941 году, перед началом войны, верующих, пришедших на пасхальную службу в Ленинграде, пыталась разогнать конная милиция.

Но год спустя, с началом войны отношение советского правительства к Церкви изменилось. В апреле 1942 года в крупных городах страны было разрешено совершать пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами. В чем причины таких перемен политики большевиков? 5 апреля 1942 года праздник Пасхи совпал со знаменательной датой победы святого Александра Невского над тевтонскими рыцарями на Чудском озере 5 апреля 1242 года (в этом году ратному подвигу 775 лет). В совпадении знаковый смысл увидели не только верующие, но и атеистические советские руководители. Впервые было официально разрешено провести крестные ходы в блокадном Ленинграде для подъема боевого духа и укрепления веры в победу над фашистскими захватчиками. В пасхальную ночь в городе был отменен комендантский час. По указанию городского руководства фотографы снимали пасхальные богослужения. Многие верующие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба.

Богослужение в Князь-Владимирском соборе было перенесено на 6 часов утра, что позволило избежать больших жертв. Именно к Пасхе гитлеровцы приурочили яростный налет на Ленинград. Участник этих событий, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Московский, писал в статье "Пасхальные дни в Ленинграде": "Высшим выражением радости является служба в пасхальную ночь. В эту священную для христианина ночь Ленинград не был оставлен в покое врагом. Не только в исходе дня Великой субботы, но и в самую ночь под Пасху он произвел жесточайший налет на город".

Сохранился архивный документ, составленный протоиереем Николаем Ломакиным, который служил в Князь-Владимирском соборе, - "Заявление в Ленгорисполком о причинeнных собору повреждениях во время авианалeта вечером 4 апреля 1942 года": "Великая суббота. В 5 часов вечера по московскому времени на город немецкая авиация начала массированный налет. В 5:30 вечера в юго-западную часть Князь-Владимирского собора упали две авиабомбы. Люди в это время подходили к святой плащанице. Была громаднейшая очередь верующих, желающих исполнить свой христианский долг. Я видел, как человек около 30 лежало на паперти ранеными. Эти раненые были в разных местах близ храма. Некоторое время они были беспомощны, пока им не была оказана медицинская помощь".

Впоследствии протоиерей Николай Ломакин участвовал в деятельности городской и областной комиссий по расследованию злодеяний фашистских захватчиков и был единственным представителем Русской Православной Церкви, выступавшим на Нюрнбергском процессе, свидетельствуя о разрушениях, причиненных агрессорами храмам Ленинграда.

Блокадный крестный ход стал легендарным событием, но не обошлось и без откровенных фантазий. В последнее время появляются рассказы об общегородском крестном ходе, в котором якобы участвовали и руководители блокадного города, что не соответствует действительности. Следует честно и беспристрастно изучать реальные факты истории жизни Русской Православной Церкви в блокадном Ленинграде, которые вошли в историю как образцы мужества и героизма.

Николай Шеляпин, кандидат социологических наук