Слово
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
на собрании игуменов и игумений монастырей
Санкт-Петербургской епархии
(6 ноября 2024 г., 11:00, епархиальное управление, кабинет правящего архиерея)
____
Дорогой владыка!
Дорогие отцы игумены и матушки игумении!
Приветствую вас на игуменском собрании, которое мы ежегодно проводим для подведения итогов жизни и деятельности в вверенных обителях за отчетный период.
Для монашествующих главный итог должен заключаться в том, насколько мы стали ближе к Богу, насколько смогли побороть страсти, насколько продвинулись в отношениях с братьями или сестрами, чтобы эти отношения действительно стали ангельскими. Это все вопросы на перспективу. Как люди грешные мы всегда переменчивы, сделав несколько шагов наверх, мало погодя опускаемся вниз. И так до бесконечности. В духовной жизни сложно добиться стабильности. А итог наших трудов один - прости нас Господи, что не смогли оправдать Твое доверие так, как должны были.
Монашество, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, "есть невидимое, но в полном смысле слова мученичество". Принимающие постриг подвергаются сегодня гораздо большим соблазнам, чем это было во времена святителя Игнатия. Хотя человек во все времена один и тот же, окружающая обстановка неуклонно меняется в худшую сторону, все более не способствует желанию человека идти узким путем ко спасению.
Будучи дворянином по происхождению, владыка Игнатий многим пожертвовал при уходе в монастырь, а кто принимал монашество из простых крестьян, тем, по его словам, в материальном плане, напротив, стало лучше. Если раньше они ели не регулярно, то в монастыре пища была всегда, если раньше одевались часто не исправно, то в обители всегда была сносная одежда.
Приходя сегодня в обитель, люди жертвуют многим, от большего, чем раньше требовалось отказываться, поэтому и желающих принимать постриг единицы, а с теми, кто имеет такое желание, нужно немало потрудиться, чтобы перестроить их образ мыслей и привычек с мирского на духовное, на послушание, труд, молитву. Это большая проблема и ответственность для игуменов и игумений, но другого пути нет, мало кто рождается с пониманием подлинной монашеской жизни. Западный мир пропагандирует "гуманизм", когда потакание греховным страстям человека является нормой жизни, часто даже необходимой. Эти негативные явления постепенно приходят к нам и влияют на людей. И тогда мирской образ жизни еще больше отдаляется от иноческого. Поэтому невозможно созидать монашество в настоящих условиях без долгого и скрупулезного процесса перевоспитания и обращения человека, во-первых, в русло подлинной христианской веры, и во-вторых, к должному принятию монашеских традиций. Большое значение в обители имеет духовник, если уж не старец, которых сейчас почти нет, то хотя бы добрый и внимательный пастырь, умеющий настраивать на правильную волну вновь приходящих и давно подвизающихся.
Милостью Божией, в Санкт-Петербургской епархии призвание монашеское не угасает, находит отклик у тех, кто стремится без остатка посвятить жизнь Богу. Число монастырей в епархии многие годы остается неизменным - три мужских и три женских, также есть два сестричества при приходских храмах.
Монашество немыслимо без живой молитвы, регулярного совершения богослужений и участия в Святых Таинствах - особенно же Покаяния и Евхаристии, без соблюдения устава и внутренней дисциплины, а главное без важнейших для монаха добродетелей - смирения и послушания. Не потому ли так стремится народ Божий посещать монастыри, бывать на монастырских богослужениях, обращаться за духовной поддержкой к монашествующим - потому что здесь преизобилует благодать Божия и щедро подается всем, кто приходит в обители.
Для всего этого и самим монашествующим надо стяжать благодать. В добродетельной жизни, через служение братьям и сестрам во Христе, отречение от своей греховной воли и всецелой отдачи себя делу Божию - сообразно определенному послушанию. Касается это не только простых монахов, иноков и послушников, но и игуменов и игумений.
О том, что им необходимо показывать добрый пример окружающим в послушании и смирении, вновь напомнил Святейший Патриарх Кирилл в докладе на недавнем монашеском собрании: "Сложно оставаться смиренным человеком, когда у тебя власть и ответственность - и не просто власть, но и ответственность, так что порой требуется не только добрым словом, но и дисциплинарными мерами управлять вверенными тебе братьями или сестрами. Но, видя духовные нужды своих братьев или сестер, игумены и игумении должны сделать то же самое, что и Господь наш совершил на Тайной вечери: препоясаться лентием и служить ученикам. Образно говоря, чтобы помочь оступившемуся или унывающему брату или сестре, игумен или игумения должны встать с вечери - то есть забыть о личном покое, отложить в сторону ризы свои - то есть не надмеваться своим статусом, и препоясаться лентием - то есть приступить к служению братьям или сестрам".
Призываю вас, дорогие отцы-игумены и матушки-игумении искренне следовать призыву Предстоятеля и быть в делах примером важнейших евангельских добродетелей.
В нынешнее время множество забот ложится на плечи начальствующих в монастырях. Это вопросы строительства и реставрации, хозяйственного обеспечения обители и ее насельников, достойного приема паломников и гостей, привлечение благодетелей и совершение дел милосердия, а также исполнение послушаний священноначалия в ныне особо актуальных сферах церковной жизни - духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, и конечно - в помощи воинам в зоне специальной военной операции и тем, кого коснулся этот конфликт.
Каждое из вышеперечисленного для монашествующих - это замечательная возможность принести пользу Святой Церкви, совершить доброе дело, помочь нуждающимся, в конце концов - привлечь внимание к деятельности монастыря, к трудам его братии или сестер - а значит, вновь показать важность и непреходящую ценность веры православной.
В монастырях Санкт-Петербургской епархии уделяется внимание всему спектру вопросов церковной жизни. Монашеская жизнь планомерно развивается и приносит добрые плоды. Вижу это, посещая святые обители, совершая в них богослужения, знакомясь с особенностями их бытия. Будем и впредь со тщанием исполнять послушания, помня завет игумена земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, сказанный им в судьбоносную для Отечества эпоху: "Любовью и единением спасемся". В этом и должны быть примером для народа монастыри и их насельники - в любви и единении. В жертвенной христианской любви друг ко другу, объединенные мудрым, требовательным, но и милосердным начальством игуменов и игумений.
В заключение хотел бы привести рассказ из жизни преподобного Антония Великого, который сегодня, в наше неспокойное и волнующее сердца людей время звучит отрезвляюще: "Авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия и судов Божиих, помолился и сказал: "Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, - другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?" - Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: "Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это - душевредно".
Вверим же себя спасительной воли Божией, неленостно исполняя то, к чему призвал нас Господь - дело молитвы, милосердия, любви и сострадания. Будем усердно исполнять возложенные на нас послушания, стремясь приносить добрые плоды на ниве Христовой, с заботой о спасении своей бессмертной души и тех, кого мы, превозмогая человеческую немощь, можем призвать к этому великому делу.
Благодарю за внимание.
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
на собрании игуменов и игумений монастырей
Санкт-Петербургской епархии
(6 ноября 2024 г., 11:00, епархиальное управление, кабинет правящего архиерея)
____
Дорогой владыка!
Дорогие отцы игумены и матушки игумении!
Приветствую вас на игуменском собрании, которое мы ежегодно проводим для подведения итогов жизни и деятельности в вверенных обителях за отчетный период.
Для монашествующих главный итог должен заключаться в том, насколько мы стали ближе к Богу, насколько смогли побороть страсти, насколько продвинулись в отношениях с братьями или сестрами, чтобы эти отношения действительно стали ангельскими. Это все вопросы на перспективу. Как люди грешные мы всегда переменчивы, сделав несколько шагов наверх, мало погодя опускаемся вниз. И так до бесконечности. В духовной жизни сложно добиться стабильности. А итог наших трудов один - прости нас Господи, что не смогли оправдать Твое доверие так, как должны были.
Монашество, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, "есть невидимое, но в полном смысле слова мученичество". Принимающие постриг подвергаются сегодня гораздо большим соблазнам, чем это было во времена святителя Игнатия. Хотя человек во все времена один и тот же, окружающая обстановка неуклонно меняется в худшую сторону, все более не способствует желанию человека идти узким путем ко спасению.
Будучи дворянином по происхождению, владыка Игнатий многим пожертвовал при уходе в монастырь, а кто принимал монашество из простых крестьян, тем, по его словам, в материальном плане, напротив, стало лучше. Если раньше они ели не регулярно, то в монастыре пища была всегда, если раньше одевались часто не исправно, то в обители всегда была сносная одежда.
Приходя сегодня в обитель, люди жертвуют многим, от большего, чем раньше требовалось отказываться, поэтому и желающих принимать постриг единицы, а с теми, кто имеет такое желание, нужно немало потрудиться, чтобы перестроить их образ мыслей и привычек с мирского на духовное, на послушание, труд, молитву. Это большая проблема и ответственность для игуменов и игумений, но другого пути нет, мало кто рождается с пониманием подлинной монашеской жизни. Западный мир пропагандирует "гуманизм", когда потакание греховным страстям человека является нормой жизни, часто даже необходимой. Эти негативные явления постепенно приходят к нам и влияют на людей. И тогда мирской образ жизни еще больше отдаляется от иноческого. Поэтому невозможно созидать монашество в настоящих условиях без долгого и скрупулезного процесса перевоспитания и обращения человека, во-первых, в русло подлинной христианской веры, и во-вторых, к должному принятию монашеских традиций. Большое значение в обители имеет духовник, если уж не старец, которых сейчас почти нет, то хотя бы добрый и внимательный пастырь, умеющий настраивать на правильную волну вновь приходящих и давно подвизающихся.
Милостью Божией, в Санкт-Петербургской епархии призвание монашеское не угасает, находит отклик у тех, кто стремится без остатка посвятить жизнь Богу. Число монастырей в епархии многие годы остается неизменным - три мужских и три женских, также есть два сестричества при приходских храмах.
Монашество немыслимо без живой молитвы, регулярного совершения богослужений и участия в Святых Таинствах - особенно же Покаяния и Евхаристии, без соблюдения устава и внутренней дисциплины, а главное без важнейших для монаха добродетелей - смирения и послушания. Не потому ли так стремится народ Божий посещать монастыри, бывать на монастырских богослужениях, обращаться за духовной поддержкой к монашествующим - потому что здесь преизобилует благодать Божия и щедро подается всем, кто приходит в обители.
Для всего этого и самим монашествующим надо стяжать благодать. В добродетельной жизни, через служение братьям и сестрам во Христе, отречение от своей греховной воли и всецелой отдачи себя делу Божию - сообразно определенному послушанию. Касается это не только простых монахов, иноков и послушников, но и игуменов и игумений.
О том, что им необходимо показывать добрый пример окружающим в послушании и смирении, вновь напомнил Святейший Патриарх Кирилл в докладе на недавнем монашеском собрании: "Сложно оставаться смиренным человеком, когда у тебя власть и ответственность - и не просто власть, но и ответственность, так что порой требуется не только добрым словом, но и дисциплинарными мерами управлять вверенными тебе братьями или сестрами. Но, видя духовные нужды своих братьев или сестер, игумены и игумении должны сделать то же самое, что и Господь наш совершил на Тайной вечери: препоясаться лентием и служить ученикам. Образно говоря, чтобы помочь оступившемуся или унывающему брату или сестре, игумен или игумения должны встать с вечери - то есть забыть о личном покое, отложить в сторону ризы свои - то есть не надмеваться своим статусом, и препоясаться лентием - то есть приступить к служению братьям или сестрам".
Призываю вас, дорогие отцы-игумены и матушки-игумении искренне следовать призыву Предстоятеля и быть в делах примером важнейших евангельских добродетелей.
В нынешнее время множество забот ложится на плечи начальствующих в монастырях. Это вопросы строительства и реставрации, хозяйственного обеспечения обители и ее насельников, достойного приема паломников и гостей, привлечение благодетелей и совершение дел милосердия, а также исполнение послушаний священноначалия в ныне особо актуальных сферах церковной жизни - духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, и конечно - в помощи воинам в зоне специальной военной операции и тем, кого коснулся этот конфликт.
Каждое из вышеперечисленного для монашествующих - это замечательная возможность принести пользу Святой Церкви, совершить доброе дело, помочь нуждающимся, в конце концов - привлечь внимание к деятельности монастыря, к трудам его братии или сестер - а значит, вновь показать важность и непреходящую ценность веры православной.
В монастырях Санкт-Петербургской епархии уделяется внимание всему спектру вопросов церковной жизни. Монашеская жизнь планомерно развивается и приносит добрые плоды. Вижу это, посещая святые обители, совершая в них богослужения, знакомясь с особенностями их бытия. Будем и впредь со тщанием исполнять послушания, помня завет игумена земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, сказанный им в судьбоносную для Отечества эпоху: "Любовью и единением спасемся". В этом и должны быть примером для народа монастыри и их насельники - в любви и единении. В жертвенной христианской любви друг ко другу, объединенные мудрым, требовательным, но и милосердным начальством игуменов и игумений.
В заключение хотел бы привести рассказ из жизни преподобного Антония Великого, который сегодня, в наше неспокойное и волнующее сердца людей время звучит отрезвляюще: "Авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия и судов Божиих, помолился и сказал: "Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, - другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?" - Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: "Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это - душевредно".
Вверим же себя спасительной воли Божией, неленостно исполняя то, к чему призвал нас Господь - дело молитвы, милосердия, любви и сострадания. Будем усердно исполнять возложенные на нас послушания, стремясь приносить добрые плоды на ниве Христовой, с заботой о спасении своей бессмертной души и тех, кого мы, превозмогая человеческую немощь, можем призвать к этому великому делу.
Благодарю за внимание.