Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на II Всероссийском форуме ВРНС
“Формирование национальной идеи суверенной России”
(Мариинский дворец, 18 октября, 14:30)
Уважаемые соборяне, дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Год назад, здесь, в Мариинском дворце, мы начали большой и сложный разговор о том, какой должна быть идеология для современной России. Сегодня, продолжая беседу, поговорим о процессе формирования этой идеи.
Этот процесс имеет исторические, социальные, политические, и, конечно же, духовно-нравственные аспекты.
Отвечая на поставленную тему, необходимо увидеть, как и из чего складывалась сама русская идея, заглянув в её начало - 988-й год, когда Русь была крещена святым князем Владимиром. Будучи до принятия христианства язычником, он жил в плену низменных страстей. Но душа его искала Бога истинного, искала ответ на вопрос, зачем я живу, в чём смысл моей жизни? Духовно прозрев, святой князь буквально, по словам Федора Достоевского, осознал бессмысленность своей плотской жизни: "Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла..."
Духовное прозрение князя Владимира в купели крещения сделало Христа основанием его новой жизни и началом той жизни Святой Руси, которая зародилась в днепровской купели.
Понятие "Русь Святая" было не просто равнением на идеал святости, что уже непросто, но гораздо больше - конечной целью для русского человека. Этот идеал он мог увидеть нигде больше, как только в Евангелии. На смену языческим принципам приходят заповеди блаженства. Лучшими людьми начинают считаться святые: преподобные и праведные, мученики и святители, юродивые и благоверные князья - не успешные и богатые, не хитрые и изворотливые, а совестливые, кроткие, верные, сильные духом. В этой христианской парадигме формируется лицо русского человека. Отсюда и наше мировоззрение, и культура, и традиции, и семейные ценности, и наш русский самобытный характер.
Крещение Руси положило начало становлению самоидентичности русского народа, обретению и проявлению его национальных черт, зарождению национальной идеи.
Далее на Руси зарождается традиция просвещения, заложенная "русскими письменами" святых Кирилла и Мефодия, со своим изобразительным языком, книгами, красивым богослужением. Участвуя в храмовой молитве, человек всецело погружается в атмосферу "нетварных энергий", благодати Божией. Это подлинное просвещение неразрывно связано с идей освящения, обожения человека и отличается от западного Ренессанса, признающего человека мерилом всех вещей, рассматривающего его греховные страсти как проявление высшей ценности - его свободы.
В российской исторической науке прочно вошло в обиход понятие "просветители" относительно тех выдающихся сынов Отечества, которые приняли деятельное участие в просвещение коренных народов страны. И у тюркских, и у финно-угорских, и у славянских народов Великой Руси, как и у народов Кавказа, Средней Азии, Северной Америки и других есть свои герои духа, свои "кириллы и мефодии". Многие из них канонизированы Церковью. Это святые Стефан Великопермский, Трифон Печенгский, Гурий и Варсонофий Казанские, Дионисий Якутский, Макарий Алтайский, Герман Аляскинский, Иннокентий Алеутский - список можно продолжать. Среди тех, кто внес огромный вклад в просвещение страны можно отметить Николая Ивановича Ильминского - просветителя Поволжья. Именно он сформировал систему учительских семинарий в девятнадцатом веке и подготовил первую национальную интеллигенцию для татар, мордвы, удмуртов, башкир, марийцев.
Идеалом святости для народов большой Руси было бескорыстное и жертвенное служения Богу, Родине и людям. Такой человек наделялся чертами героя, о нем помнили, слагали легенды и песни, если был в лике святых, писали богослужебные тексты.
Обратимся к дням сегодняшним. Не уделяя большого внимания западным странам и критике их правительств, посмотрим с точки зрения Евангелия на состояние нравственности в нашей стране. Многие ли из нас могут сказать, что борются со страстями, исполняют Заповеди Божии, живут добродетельной жизнью? Мы хотим возрождения идеалов Руси Святой и при этом совершаем грехи, которые в православной аскетике именуются смертными, мало заботимся о своих семьях и ближних, не исполняем должным образом обязательства по отношению к Родине.
Мы видим глубину нравственного падения, потерю образа Божия людьми, моду на суррогат и пошлость, пропаганду греховного образа жизни - яркие признаки воздействия либеральной западной идеологии.
Предпринимаемых усилий здоровых сил общества, в том числе нашей Церкви, недостаточно, молодёжь, к сожалению, во многом остается заложницей этого либерального деструктивного мировоззрения. Необходимо менять сложившееся у нее видение мира, искусственно созданную с помощью современных технологий красивую картинку, говорящую о вседозволенности как проявлении свободы, успехе любой ценой, эгоцентризме. Важно показывать, что стоит за этим фасадом. Новое поколение хотят лишить мира в душе, способности критически мыслить, искренне любить. Хотят лишить подлинных чувств, сделать бездушными, несчастными и одинокими. А главное, лишают веры во Христа, без которого мир достигает предельной горечи, и как результат - онтологическая бессмысленность.
И на прежней Святой Руси нередко нарушались Заповеди Божии, например, шли междоусобные войны между князьями. Но грешники знали, что творят неправду. А святость была нормой даже для тех, кто до нее не дотягивался.
Однако вопрос не только в том, что мы видим и как критикуем. Важно, насколько мы сами являемся для молодежи примером жизни в вере, духе, силе, убежденности. Молодежь должна видеть в нас нравственный авторитет, когда наши слова, дела и мысли находятся в гармоничном единстве.
Сегодня, как никогда, люди нуждаются в духовной пище. Складывается впечатление, что мир потерял рассудок, но мы как верующие во Христа не теряем надежды, имея твердое упование на Него. Верующий в Господа, - как говорит апостол Петр, - не постыдится (1 Пет. 2,6).
Кратко подводя итог, можно сказать, что святые отцы, выдающиеся просветители открывают важную истину. Несоблюдение Закона Божия приводит к негативным последствиям в жизни общества: наружу выходят низменные инстинкты, присущие человеческой природе со времен Адама и Евы, по слову Священного Писания. И мы в России, пожалуй, как никто другой, пройдя через горнило революционных потрясений, имеем подобный болезненный исторический опыт. Особенно это касается Церкви. В этом горьком опыте нет и не может быть русской идеи. В нём есть только смерть души, а подчас - и тела! Русский народ отверг этот путь. В этом высоком собрании мы свидетельствуем - путь богоборчества, безнравственности - не наш путь.
Имея богатый опыт "проигранных сражений", падений, покаяния, осмысления и восстания, как град Китеж восстает из воды, мы должны поделиться нашей национальной идеей с другими народами.
Русская идея должна строиться на действенном и воплощенном в жизни Евангелии, иначе мы теряем фундаментальную часть мировоззрения. Идея Святой Руси стоит на крепком основании - Христе, на вере "в жизнь будущего века". Временное измерение русской идеи - вечность. Единица измерения в этой системе координат - союз совестливых и христоцентричных людей, объединённых с единомышленниками союзом любви и свободы, достоинства и справедливости. Считаю, что только возвращение к этим базовым принципам образует корневую систему правильного мировоззрения, на котором только и можно построить суверенную национальную идею России.
Благодарю вас за внимание!
“Формирование национальной идеи суверенной России”
(Мариинский дворец, 18 октября, 14:30)
Уважаемые соборяне, дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Год назад, здесь, в Мариинском дворце, мы начали большой и сложный разговор о том, какой должна быть идеология для современной России. Сегодня, продолжая беседу, поговорим о процессе формирования этой идеи.
Этот процесс имеет исторические, социальные, политические, и, конечно же, духовно-нравственные аспекты.
Отвечая на поставленную тему, необходимо увидеть, как и из чего складывалась сама русская идея, заглянув в её начало - 988-й год, когда Русь была крещена святым князем Владимиром. Будучи до принятия христианства язычником, он жил в плену низменных страстей. Но душа его искала Бога истинного, искала ответ на вопрос, зачем я живу, в чём смысл моей жизни? Духовно прозрев, святой князь буквально, по словам Федора Достоевского, осознал бессмысленность своей плотской жизни: "Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла..."
Духовное прозрение князя Владимира в купели крещения сделало Христа основанием его новой жизни и началом той жизни Святой Руси, которая зародилась в днепровской купели.
Понятие "Русь Святая" было не просто равнением на идеал святости, что уже непросто, но гораздо больше - конечной целью для русского человека. Этот идеал он мог увидеть нигде больше, как только в Евангелии. На смену языческим принципам приходят заповеди блаженства. Лучшими людьми начинают считаться святые: преподобные и праведные, мученики и святители, юродивые и благоверные князья - не успешные и богатые, не хитрые и изворотливые, а совестливые, кроткие, верные, сильные духом. В этой христианской парадигме формируется лицо русского человека. Отсюда и наше мировоззрение, и культура, и традиции, и семейные ценности, и наш русский самобытный характер.
Крещение Руси положило начало становлению самоидентичности русского народа, обретению и проявлению его национальных черт, зарождению национальной идеи.
Далее на Руси зарождается традиция просвещения, заложенная "русскими письменами" святых Кирилла и Мефодия, со своим изобразительным языком, книгами, красивым богослужением. Участвуя в храмовой молитве, человек всецело погружается в атмосферу "нетварных энергий", благодати Божией. Это подлинное просвещение неразрывно связано с идей освящения, обожения человека и отличается от западного Ренессанса, признающего человека мерилом всех вещей, рассматривающего его греховные страсти как проявление высшей ценности - его свободы.
В российской исторической науке прочно вошло в обиход понятие "просветители" относительно тех выдающихся сынов Отечества, которые приняли деятельное участие в просвещение коренных народов страны. И у тюркских, и у финно-угорских, и у славянских народов Великой Руси, как и у народов Кавказа, Средней Азии, Северной Америки и других есть свои герои духа, свои "кириллы и мефодии". Многие из них канонизированы Церковью. Это святые Стефан Великопермский, Трифон Печенгский, Гурий и Варсонофий Казанские, Дионисий Якутский, Макарий Алтайский, Герман Аляскинский, Иннокентий Алеутский - список можно продолжать. Среди тех, кто внес огромный вклад в просвещение страны можно отметить Николая Ивановича Ильминского - просветителя Поволжья. Именно он сформировал систему учительских семинарий в девятнадцатом веке и подготовил первую национальную интеллигенцию для татар, мордвы, удмуртов, башкир, марийцев.
Идеалом святости для народов большой Руси было бескорыстное и жертвенное служения Богу, Родине и людям. Такой человек наделялся чертами героя, о нем помнили, слагали легенды и песни, если был в лике святых, писали богослужебные тексты.
Обратимся к дням сегодняшним. Не уделяя большого внимания западным странам и критике их правительств, посмотрим с точки зрения Евангелия на состояние нравственности в нашей стране. Многие ли из нас могут сказать, что борются со страстями, исполняют Заповеди Божии, живут добродетельной жизнью? Мы хотим возрождения идеалов Руси Святой и при этом совершаем грехи, которые в православной аскетике именуются смертными, мало заботимся о своих семьях и ближних, не исполняем должным образом обязательства по отношению к Родине.
Мы видим глубину нравственного падения, потерю образа Божия людьми, моду на суррогат и пошлость, пропаганду греховного образа жизни - яркие признаки воздействия либеральной западной идеологии.
Предпринимаемых усилий здоровых сил общества, в том числе нашей Церкви, недостаточно, молодёжь, к сожалению, во многом остается заложницей этого либерального деструктивного мировоззрения. Необходимо менять сложившееся у нее видение мира, искусственно созданную с помощью современных технологий красивую картинку, говорящую о вседозволенности как проявлении свободы, успехе любой ценой, эгоцентризме. Важно показывать, что стоит за этим фасадом. Новое поколение хотят лишить мира в душе, способности критически мыслить, искренне любить. Хотят лишить подлинных чувств, сделать бездушными, несчастными и одинокими. А главное, лишают веры во Христа, без которого мир достигает предельной горечи, и как результат - онтологическая бессмысленность.
И на прежней Святой Руси нередко нарушались Заповеди Божии, например, шли междоусобные войны между князьями. Но грешники знали, что творят неправду. А святость была нормой даже для тех, кто до нее не дотягивался.
Однако вопрос не только в том, что мы видим и как критикуем. Важно, насколько мы сами являемся для молодежи примером жизни в вере, духе, силе, убежденности. Молодежь должна видеть в нас нравственный авторитет, когда наши слова, дела и мысли находятся в гармоничном единстве.
Сегодня, как никогда, люди нуждаются в духовной пище. Складывается впечатление, что мир потерял рассудок, но мы как верующие во Христа не теряем надежды, имея твердое упование на Него. Верующий в Господа, - как говорит апостол Петр, - не постыдится (1 Пет. 2,6).
Кратко подводя итог, можно сказать, что святые отцы, выдающиеся просветители открывают важную истину. Несоблюдение Закона Божия приводит к негативным последствиям в жизни общества: наружу выходят низменные инстинкты, присущие человеческой природе со времен Адама и Евы, по слову Священного Писания. И мы в России, пожалуй, как никто другой, пройдя через горнило революционных потрясений, имеем подобный болезненный исторический опыт. Особенно это касается Церкви. В этом горьком опыте нет и не может быть русской идеи. В нём есть только смерть души, а подчас - и тела! Русский народ отверг этот путь. В этом высоком собрании мы свидетельствуем - путь богоборчества, безнравственности - не наш путь.
Имея богатый опыт "проигранных сражений", падений, покаяния, осмысления и восстания, как град Китеж восстает из воды, мы должны поделиться нашей национальной идеей с другими народами.
Русская идея должна строиться на действенном и воплощенном в жизни Евангелии, иначе мы теряем фундаментальную часть мировоззрения. Идея Святой Руси стоит на крепком основании - Христе, на вере "в жизнь будущего века". Временное измерение русской идеи - вечность. Единица измерения в этой системе координат - союз совестливых и христоцентричных людей, объединённых с единомышленниками союзом любви и свободы, достоинства и справедливости. Считаю, что только возвращение к этим базовым принципам образует корневую систему правильного мировоззрения, на котором только и можно построить суверенную национальную идею России.
Благодарю вас за внимание!