Его Высокопреосвященству сослужили епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Невского округа протоиерей Алексий Скляров, настоятель иерей Димитрий Малиновский с клиром, протоиерей Петр Мухин и другие священнослужители.
"Время, в которое жил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, было тяжелейшим, - сказал владыка в проповеди. - Он родился в 1873-м году в Архангельской губернии в семье священника. С раннего детства зачитывался житиями святых, особенно мучеников, мечтал пострадать за Христа. Эта детская мечта потом исполнилась. Он получил высшее духовное образование в имперской столице, был ректором семинарий - Рижской, Холмской и Санкт-Петербургской. В 1910-м году стал викарным епископом Гдовским, в 1917-м его избрали архиепископом Петроградским и Ладожским, потом он стал митрополитом Петроградским и Гдовским. Наступило тяжелейшее время, 900-летняя Святая Русь разрушалась. Закрывались храмы, изымались мощи, каждый священник и епископ прошел через гонения - тюрьмы, аресты, многие стали мучениками. В 1922-м году наступил голод, и большевики решили воспользоваться им как поводом изъять имущество Церкви. Святейший Патриарх Тихон и митрополит Вениамин в посланиях говорили, что готовы передавать все ценное, что есть в храме, если это поможет голодающим, участвовать в распределении ценностей. Но властям это было не нужно, они хотели сами все изъять и уничтожить Церковь. В Петрограде начались протесты духовенства и мирян. Арестовали 86 человек во главе с владыкой Вениамином. Четверых расстреляли, остальные получили различные сроки лишения свободы, 26 человек суд оправдал. Первыми пострадавшими стали владыка Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров. Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Михаил Союзов скончался в тюрьме. Недавно его причислили к лику святых как исповедника. Он пострадал за Христа, его мощи обретены и сегодня находятся в Князь-Владимирском соборе".
"Мы видим, через какие скорби проходит человек и эти скорби не просто так бывают, - продолжил архипастырь. - Нам кажется, что они от людей. Но чашу и скорбь дает Господь. Мы сами это не раз слышали и читали. Господь сам испил чашу, которая Ему дал Отец Небесный. Почему скорби приходят, какая от них польза? Потому что человек без них не спасется. Он прилепляется к праху, ведь все, что на земле, - это прах. Например, любая машина - это прах. Она сделана из железа. А железо сделано из руды. А руда откуда? Из земли. А земля - это прах. И так, что ни возьми. О человеке Господь сказал: "Прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3:19). Когда мы прилепляемся к материальному, должности, деньгам, славе, в нас духовная жизнь уже не происходит. Времени для Бога не остается. Человек уже не на Бога рассчитывает, а на свои связи, власть, богатство - и погибает. Чтобы он не погиб, Господь попускает скорби. Если человека засасывает гибельное болото бездуховности, Господь попускает скорби - войны, болезни, катастрофы и другие несчастные случаи. В страдании мы начинаем задумываться о Боге, обращаться к Нему и, может быть, в храм зайдем. А раньше некогда было в храм зайти, все время куда-то спешили, все казалось мало. Могли остаться без Бога, без вечности. А Господь создал нас для вечности, не для земли. Для Царства Небесного и вечной жизни с Ним".
"Надо понимать: если скорбь пришла - значит, мы слабые христиане, не подвизаемся и мало молимся. Хотя у сильных христиан тоже были скорби. На преподобного Серафима Саровского, хоть он не был слабым христианином, напали разбойники и побили. И у святых бывают скорби. Христос имел скорбь, и Божия Матерь, и все апостолы прошли через скорби. Это были сильные христиане, а что тогда говорить про нас? Господь нас отвязывает от привязанностей, чтобы мы задумались о Боге, о вечном жизни, и потому посылает нам скорби. В этих скорбях надо приносить плоды праведности, иначе в Царствие Небесное не войдем. Господь называет нас Своим виноградом, а Он - садовник и ждет от нас плодов. Сейчас вся природа, наши сады и огороды приносят плоды. Надо задуматься: а какой плод принесли мы? Не придет ли Садовник, чтобы вырубить то, от чего ничто не рождается? Господь нас рассматривает: не зря ли мы землю занимаем, может, освободить ее для других, которые принесут Ему плоды. Раз уж мы Бога познали, значит, надо что-то ему приносить. Каждый - что может, но обязательно надо добрые дела делать. Вера без дел мертва: только они показывают, что мы верующие. Мы надеемся на милость Божию, потому что нашими трудами не спасемся. Только милостью Божией. Но Господь ждет от нас и добрых дел тоже. Пример таких святых, как митрополит Вениамин Петроградский, показывают, какая была крепкая вера у них. Они доверяли промыслу Божиему. Без него ничего не происходит. Если Русской Церкви суждено было пройти эти испытания - значит, надо было пройти. И верующие шли - в тюрьмы, колонии. Многих священников, архиереев, монашествующих и мирян расстреляли, но все верили, что за смертью их ждет вечная жизнь, и исповедовали Христа до конца. Не отрекались от Него. Как бы ни хотели следователи, чтобы они признали какую-то свою вину, они ее не признавали и все доверяли Богу. Если Он хочет провести кого-то этим путем, значит, надо им пройти. Спаситель сам прошел крестным путем вплоть до Голгофы. Владыка Вениамин достойно испытал свою голгофу и сегодня прославляется нами", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.
Верующим раздали иконки священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, с патриаршим благословением.
Храм святого апостола Петра в Веселом поселке был заложен 23 апреля 2005 года. Посвящение главного алтаря апостолу Петру объясняется тем, что храм возводился в парке Строителей. Этот апостол - небесный покровитель строителей. 50-метровый храм с еще более высокой колокольней, спроектированный Андреем Лебедевым в новорусском стиле, стал архитектурной доминантой района.
ИА "Вода живая",
12.08.23