В канун дня памяти блаженной Ксении Петербургской, 5 февраля, в Музее истории религии прошел пресс-показ собрания, посвященного небесной покровительнице Санкт-Петербурга.
Коллекция в основном формировалась последние 30 лет. Это иконы, рисунки, литографии, скульптуры из дерева, пасхальные яйца с изображением святой. Особый интерес представляет эскиз мозаики для храма святой Ксении Петербургской в Сестрорецке художника Светланы Кобышевой (2015). Есть и графическая икона авторства иконописца Дмитрия Мироненко. Часто художники изображают Ксению в узнаваемом петербургском антураже: на фоне силуэтов зданий, фрагментов набережных.
"Святая приняла на себя подвиг юродства, 45 лет бродила по улочкам молодого города Санкт-Петербурга, - сказала главный хранитель ГМИРа Елена Денисова. - Это было в восемнадцатом веке, она скончалась в начале девятнадцатого, хотя документальных подтверждений не сохранилось. Музей истории религии собирает все артефакты, связанные с той или иной религией. Коллекция православия у нас обширная, в ней есть изображения блаженной Ксении, которая была канонизирована 6 июня 1988 года, в год, когда отмечалось тысячелетие Крещения Руси. Паломничество к Ксении началось с момента ее захоронения и продолжается в наши дни, и мы собираем артефакты, связанные с этим историческим явлением. Ее почитание распространилось на всю Россию. Современные художники часто обращаются к ее образу - у нас есть иконы, графика и скульптура. Но особое внимание хочу обратить на фрагменты штукатурки. Несмотря на то, что в советское время боролись с "пережитками прошлого", поток людей к часовне не иссякал. Она закрывалась несколько раз, последнее закрытие было в 1962 году. Часовня ветшала, осыпалась штукатурка. Наши сотрудники отправлялись в местные экспедиции, и таким образом собрана часть штукатурки, на которой можно прочитать надписи. Ко Ксении обращались с разными просьбами. Это и помощь в суде, и помощь в обмене квартиры. Нерадивые студенты записочки бросали с просьбой помочь сдать экзамен. Ранние изображения на двух гравюрах относятся к концу к концу XIX века, это изображения еще не канонизированной Ксении. Деревянная скульптура авторства Бориса Сергеева - дар 2016 года. Коллекция будет пополняться, художники постоянно обращаются к образу святой, потому что она - символ нашего города".Научный сотрудник музея Светлана Клименко рассказала, что, по косвенным данным, родилась Ксения Блаженная между 1716 и 1731 годом, а умерла в период от 1790 до 1826-го. На могильной плите было написано, что здесь погребена раба Божия Ксения Григорьевна, которая в 26 лет овдовела и 45 лет странствовала. Когда она взяла на себя подвиг юродства, свой дом подарила знакомой. Сохранились рассказы о том, что врачи провели экспертизу, действительно ли она может распоряжаться своим имуществом, не сошла ли с ума. И сделали вывод, что она вменяемая и может распоряжаться имуществом, как хочет. Сохранились свидетельства и о том, что когда началось строительство Смоленской церкви на Смоленском кладбище, за Ксенией проследили и увидели, что она ночью таскает кирпичи на леса. А главное, Ксения творила чудеса. В те времена считали, что если она подошла к какому-то человеку, что-то дала или о чем-то попросила, это хороший знак. Если извозчик подвезет Ксению, то будет хороший доход в этот день, и торговцы что-то ей давали, чем-то угощали, тогда у них торговля шла хорошо. Ксения предсказала смерть императрицы Елизаветы Петровны, убийство князя Иоанна Антоновича. Часто она что-то предсказывала простым людям, помогала создавать семьи. Известно, что Ксения не только помогает в создании семьи, но также отвращает от брака нежелательного. Об этом говорит одно из ее посмертных чудес. Есть версия, что после этого чуда мать девушки, избавленной от нежелательного брака, вложила деньги в строительство часовни. Ее дочь собиралась замуж, буквально накануне свадьбы с матерью пошла к Ксении помолиться, и после этого больше с женихом не виделась - оказалось, что он был не тем, за которого себя выдавал.
Журналистам показали записки из фондов музея 1960-х годов. Среди них есть написанные пером и чернилами, то есть подготовленные заранее, и есть записки карандашом - они могли быть написаны прямо на кладбище. Просьбы были в основном утилитарные: сдать экзамен, поступить в университет, отвратить от алкоголя, прописать раба Божия такого-то.
Могила блаженной сразу стала объектом паломничества. Поначалу над ее могилой была всего лишь насыпь, и люди стали ее растаскивать. Потом поставили могильную плиту, ее тоже раскололи по кусочкам и растащили. Тогда решили построить часовню, собирали пожертвования. Первая часовня была построена в XIX веке, упоминание о ней встречается в 1878 году. Она простояла до начала XX века, в 1902 году была построена часовня по проекту Александра Всеславина, которая существует и сейчас.
Блаженная Ксения Петербургская провела в юродстве 45 лет и скончалась в начале XIX века. Она была погребена на Смоленском кладбище. 6 июня 1988 года, после многолетнего народного почитания, она была причислена к лику святых Поместным Собором.
ИА "Вода живая",
05.02.25
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Государственный Музей Истории Религии (ГМИР)
190000, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Почтамтская ул, 14/5Упоминания в новостях
1 декабря 2025
Открылся фестиваль "Невский благовест"
...
Специальными призами Императорского монетного двора были награждены создатели фестиваля - епископ Кузнецкий и Никольский Назарий, руководитель фестиваля Раиса Евдокимова, президент Музея истории религии Любовь Мусиенко, президент фестиваля народный артист России Николай Буров, глава администрации Фрунзенского района Константин Серов ...
18 октября 2025
Представлена выставка "Нам теперь открыты ваши имена"

