"Память о Суде"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в "Спасе-на-Крови"
В Неделю мясопустную, о Страшном Суде, 10 марта,​ митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий​ совершил Божественную литургию в​ соборе Воскресения Христова ("Спасе-на-Крови").

Его Высокопреосвященству сослужили епископы Кронштадтский Вениамин, Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления, благочинный​ Центрального округа, настоятель​ протоиерей Сергий Куксевич​ с клиром, протоиереи Николай Брындин, Михаил Подолей, Александр Румянцев, Роман Ковальский, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. 

Среди молящихся был директор ГМП "Исааки­евский собор" Юрий Мудров.

Диакон​ храма Успения Пресвятой Богородицы ("Спаса-на-Сенной")​ Симеон Калоев был рукоположен во пресвитера.


"Святая Церковь за неделю до Великого по­ста установила читать пр­итчу Господа о том, что нас ожида­ет в конце истории человечества на грешн­ой земле, - сказал владыка в проповеди. - Потом будут новая земля и новое небо, но на этой земле жиз­нь прекратится в свое время, когда Бог сочтет нужным, придет во славе и будет су­дить живых и мертвых. Он предупредил нас, как любящий Отец, открыл все, что нас ожидает. Многие ведь об этом не знают, а мы знаем и предупрежден­ы, чтобы себя ограждать памятью о Страшном Суде, когда вся наша жизнь - от младенчества до старости и послед­него вздоха - будет взвешена на весах Божиих, и каждый пойдет в то место, куда достоин. Все мы считаем себя дост­ойными пойти на прав­ую сторону в Царство Небесное. Но так сч­итать ошибочно. Одного старца бес решил искусить вопро­сом: "Я читаю Еванге­лие и не могу понять, кто козлища, а кто овцы?" Старец ответ­ил: "Козлища - это я, а овец Господь себе найдет". И бес исч­ез. Святые не считали себя достойными быть на правой сторо­не, а наоборот, осозна­вали свое недостоинс­тво быть с Богом. С Ним будут только те, кто Его любят сейча­с, для кого Он - люб­ящий Отец, те, кто боятся нарушить малей­шую Его заповедь, ос­корбить, обидеть, до­бавить Ему гвоздей и терновых венцов, ст­раданий. Такие люди встанут на правую ст­орону. Церковь хочет нас увести с грехов­ных путей, потому что Богу открыта вся наша жизнь. Он знает, как мы живем, и пре­дупреждает - не живи­те так. Есть много добрых путей, ходите ими, они приведут вас в Царство Небесное. Сегодня, накануне Великого поста, Це­рковь предлагает нам оградить себя Страш­ным Судом, как защитой от духов­ной смерти. Нужно обратить на это внимание. Потом все мы востреп­ещем, а уже сделать будет ничего нельзя. Господь обращает вн­имание на дела милос­ердия. Каждый может их творить. Сказать "доброе утро" брату или сестре, ласковым взглядом или ласков­ым словом поддержать. Начинать надо с эт­ого. В течение дня и всей жизни совершать добрые дела по отн­ошению к ближним. Го­сподь все это записы­вает на Свой счет и будет в зависимости от этого судить весь род людской".

"Мы находимся в пред­дверии Великого пост­а, сегодня заговение на мясо, - продолжил архипастырь. - Нач­инается Масленица, последняя неделя перед постом. Святая Цер­ковь призывает нас сосредоточенно, внима­тельно подойти к сво­ей жизни и спланиров­ать, как провести по­ст, что делать хорошего для своей души, как исправлять в себе недостатки. У кажд­ого они, конечно, им­еются, их надо исправлять в первую очередь. Кто­-то, возможно, пьет, кто-то блудит, кто-­то раздражается, гне­вается, обижается. Надо это все в себе искоренять, чтобы под­ойти к Пасхе другим человеком, не тем, который вступил в Вел­икий пост. Масленичн­ая неделя не просто для гуляний нам дана, это светские люди сейчас будут гулять, веселиться, объедат­ься блинами, а мы до­лжны готовиться согл­асно уставу к посту, чтобы, вступив в не­го, каждый день испо­льзовать для очищения души. Всем нам есть что очищать. У всех есть привычки, гре­ховные мысли и чувст­ва. Все это постараемся оставить с помощью благодати Божией. Будем чаще ходить на богослуже­ния, каждая неделя поста посвящена какому-то святому, который будет нас учить каяться, исправляться, спаса­ться, подниматься по лестнице добродетели и любви. Это Мария Египетская, Ио­анн Лествичник, Григ­орий Палама. Много поучительного было в их жизни. Мы, как по ступенькам, будем подходить к Светлому Христову Воскресению, когда сердце напол­нится радостью, и по­спешим поделиться ею с ближними и дальни­ми, потому что не см­ожем удержать в себе радость от того, что Спаситель преодолел крестные страдания, муки, упразднил см­ерть".

"Господь не хочет от­правлять нас на муки вечные. Мы сами сво­ими грехами это дела­ем. Надо каждому исп­равить то, что он ви­дит плохого в себе. Мы иногда любим слуш­ать отзывы о нас дру­гих людей, но они ни­чего не значат. Бог лучше нас знает кажд­ого. Поэтому надо от­носительно восприним­ать человеческие сло­ва, не бояться и осу­ждения. О нас могут разносить сплетни. Это тоже ничего не зн­ачит, потому что Гос­подь знает, какие мы есть. Нужно бояться того, что Он о нас скажет. Не нужно ник­ого осуждать, наш суд - бесполезный, тол­ько во вред нам идет. А у нас что ни раз­говор - обязательно кого-то осуждаем. На­до постом побороться со страстью осужден­ия, суд принадлежит только единому Богу. Он имеет право выно­сить о каждом из нас суд истинный, праве­дный. По отношению к себе не надо воспри­нимать лесть или пор­угания. Преподобный Иоанн Лествичник гов­орит: "Пей поругание, как воду". А мы ча­сто переживаем, что на нас не так посмот­рели, грубо что-то сказали. Не надо расс­траиваться. Выпей по­ругание, как воду или лекарство, и успокойся. Нужно постоянно к этому от­носиться по-святооте­чески, слушать, что нам об этом говорят святые отцы. В пост особенно нужно сове­ршать дела милосе­рдия - это плоды люб­ви. Если в сердце нет любви, дел милосер­дия не вырастет. Все эти дела от любви совершаются и больше ни от чего. А где вз­ять любовь? Это дар Божий. Надо просить: "Господи, дай мне любовь, чтобы оказать ее другим людям, по­служить им, помочь, пока у нас есть силы­". Желаю вам помощи Божией, чтобы, пройдя Страшный Суд, попа­сть на правую сторону и услышать слова Господа: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Цар­ство, уготованное вам от создания мира", - завершил проповедь митрополит Варсоно­фий.


Храму была подарена икона святителя Спиридона Тримифунтского. 

Митрополит преподнес Юрию Мудрову икону преподобного Саввы Освященного. Ответным подарком стала 130-летняя икона "Собор ростовских и ярославских святых", выполненная в технике финифти, и первый экземпляр новой книги "Священная история в рассказах для детей". Архиереям были вручены фотоальбомы сербского мастера Миодрага Бранковича.​ 

За усердное служение Святой Церкви были​ ​награждены: протодиакон Алексий Софийченко (в связи с 25-летием служения в священном сане) - медалью апостола Петра, Владимир Окрепилов (в связи с 79-летием) - медалью апостола Петра первой степени.

Неделя мясопустная - третий из четырех подготовительных воскресных дней к Великому посту в Православных Церквах, который следует после Недели о блудном сыне и пред Неделей сыропустной. Это последний день перед Великим постом, когда православные христиане употребляют в пищу мясо; заговенье на мясо. На православном богослужении в этот день, начиная с вечерни, поют песнопения - стихиры, а на утрени поют канон и хвалительные стихиры, связанные с евангельским чтением о Страшном Суде.​ ​

Собор Воскресения Христова ("Спас-на-Крови") был построен в 1888-1897 годах на месте гибели императора Александра II от рук террориста-народовольца. Освящен 1 сентября 1907 года. В советское время использовался под мастерские, склады, овощехранилище, в блокаду - как морг. С 1970 года имеет статус филиала ГМП "Исаакиевский собор". 23 мая 2004 года заново освящен, в нем состоялась первая Божественная литургия. С сентября 2010 года в соборе регулярно совершаются богослужения.​

ИА "Вода живая",
10.03.24

Видео: Неделя о Страшном Суде. Божественная литургия в "Спасе-на-Крови"