Документ утвержден решением Священного Синода от 9 марта 2017 года (журнал № 17).
В целях развития миссии тюремного служения в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации Священный Синод Русской Православной Церкви, изучив опыт формирования института "Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими" (далее по тексту ― Помощников), утверждает следующие основные положения, регулирующие статус и деятельность священнослужителей, состоящих в должности Помощников:
1. Кандидатуры на должности Помощников определяются епархиальными архиереями из числа священнослужителей, имеющих опыт тюремного служения, а назначение на должность осуществляется руководителями территориальных органов ФСИН России после согласования кандидата с ФСИН России.
Выдвижение епархиальными архиереями кандидатур мирян на должности Помощников недопустимо. Согласование епархиальным архиереем кандидатур мирян на должности Помощников возможно только в порядке исключения и по благословению Патриарха Московского и всея Руси.
Настоящее Положение применимо к Помощникам, назначенным руководителями территориальных органов ФСИН России из числа священнослужителей, кандидатуры которых были представлены епархиальным архиереем.
2. Назначенные на должность Помощника священнослужители являются клириками соответствующей епархии, за ними сохраняются должности настоятеля или штатного священнослужителя в приходе, на подворье или ином каноническом подразделении епархии с сохранением также полного жалования.
В тех случаях, когда при назначении на должность Помощника, священнослужители переводятся в клир епархии, возглавляемой главой митрополии, таковые священнослужители должны определяться на должности настоятеля или штатного священнослужителя в одном из приходов, подворий или иных канонических подразделений этой епархии с назначением полного жалования.
3. Священнослужители, назначенные на должность Помощника, осуществляют свою деятельность в территориальных органах ФСИН России на должности, относящейся к категории гражданских служащих, на основе трудового договора и, в рамках должностных обязанностей, обусловленных трудовым договором, подчиняются начальнику территориального органа ФСИН России или иному лицу в соответствии с установленной подчиненностью.
В своей богослужебной и пастырской деятельности они состоят в подчинении епархиального архиерея с ответствующей епархии.
В митрополиях священнослужители, выдвигаемые на должность Помощников, должны либо относиться к клиру епархии, возглавляемой главой митрополии, либо при назначении на должность переводиться в клир этой епархии. Исключения могут быть сделаны по письменному согласованию, зафиксированному в протоколах архиерейского совета митрополии, главы митрополии и епархиального архиерея данного клирика при условии, что в вопросах взаимодействии с ФСИН Помощник будет находится в подчинении главы митрополии.
4. В митрополиях Помощники координируют деятельность священнослужителей всех епархий митрополий в вопросах административного взаимодействия с территориальными органами ФСИН.
В своей пастырской и богослужебной деятельности упомянутые священнослужители находятся в каноническом подчинении своих епархиальных архиереев, при координации этой деятельности в исправительных учреждениях через архиерейские советы митрополий. Помощники осуществляют наблюдение за таковой деятельностью с правом доклада епархиальным архиереям и архиерейским советам митрополий.
5. Епархиям, выдвигающим кандидатуры на должности Помощников, следует иметь в виду, что священнослужители, осуществляющие служение в канонических подразделениях епархии, не являются работниками в смысле Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор с ними не заключается. На священнослужителей не распространяется законодательство о труде, в том числе положения о совместительстве, а также положения об ограничении совместительства для руководителей организаций.
Священнослужители, назначенные на должности Помощников, могут быть освобождены от должностей в епархии, почислены за штат или переведены на служение в канонических подразделениях "по совместительству" только по причинам, связанным с внутренними установлениями Русской Православной Церкви. Назначение на должность Помощника само по себе не является причиной для принятия подобных решений.
В случае необходимости, епархиям следует разъяснять начальникам территориальных органов ФСИН России особенности оформления служения священнослужителей в канонических подразделениях епархий.
6. Епархиальные архиереи определяют для священнослужителей, назначенных на должности Помощников, богослужебную и иную нагрузку в канонических подразделениях епархии с учетом обеспечения исполнения ими обязанностей в территориальных органах ФСИН России и в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви.
7. На Помощников возлагаются обязанности благочинных тюремных храмов, расположенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы в границах субъекта Российской Федерации, в котором действует соответствующий территориальный орган ФСИН России.
8. Право отзыва священнослужителя, назначенного на должность Помощника, принадлежит главе митрополии или епархиальному архиерею епархии, не входящей в состав митрополии. Основаниями такого отзыва могут являться прошение священнослужителя, неудовлетворительная работа в должности Помощника, канонические прещения, иные основания, обусловенные внутрицерковной целесообразностью.
В тех случаях, когда при назначении на должность Помощника священнослужитель был переведен в клир епархии, возглавляемой главой митрополии, по освобождении от должности Помощника он может быть переведен в клир епархии, в которой состоял до назначения.