Митрополит Варсонофий совершил богослужения понедельника 1-й седмицы Великого поста
В понедельник 1-й седмицы Великого поста, 2 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе - утреней, часами, изобразительными и вечерней.
В тот же день правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов с клиром и другие священнослужители.
Он посоветовал чаще причащаться во время Великого поста: "Почему у нас совершается литургия Преждеосвященных Даров в среду и пятницу? Первые христиане не могли долго, целую неделю не причащаться, не соединяться с Богом. Поэтому в среду и пятницу стали причащать Дарами, заготовленными в воскресенье. Чаще приступайте к этому Таинству, на вас будет благодать Божия".
На первой седмице Великого поста с понедельника по четверг в храмах совершается чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей - около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. Чтение канона завершается повторением ирмоса 9-й песни, прославляющего явившую нам Христа Богоматерь как высшую всех Небесных Сил.
ИА "Вода живая",
02.03.20
В тот же день правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов с клиром и другие священнослужители.
"Пост - это не человеческое изобретение, а установление Божие, - сказал владыка в проповеди. - Первую заповедь о посте Бог дал в раю Адаму и Еве: "От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него" (Быт. 2:16, 17). Господь не сказал, что если они вкусят запретные плоды, то убьет их. Но изрек: "В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:17). Это означает, что человек свободно принимает в себя зло, а вместе со злом в душу вползает смерть. И вот, мы убеждаемся, что, совершая всякое зло, впускаем в душу грех, а тем самым - и смерть для души. Господь же хочет сделать нас счастливыми, ограждает нас заповедями Своими. Он заповедовал не убивать, не красть, не прелюбодействовать. Это та же первая заповедь в раю, когда Бог велел не вкушать плода. Если человек вкусит плод, то в его душу войдет смерть. А что вкушать велел Господь? Тело и Кровь Свои: "Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите". Вот видите, мы, принимая Его Тело и Кровь, вкушаем бессмертие. А впуская в душу грех, принимаем смерть. Так что, мы - самоубийцы? Почему совершаем грех, в душу заводим смерть? Господь не хочет этого. "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4:4), - сказано в Писании. Человек живет молитвой к Богу, предстоянием перед Ним. В великопостные дни мы должны ощутить себя грешниками и почувствовать нужду во Враче".
"Многие не знают, не чувствуют своих грехов, на исповеди не знают, в чем каяться - продолжил архипастырь. - Поэтому Церковь весь пост будет усиленно напоминать, чтобы мы просили: "Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Нужно видеть себя, свои грехи, просить у Бога прощения. А у нашего брата - свои грехи, пусть он также молится и просит прощения. Мы должны о нем молиться, чтобы Господь как нас милует, так и его помиловал бы. Не осуждать надо, как мы обычно делаем, а молиться. Осуждать проще всего, а молитва - это труд. Мы - болящие, и он тоже. Поэтому мы постоянно молимся, пишем записки и за физически, и за духовно болящих, ведь они страдают от грехов и порочной жизни".
"Мы начали сегодня читать канон Андрея Критского, который прекрасно изложил нам историю греховной жизни человечества. Святой Андрей приводит примеры и праведников, и грешников. Праведникам надо подражать, а у грешников учиться тому, как нельзя поступать. Если не поступать, как грешники, все будет, как в каноне сказано, потому что он построен на Библии - истории грехопадения, искупления и преображения человеческой души. Когда мы видим грешников, нужно извлекать уроки и, как они, не поступать. В каноне много грехов приводится в пример - это для нас, чтобы мы посмотрели на себя. И если у нас такие грехи, надо каяться, не отчаиваться. Ведь в какой бы бездне человек не находился, Господь его простит. Множество согрешений было у людей, которые стали потом святыми. В пример нам - апостол Петр, царь Давид и все, кого Бог помиловал. Настолько наш Господь милостивый, что стоит человеку протянуть к Нему руки, как Он тут же идет навстречу. Он пришел спасать не праведников, а грешников. Так вот, если мы грешники, значит, Бог нас спасет, а если "праведники" в прелести, то мы безнадежно больны. Таких "праведников" было много во времена Спасителя, и они за Ним не пошли, так и остались без спасения. А блудницы, мытари, рыбаки шли за Ним, и все оказались в Царствии Небесном. Поэтому мы должны считать себя не праведниками, а грешниками. Нужно хорошо исповедоваться и не впадать в одни и те же грехи. Иначе проходит пост за постом, а мы остаемся на тех же позициях, а иногда и усугубляем. Бывает, мы не знаем, что совершили грех, но когда уже знаем и повторяем его, не боясь Судии и людей не стыдясь, - это дерзость перед Богом. Поэтому лучше покаяться раз и навсегда, и больше никогда не впадать в эти грехи", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Он посоветовал чаще причащаться во время Великого поста: "Почему у нас совершается литургия Преждеосвященных Даров в среду и пятницу? Первые христиане не могли долго, целую неделю не причащаться, не соединяться с Богом. Поэтому в среду и пятницу стали причащать Дарами, заготовленными в воскресенье. Чаще приступайте к этому Таинству, на вас будет благодать Божия".
На первой седмице Великого поста с понедельника по четверг в храмах совершается чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей - около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. Чтение канона завершается повторением ирмоса 9-й песни, прославляющего явившую нам Христа Богоматерь как высшую всех Небесных Сил.
ИА "Вода живая",
02.03.20
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях
5 ноября 2024
Прошла дискуссия о традиционных ценностях
... Дискуссия «Содержание, значение и взаимосвязь понятий: мировоззрение, идеология, традиционные ценности в современной России», организованная совместно с духовно-просветительским центром «Керигма», прошла 5 ноября в Казанском кафедральном соборе ...
4 ноября 2024
Состоялась встреча с иереем Павлом Островским
... В праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, 4 ноября, в конференц-зале крипты Казанского кафедрального собора прошла встреча с известным блогером, миссионером, автором книг, настоятелем храма великомученика Георгия Победоносца в Нахабине (Москва) иереем Павлом Островским ...