Митрополит Варсонофий совершил вечерню Великой пятницы в Казанском соборе
В Великую пятницу, 17 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил вечерню с чином выноса Плащаницы в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков и клирики собора.
Прокимен "Разделиша ризы..." исполнили протодиакон Симеон Белецкий и хор собора.
В конце вечерни при пении тропаря "Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое", из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.
Правящий архиерей прочитал канон "О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы".
Вечерня совершается в третьем часу дня, в час кончины Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с него тела Христова и его погребения. Cвященнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, выносят из алтаря на середину храма и располагают на гробнице. Верующие поклоняются Плащанице и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Чин выноса Плащаницы был включен в вечерню в конце XVI века, а с XVII столетия стал общепринятым. Он был заимствован русской церковной практикой из Константинополя, в дальнейшем его форма развивалась в русских храмах самостоятельно. Исторически некоторые особенности чина могли отличаться в зависимости от монастыря.
ИА "Вода живая",
17.04.20
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков и клирики собора.
Прокимен "Разделиша ризы..." исполнили протодиакон Симеон Белецкий и хор собора.
В конце вечерни при пении тропаря "Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое", из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.
Правящий архиерей прочитал канон "О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы".
"Поздравляю вас с Великой пятницей, - сказал владыка в проповеди. - Сейчас мы сняли тело Господа нашего Иисуса Христа с Креста, положили на камень помазания, прочитали "Плач Пресвятой Богородицы". Вот так завершилось событие, которое спасло нас всех. Последние дни Своей жизни Спаситель провел в унижениях, которые только можно нанести человеку. Он перенес два суда, а третий оставил за Собой. Первый был судом первосвященника, главы ветхозаветной Церкви. Он и другие священники были воспитаны на Священном Писании, читали пророчества, знали, что Мессия должен прийти и что уже пришел. И вот, Мессия перед ними предстал. Кто такой Иисус Христос? Бог. Первосвященник судит Бога. Вот такая жуткая картина. Это те люди, которые изучали буквально каждое слово в Библии. Они знали, где родится, при каких обстоятельствах должен прийти Мессия. Видели чудеса: буквально на днях Христос воскресил четверодневного Лазаря. Какому человеку это по силам? Никакому, даже первосвященнику. Иисус говорит, что Он действительно Сын Божий. Этого первосвященнику было достаточно, чтобы вынести приговор: предать Его смерти. Как можно Сына Божия предать смерти? А вот можно... приговор первосвященника был вынесен. Это был первый суд".
"Потом привели Его на светский суд - к Пилату, - продолжил архипастырь. - Тот поначалу хотел даже отпустить Иисуса, потому что не находил в Нем никакой вины. По римскому праву нельзя было просто так осудить человека. Но оказывается, можно. Почему Пилат не отпустил Иисуса, пошел на поводу у иудеев? Из страха - как бы чего не вышло, мало ли кто донесет римским властям, что он отпустил опасного преступника, врага империи. Пилат решил: одним человеком больше, одним меньше. Поэтому, хотя и сказал, что никакой вины за Ним не находит, отдал приказ предать Его смерти".
"Мы видим сейчас Господа на плащанице, глаза Его закрыты, руки сложены на груди. Сколько эти руки принесли добра! Исцеляли больных, открыли очи слепым, слух глухим, очистили прокаженных. И вот, сегодня они сложены на груди. Так завершилось пришествие в мир нашего Господа. Так люди отплатили Ему за любовь. Нам, сегодняшним, надо не повторять ошибок, которые совершили люди тогда. Нужно исполнять заповеди и больше своими грехами не вбивать гвозди в запястья Христа, не укалывать Его нашими греховными помыслами, а жить в чистоте. Через некоторое время мы снова соберемся, чтобы совершить чин погребения Господа. А пока можем приложиться к плащанице, покаяться в грехах и поблагодарить Господа за то, что Он взял на Себя наши грехи, пронес наше бремя. Постараемся оправдать доверие Господа, будем верными священнослужителями и мирянами", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось на страничке собора "ВКонтакте".
Вечерня совершается в третьем часу дня, в час кончины Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с него тела Христова и его погребения. Cвященнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, выносят из алтаря на середину храма и располагают на гробнице. Верующие поклоняются Плащанице и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Чин выноса Плащаницы был включен в вечерню в конце XVI века, а с XVII столетия стал общепринятым. Он был заимствован русской церковной практикой из Константинополя, в дальнейшем его форма развивалась в русских храмах самостоятельно. Исторически некоторые особенности чина могли отличаться в зависимости от монастыря.
ИА "Вода живая",
17.04.20
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях
5 ноября 2024
Прошла дискуссия о традиционных ценностях
... Дискуссия «Содержание, значение и взаимосвязь понятий: мировоззрение, идеология, традиционные ценности в современной России», организованная совместно с духовно-просветительским центром «Керигма», прошла 5 ноября в Казанском кафедральном соборе ...
4 ноября 2024
Состоялась встреча с иереем Павлом Островским
... В праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, 4 ноября, в конференц-зале крипты Казанского кафедрального собора прошла встреча с известным блогером, миссионером, автором книг, настоятелем храма великомученика Георгия Победоносца в Нахабине (Москва) иереем Павлом Островским ...