Открылась выставка "Новые загадки картин Леонардо да Винчи"

Выставка "Новые загадки картин Леонардо да Винчи" открылась 20 февраля в Пикетном зале Эрмитажа. На церемонии присутствовала настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова). Проект организован совместно с Музеем христианской культуры и посвящен последним открытиям в изучении наследия великого художника.

Впервые широкой публике представлены две работы из собрания Музея христианской культуры, связанные с именем Леонардо, - картины "Мадонна в скалах" и "Битва при Ангиари". В экспозицию также вошла картина "Ангел" из коллекции Эрмитажа. Есть веские основания предполагать, что над этими картинами работал сам мастер. На это указывают исторические документы, анализ живописной манеры и результаты рентгенографии.

На пресс-конференции в Эрмитажном театре директор музея Михаил Пиотровский отметил, что выставка представляет собой дискуссию, и одна из важнейших тем музейных дискуссий - авторство и авторское право в истории. Эрмитаж всегда участвовал в таких обсуждениях и инициировал их. Еще одна традиция - сотрудничество с частными музеями.  

"У нас в стране возникло много коллекций классического и современного искусства, - продолжил он. - Сегодня мы представляем результат взаимодействия с Музеем христианского искусства. Одна из традиций Эрмитажа - изучение Леонардо да Винчи. У нас есть блестящая коллекция самого Леонардо, а также представлено интереснейшее явление - "леонардески", традиционно относимые к школе художника. Новейшие технологии позволяют подробно изучить технику и краски, тщательно реставрировать, детально посмотреть на работы круга Леонардо, определить, насколько там присутствует рука великого мастера".

Научный консультант Елена Маклакова рассказала о работе Музея христианской культуры. Он был открыт в 2021 году в многофункциональном комплексе "Наследие". Прежде музей существовал на подворье Константино-Еленинского монастыря. Его задача - рассказать об истории христианского искусства от римского императора Константина до последнего российского императора Николая II. Коллекция включает иконы, паломнические реликвии, работы живописцев, памятники старообрядчества, ковчеги для мощей, ювелирные украшения. Собрание икон XVI-XX веков знакомит со школами иконописания: московской, новгородской, "северными письмами", Мстерой, Палехом и другими. Представлена коллекция западноевропейской живописи, в частности, итальянского Возрождения. Экспонаты находятся не в витринах, а "в свободном доступе", в непосредственной близости к зрителю. Используются новые технологии - проекции, интерактивные столы для знакомства с редкими изданиями, очки виртуальной реальности.

О картине "Мадонна в скалах" рассказал главный научный сотрудник Эрмитажа, автор концепции выставки Сергей Андросов. В истории живописи существуют три версии картины. Первую Леонардо написал в 1483-1484 годах как алтарный образ в церкви Сан Франческо Гранде Милана, но она так и не попала туда и находится в Лувре. Вторую версию исполнили ученики да Винчи под его руководством для той же церкви, она хранится в Национальной галерее Лондона. В 1980-х годах были обнаружены свидетельства о работе Леонардо с учениками над третьей версией: они делали копию с оригинальной картины в церкви Сан Франческо Гранде. Считалось, что картина не дошла до наших дней. Но после реставрации в 2016-2017 годах петербургской "Мадонны в скалах" ученые предположили, что она могла быть той самой третьей версией, упоминаемой в документе. Картину из собрания Музея христианской культуры отличают хорошая сохранность и художественные достоинства. В мельчайших деталях сохранена сложная религиозная символика первой "Мадонны" - водный поток, символизирующий Крещение, краснеющие камни, указывающие на мученичество Иоанна Предтечи и Иисуса Христа, тщательное изображение растений, в том числе гвоздики (символ Страстей Христовых), аквилегии (символ Святого Духа), пальмы (мученичество и бессмертие), цикламена (символ любви) и папоротника (отсылка к Непорочному зачатию).

Сотрудник лаборатории научной реставрации темперный живописи Николай Малиновский, исследователь картины "Битва при Ангиари", назвал ее самой загадочной на выставке. Над этой сценой Леонардо работал в зале Большого совета во Флоренции в 1503-1506 годах. Огромная (8х18 м) композиция должна была представить победу Флорентийской республики над войском миланского герцога Филиппо Марии Висконти. В центре композиции схватка всадников за штандарт. Прежде невиданная в искусстве экспрессия сцены должна была выразить "самое зверское безумие" войны. Роспись не была закончена из-за штукатурки, которая отвергала краски, и последующего возврата к власти семьи Медичи и, очевидно, не сохранилась.

Среди известных вариантов "Битвы при Ангиари" доска Леонардо из собрания Музея христианской культуры занимает особое место. Основа панели - тополь, который использовался живописцами эпохи Возрождения. Подготовительный рисунок выполнен левой рукой без предварительного эскиза (да Винчи был левшой), а характер штрихов похож на его рисунки. Исследование картины в инфракрасных лучах выявило подготовительный рисунок углем с последующей доработкой. Искусствоведы считают, что представленная доска - это "экспериментальная панель", о которой писали современники и на которой мастер делал наброски будущей росписи.

О картине "Ангел" из собрания Эрмитажа рассказала старший научный сотрудник, куратор выставки Зоя Купцова. В коллекцию музея картина поступила в 1886 году как работа Леонардо, но с 1899 года считалась копией. На полотне изображен архангел Гавриил, явившийся Деве Марии с посланием о рождении Сына Божия. Художник выразил таинство Благовещения с помощью улыбки, жеста, указующего в небеса как весть о рождении Спасителя, и глубоких теней (сфумато) - метафоры света из тьмы. Однозначно определить автора картины мешает ее состояние.

Эксперт по VR и мультимедийным технологиям Музея христианской культуры Евгений Силивонец представил аватар Леонардо да Винчи, который "оживил" великого мастера. Очки виртуальной реальности и видеопроекция дают возможность по-новому увидеть художественное наследие мастера.

Выставку до 19 мая можно посетить по входному билету в Главный музейный комплекс.

ИА "Вода живая",
20.02.24