Адамово изгнание

Адамово изгнание

На фреске XIV века в Высоких Дечанах изображено трагическое расставание человека и Бога. Какое малое расстояние разделяет стремящегося к Адаму и Еве Христа - еще немного, и Он дотянется, схватит Адама за руку, тот схватит за руку Еву - и все вместе, прекрасным хороводом, в священном танце они снова соединятся, пройдет прежнее - все будет исправлено, и закончится плач…

Но тщетно протягивает руки прекрасный и сильный Христос, широко шагающий по земле райской. Ему не дотянуться уже до Древа, рядом с которым стоят Адам и Ева…

О, как же они похожи друг на друга, Адам и Ева, - даже косы у них у обоих, кажется, что это один человек, только повторен дважды в изображении! Еще они - "иш" и "иша", одно у них имя, один это человек, нет разделения, нет еще той "войны полов", что завяжется так скоро… Последние мгновения перед неотвратимым. Вместе они воздевают руки, как один человек, вместе они торопятся, переступая неуклюже ногами, к древу, за которым рвется к ним навстречу Христос…

Но не может уже Христос дотянуться до Древа, где тщетно ждет Его Адам. Ему не добраться до места встречи… Ему - не Адаму. Адам так и стоит у Древа, касаясь его ствола, протягивая руку.

Но рука его пуста. Адам не держит в ней ничего. Он уже не священник в Эдемском саду. Ему нечего принести. Даже плод - плод Древа Жизни - не смог он взять и удержать в ней. Только пустое, бесплодное, голое Древо познания добра и зла перед ним.

На библейском языке выражение "добро и зло" означают просто "все существующие вещи в мире". Адам стоит перед пустым миром, за пределами которого находится Бог, и скорбит, и тянется пустой рукой вперед - но и там для него словно стеклянная стена, словно невидимая твердь. Дальше, чем Древо, его рука, его пустая просящая ладонь не протянется.

Неужели Христос, делающий широкий шаг навстречу Адаму, не в силах сделать еще такой же шаг - и достигнуть Адама? Ведь совсем немного, совсем чуть-чуть - и Он одолеет это столь малое расстояние…

Ведь ничего не изменилось еще в мире. Мир такой же на той стороне, где Христос, и на той же стороне, где человек. Так же цветет земля. Не изменилась еще она.

Но стремительное и уверенное движение Христа к человеку и неуверенное, торопливое и отчаянное движение человека ко Христу словно обрываются у самого Древа.

Еще не пришло время.

Так же цветет земля. Но среди цветов полевых, кринов сельных прорастает новый, чужой злак. Это - не пшеница. Это страшный, бесцветный и бесплодный душитель-пырей. Он душит пшеницу, из-за него земля не родит хлеба. Проклята земля из-за дел людских. И вот он - пырей, смертоносный для пшеницы, подземный, уродливый и ползучий. Он заграждает путь к встрече человека и Бога. Это - змий.

Он готов напасть на Адама и Еву - понимают ли они, что означает его укус? Меньше шага Адама остается до смертоносного змея. Один укус - и никогда более человек не вкусит хлеба. Смерть вечная настигнет его, смерть без надежды.

И не понимает человек с пустыми руками у дерева, что Христос отвлекает змея, принимает удар на Себя. Если бы не сделал Он этого, одним броском змий-пырей убил бы человека. Но движением левой руки своей Христос обращает внимание удивленного змия на Себя.

Как, и Тебя, Господи, можно кусать? - удивляется змий.  Посмотри-ка! Он так же бос, как и люди. Он безоружен перед жалом ползающего по земли змия. На Нем царская одежда, но пята Его - обнажена.

Не видит и не чувствует этого тоскующий Адам. Тянет он свою жалкую, пустую руку бывшего священника и царя всей твари. Разучился он понимать язык мира. Просит он Христа наполнить руку его. Прочее не видно ему - Древо заслоняет главу змея, повернутую к левой руке Христа.

А правой рукой Христос, готовый принять смертельный удар, еще успевает благословить человека. Не ведает он, человек, что сотворил.

И прощает его Христос, и Отец, и Дух прощает человека. Синий гиматий Христа развевается, образуя очертания трех соединенных лучей, что изображаются на иконе Благовещения и Богоявления при схождении Духа Святого.

"Бог для отпущения наших грехов ниспослав Сына Своего, со Своей стороны предварительно отпустил грехи всем", - писал святитель Василий Великий.

Бог, прежде чем послать Сына Своего на землю, отпустил грехи всем нам… Осталось самое страшное.

И теперь не надо человеку быть здесь - не для его глаз страшные Божии дела. Вот оно - последнее благословение для просящей и пустой человеческой ладони перед Крестом. Перед Крестом Христа, Сына Божия, "хотящего быти воплощенным". И развеваются ризы Его, стремящегося на схватку со змием, чтобы отвести его смертоносную главу от человека, чтобы разбить ему голову - но и быть ужаленным всем смертоносным мучительным ядом этого чужого существа, отвлекшегося от слабого человека на его неожиданного Защитника-Бога, ставшего вдруг слабым.

Больше не будет Он говорить с человеком лицем к лицу, больше не будет Он вкушать вместе от плода лозного с учениками… Доколе? До того времени, когда исполнится все.

И человек этого не увидит до конца и не поймет, а то, что он в силах будет увидеть и понять, потрясет его и смутит его. И засомневается человек - да полно, Бог ли перед ним? Этот несчастный, бессильный, висящий на Древе Крестном?

Может быть, ждет непонимающий человек, что произойдет чудо и откроется его взору по милости Божией Древо Жизни? Только - нет его в саду. Одно лишь пустое печальное древо знания сотворенного мира растет в нем. Но жизни оно не дает…

Как же ты не видишь, Адам, это Древо Жизни? Он Сам - это Древо. И путь Его - повиснуть на мертвом древе, чтобы дать всем вкусить Хлеба Жизни.

Потому, что Он -  Жизнь, Он - то, что спасает тебя от смерти.

Потому, что Он - Священник, Великий Архиерей, что совершает Литургию в Своей Крови и Плоти -  за тебя, Адам.

Потому и Царь Он - потому что видишь ты Его Распятым: только настоящий царь может умереть за тех, над кем царствует, - так говорил святитель Иоанн Златоуст.

И весь мир - Его мир, что бы то ни было, что бы ни случилось! - мир Его, как раскрытая книга из двух половин. В одной стоишь ты, Адам, и Древо познания ограничивает твой кругозор. Но Он видит все - и тебя за Древом, и весь мир.

И впереди, перед Его взором - Дверь, похожая на крышку Ковчега, на которую падала кровь ежегодного очистительного окропления жертвы рыжей телицы. Впереди Его - жертва, и она - дверь, что отопрется снова, и Херувим отступит от нее, чтобы Адам и Ева вошли вновь, и стали настоящим человеком, а не растерянными и забитыми одинокими адамами и евами.

… и Он дотянется, схватит Адама за руку, тот схватит за руку Еву - и все вместе, прекрасным хороводом, в священном танце они снова соединятся, пройдет прежнее - все будет исправлено, и закончится плач…

***
Тягостна ночь на земле вне Эдема.
Смертная бездна струится по венам.
Шепчет и плачет, упав на колени,
Старый Адам умирающей Еве:

"Кто
через бездну перешагнет?
Кто
восстановит Авелев род?
Кто,
пролагая сквозь небо дорогу,
скажет слова
к человеку
и к Богу?
Кто разорвет расставания муку -
Древом - за древо,
Рукою - за руку?..
Пусть не дожить до прощенья и воли -
Все позабыть не смогу и в шеоле.
Там среди горести буду моей
Чаять шаги Победителя змей".

Ольга Шульчева-Джарман