Cлово митрополита Варсонофия на акте в честь 1030-летия Крещения Руси

Слово
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
на торжественном акте, посвященном 1030-летию Крещения Руси

(Синий зал Санкт-Петербургского епархиального управления,
27 июля 2018 г., 11:00)
_________________________________


Ваши Преосвященства, всечестные отцы,
дорогие братья и сестры!


Сердечно приветствую вас на конференции, посвященной особому событию в жизни нашего Отечества - 1030-летию Крещения Руси!

В эти дни по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех епархиях - городах и весях - проходят праздничные богослужения, выставки, акции, конференции, призванные актуализировать значение этого события как определившего исторический путь восточнославянской цивилизации.

Вспоминая эту дату, мы обращаемся к событию хронологически от нас далекому, но духовно близкому для русского человека, осознающего себя в единстве с историей своей Родины.

Именно с Крещения началась наша духовная история, история спасения в Господе нашем Иисусе Христе. С днепровской купели мы говорим о Руси не просто как географическом или политическом образовании, но и как о Руси Святой, явившей яркие и по-своему уникальные примеры высоты человеческого духа, всепрощающей любви и глубокой веры, которые вдохновляют нас сегодня.

Отрадно, что день 28 июля является в нашей стране государственной памятной датой, что помогает обществу обращать внимание на краеугольный камень, лежащий в основе тысячелетнего бытия России.

Много написано книг и статей о причинах, побудивших князя принять православие. Светские авторы, рассматривая это событие в секулярном ключе, высказывают мнение, что его выбор имел лишь политическое, культурное или цивилизационное значение. Что к этому выбору равноапостольного Владимира подвигли внешние обстоятельства, желание войти в "семью европейских народов", но не искания истины его жаждущей души. Не отвергая эти, по-своему важные вещи, скажем, что они имели место, но лишь как следствие, а не причина, добавив, что если это желание было продиктовано расчетом, никто бы не увидел реальных изменений в самом крестителе Руси. Принятие христианства изменило его до неузнаваемости, став доказательством животворящей силы евангельской веры. Из жестокого язычника, добивавшегося своего огнем и мечом, он стал добродетельным христианином, известным своими миролюбием и смирением, за что именовался в народе "Владимир Красное Солнышко".

Ярким солнцем православная вера воссияла и над всей Русью. От Днепра до Волги, от Черного до Балтийского морей водружались кресты и строились храмы, желающие иноческого жития создавали монастыри, было положено начало великой христианской культуре и образованию. Но за всем внешним и земным нужно видеть основополагающее - русский народ стал частью народа Божиего: "родом избранным, царственным священством, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет. 2:9).

Человек, принявший христианство, не может не делиться с окружающими счастьем обрести смысл и полноту жизни. Несмотря на сложные внешнеполитические обстоятельства и внутренние смуты, слово Христовой Истины было проповедано множеству народов и племен, которые окружали наше государство. Принимая православную веру, они соприкасались с богатой русской культурой, духовным наследием, которое ведет начало от апостольских времен через Русь и Византию. В этом великая сила Священного Предания и церковной традиции, которая передается через крещение и просвещение на протяжении более тысячи лет, соединяет всех нас в теле Христовом, которое есть Церковь Его (Еф.1:23).

Проповедью Евангелия и добрым примером христианизации стала жизнь самой Руси. Божиим промыслом, наши предки восприняли Слово Божие на родном славянском языке, и сокровищница благой вести открылась каждому. Тому свидетельство - великий сонм святых, в земле Русской просиявших: от благоверных князей и вельмож до простых крестьян, становившихся ревностными подвижниками благочестия, чьи имена являются славой нашей Церкви.

Православная вера не усваивалась формально: это животворящая сила, которая, соприкасаясь с народом, внутренне его изменяла. Образцом стала жизнь добродетельная: младенцев и юношей учили по Псалтыри и житиям святых, воспитывая в них любовь к Богу и ближнему. Многим известен образ "широкой русской души", однако мало кто задумывался, к чему относить его истоки. Русский человек, дающий от скудости своей чуть ли не последнее, принимающий странников и прощающий обидчиков - это благодатное действие евангельской проповеди милосердия и любви.

Современный мир часто ставит перед нами вопрос: какой должна быть национальная идея русского государства? В истории мы находим на него ответ. Призыв Господа Иисуса Христа "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48) стал целью и смыслом жизни для тех, кто тысячелетие назад принял Святое Крещение в водах Днепра. Смыслом жизни эти слова стали и для последующих поколений. Поэтому даже в грозные годы иноземных вторжений, междоусобиц и смут, когда само существование народа было под угрозой, мы находили внутренние силы, обретали в православной вере точку опоры и одерживали победы.

По словам Святейшего Патриарха Кирилла, не принадлежность к православной культуре лишь по рождению делает нас христианами: "Быть православным христианином - это не дань традиции из "любви к отеческим гробам" и национальной истории. Быть православным христианином - это в первую очередь сознательный выбор жизненного пути, это непрестанное искание Христа и Его правды".

Человеческая природа, пораженная грехом, не в силах сама преодолеть свою немощь. И враг рода человеческого всячески мешает нам совершать путь ко спасению. Но через крещение и принятие в свою жизнь Христа наш народ обрел лекарство от греховной болезни, получил образец того, как жить правильно. Он осознал, что нужно прибегать к Истинному Врачу - Господу Иисусу Христу - и получать от Него исцеление.

В истории так случалось, что не всегда мы были верными Спасителю, не всегда следовали его спасительным путём: приходили лихие времена, когда люди думали, что сами смогут найти лекарство от окружающих бед, построить общество неверующих, забыв выбор равноапостольного князя. Слава Богу, рано или поздно народ возвращался к отеческой вере.

Многие из сидящих в этом зале помнят советский период, когда Церковь жила в трудных условиях, а верующие были гонимым классом. Говоря об этом, нельзя не упомянуть о втором Крещении Руси в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие первого Крещения. Именно эта дата является началом возрождения религиозной жизни в стране, которое продолжается и сегодня. Оно заключается не только в строительстве и восстановлении храмов, хотя и здесь у нас еще очень много работы, но в искреннем служении духовенства, настоятелей храмов, церковных тружеников, многие из которых активно занимаются просветительской деятельностью, работой с молодежью, попечением о неимущих и больных. Много сегодня у Церкви вызовов с разных сторон, которые, мы верим, с помощью Божией будут во благовремении преодолеваться.

Взирая на итоги прошедших со времени этого юбилея лет, можно уже сделать вывод, насколько мы последовательно продолжаем миссию своих благочестивых предков, несем ли свет Христовой истины окружающим.

Согласно преданию, на Руси проповедовал апостол Андрей. Он освятил нашу землю своим присутствием и благословил ее, сказав, что здесь "воссияет благодать Божия". Чтобы благодать не покидала наши пределы, необходимо наполнять ею свои сердца. Задача на первый взгляд кажется нелегкой: как быть апостолами в современном мире? Ответить на этот вопрос поможет обращение к жизни равноапостольного князя Владимира. Если бы он не изменил свою жизнь, кто бы из его окружения, вельмож и дружинников поверил в серьезность намерений, кто бы последовал за ним? Крещение Руси началось с личного примера. И сегодня в XXI веке оно также должно начинаться с личного примера каждого, кто называет себя православным, то есть каждого из нас, верующих людей, и особенно священнослужителей. Если мы сами будем жить по заповедям Божиим, созидать семьи и воспитывать детей в духе Евангелия, то увидим, как преобразится все вокруг нас.

Святая Русь - это не только красивые слова о вечных ценностях и традициях, хранимых народом. Слова остаются безжизненной теорией, если их не подкреплять делами. Если мы будем ставить целью жизни святость, желание быть со Христом и во Христе, то Русь вновь станет Святой, и семя евангельской веры, павшее на нашу землю тысячелетие назад, вновь даст много плода.

Открывая конференцию, посвященную 1030-летию Крещение Руси, молитвенно желаю вам, дорогие отцы, братья и сестры, плодотворной работы и помощи Божией в трудах.

Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!

Благодарю за внимание.