Доклад митрополита Санкт-Петербургского
и Ладожского Варсонофия
на региональных Рождественских чтениях
11 декабря 2025 года
В 2026 году XXXIV Международные Рождественские образовательные чтения посвящены теме "Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени".
Обозначенная тема видится чрезвычайно актуальной не только для России, но и для всего мира. Ее широта и многогранность сегодня требует особого внимания как со стороны властных структур, стоящих во главе нашего государства, так и научного сообщества, представителей искусства и педагогики.
Церковная позиция звучит четко и предельно ясно. Одна из задач Церкви - предотвращать духовную угрозу и духовный распад народа.
Глобальным вызовам сегодняшнего дня, конечно, является вопрос - быть или не быть человечеству, а если быть, то каким? Отсюда проистекают остальные проблемы - политические и экономические, демографические и экологические. Они являются следствием духовной деградации общества, которую можно обозначить как противление человека воле Божией.
Яркую картину такого богоборчества мы наблюдаем на Западе. Вытесняя Церковь на периферию, человек провозглашает себя борцом за свободу вне Божественного промысла. Церковь же, вытесненная на обочину человеческой жизни, перестает играть сколько-нибудь весомую роль в жизни личности и общества.
Борьба человека с Богом у нас в стране - это всегда попирание святынь и тех ценностей, на которых возрастала Россия, на которых строилось благосостояние сильной державы, великого народа, одержавшего победу и над Наполеоном, и в Великой Отечественной войне.
Нередко богоборчество приводит к умалению ценностей, подмене их лжеценностями, следования которым ведет к распаду человеческой личности.
Под их воздействием диаметрально меняется отношение к греху. То, что считалось грехом в прошлых столетиях, преподносится как свобода просвещенных людей нового информационного общества.
Материальные потребности человека душат его духовные запросы. В обиход вошли такие понятия как "грамотный потребитель" или "культурный потребитель", "потребительская корзина", "уголок потребителя". В сфере образования появились такие термины, как "я - концепция" и "самопрезентация", а творческое произведение получило именование продукта.
Если этот процесс не остановить, то искаженные ценности станут нормой, и в них будут воспитываться новые поколения людей. Это и есть та глобальная угроза, которая приведет к утрате человеческого в человеке. Что сегодня? Наши недруги направляют удар против русского языка, против института семьи, против исконных традиций, и, наконец, против святынь и православия.
С древности православие было очагом культуры и просвещения. На Руси слова "свет" и "свят" не различались. Просвещенный человек - это человек, чьи знания, умения и навыки освящены Божией волей, Божиим благословением.
Александр Сергеевич Пушкин писал: "Гений и злодейство - две вещи несовместные", подразумевая, что гений - это высшая одаренность, дар Святого Духа. А это значит, что человек, чьи достижения не освящены благословением Божиим, потенциально может стать орудием зла.
Наша история дает нам наглядный урок того, что как только русский народ отступает от Христа, забывает о Боге и Церкви, так сразу наступают лихие времена, и недремлющие враги нашего Отечества начинают принимать усилия для развала нашей страны и уничтожения российской идентичности.
А как сказал наш президент Владимир Владимирович Путин: "Основой нашей национальной идентичности были и остаются преемственность поколений, верность традициям, высокие духовно-нравственные ориентиры".
Чем грозит утрата российской идентичности, которая испокон веков взращивалась на духовной основе. "Русский - значит православный" - это формула, выведенная в русской культуре Федором Михайловичем Достоевским и развиваемая отечественными мыслителями и философами.
Утрата идентичности грозит надломом воли у людей, превращением их в безликую массу и в итоге порабощением нации.
Мы видим, что информационная война, которая идет уже много лет, представляет собой колоссальную угрозу. Такая война не менее страшная, чем война с применением военной техники.
На что направлена информационная война? На подмену ценностей и прочное укоренение лжепонятий в душах людей.
Мы видим, что вчерашние блогеры, создававшие ролики, видеоконтенты, занимавшие драгоценное время современной молодежи, сегодня оказались иноагентами, не только не разделяющими традиционные ценности России, но и нивелирующими их, подрывающими исконные духовно-нравственные идеалы и, что особенно страшно, оправдывающими грех.
Но, как сказал Святейший Патриарх Кирилл: "В каком-то смысле то, что сегодня с нами происходит, это экзамен - на нашу зрелость, в том числе на духовную зрелость".
Конечно, семья и образовательные организации должны всячески противостоять вредоносному влиянию СМИ и давать альтернативу добра подрастающему поколению и молодежи, однако это крайне затруднительно. Когда расшатывание ценностей происходит повсеместно, можно ли предъявлять претензии к семье и школе?
Разумеется, в этой сфере должно преобладать четкое скоординированное государственное регулирование, и не менее важен контроль, в том числе, исходящий от профессионального педагогического сообщества. Кроме того, педагогическое сообщество должно стать примером для своих учеников и задавать импульс для духовного возрастания.
Педагоги должны формулировать и высказывать свою позицию относительно происходящего и предлагать методы и технологии для усиления линии по нравственному и патриотическому воспитанию, которое, безусловно, ведется в наших школах.
Мы видим, что государство в лице нашего президента, глав регионов и городов, и конечно, Церковь на своем уровне ведут большую работу с молодежью: создаются организации, проводят форумы, слеты и другие мероприятия, направленные на объединение подрастающего поколения под эгидой созидания и укрепления ценностей.
И мы видим как, с одной стороны, проводится работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи, а с другой стороны одновременно, с экранов телевизора, рекламы, сети интернет, из групп социальных сетей на ту же самую молодежь выливается огромный поток лжи, клеветы о собственной истории, вере, культуре, государстве.
Нам задают вопросы телезрители и наши прихожане: почему такие программы идут на телевидении, кто разрешает транслировать ложь, жестокость, нравственную нечистоплотность, почему наряду с ярко выраженной государственной позицией об укреплении традиционных российских ценностей, мы видим пропаганду греха и порока?
Как тогда быть подростку и молодому человеку, который с разных сторон слышит диаметрально противоположные мнения?
Очевидно, что назрела необходимость открытого противостояния лжи и греху и создания на всех уровнях власти, общества и Церкви заслонов пропаганде порока, страстей, безнравственного образа жизни.
Но мы должны помнить, что только лишь ограничительными мерами невозможно остановить это негативное информационное воздействие. Важен яркий и позитивный образ государства, единой России и отечественной культуры в формах, интересных и доступных молодому поколению. Молодежи необходимо показать реальных героев - людей, образ жизни которых связан с созиданием добрых дел ради общего блага, служением Родине, Церкви, помощи ближнему.
Отрадно, что в современной России Православная Церковь остается одним из немногих институтов, которому люди доверяют и в котором видят пример для нравственного возрастания. Церковь, как живой родник связывает современность с нашим героическим прошлым, открывает человеку мир христианской традиции, на которой веками строилось воспитание нашего народа, и дает каждому возможность духовно-нравственного совершенствования. У молодого поколения есть потребность в знакомстве с собственной историей и духовной культурой, однако только лишь усилий Церкви недостаточно.
Не нужно изобретать новых идей и подключать разных специалистов для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Все это есть в традиционных религиях России. И мы говорим не о религиозном воспитании или вовлечении детей и молодежи в религиозную практику, а о культуре и тех ценностях, которые хранят и передают традиции религиозных культур.
Но в свете глобальных исторических и политических вызовов, избравших мишенью Россию, этого мало. Из личного общения с преподавателями, учителями и ректорами вузов могу сказать, что многим из них до сих пор не хватает воспитательных программ и практик.
Острота и актуальность обозначенных проблем побуждает всех нас к сплоченной работе, к конкретным делам, направленным на духовно-нравственное просвещение и воспитание детей и молодежи.
Убежден, что педагоги способны воодушевить учеников Истиной, Добром и Красотой и взращивать наших детей на лучших произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского, на наследии Рублева и Дионисия, на картинах Айвазовского, Шишкина и Васнецова, и через них вкладывать в души детей традиционные ценности православия.
Можно много говорить о добрых и полезных делах, но без искреннего стремления к ним, без мотивации к самовоспитанию на проверенных веками образцах русской культуры, ничего не получится.
Убежден, именно верность ценностям православия и передача духовного опыта православного русского народа, мы сможем преодолеть вызовы времени и взрастить новое поколение тех, кто будет служить России верой и правдой.
Благодарю за внимание.
и Ладожского Варсонофия
на региональных Рождественских чтениях
11 декабря 2025 года
В 2026 году XXXIV Международные Рождественские образовательные чтения посвящены теме "Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени".
Обозначенная тема видится чрезвычайно актуальной не только для России, но и для всего мира. Ее широта и многогранность сегодня требует особого внимания как со стороны властных структур, стоящих во главе нашего государства, так и научного сообщества, представителей искусства и педагогики.
Церковная позиция звучит четко и предельно ясно. Одна из задач Церкви - предотвращать духовную угрозу и духовный распад народа.
Глобальным вызовам сегодняшнего дня, конечно, является вопрос - быть или не быть человечеству, а если быть, то каким? Отсюда проистекают остальные проблемы - политические и экономические, демографические и экологические. Они являются следствием духовной деградации общества, которую можно обозначить как противление человека воле Божией.
Яркую картину такого богоборчества мы наблюдаем на Западе. Вытесняя Церковь на периферию, человек провозглашает себя борцом за свободу вне Божественного промысла. Церковь же, вытесненная на обочину человеческой жизни, перестает играть сколько-нибудь весомую роль в жизни личности и общества.
Борьба человека с Богом у нас в стране - это всегда попирание святынь и тех ценностей, на которых возрастала Россия, на которых строилось благосостояние сильной державы, великого народа, одержавшего победу и над Наполеоном, и в Великой Отечественной войне.
Нередко богоборчество приводит к умалению ценностей, подмене их лжеценностями, следования которым ведет к распаду человеческой личности.
Под их воздействием диаметрально меняется отношение к греху. То, что считалось грехом в прошлых столетиях, преподносится как свобода просвещенных людей нового информационного общества.
Материальные потребности человека душат его духовные запросы. В обиход вошли такие понятия как "грамотный потребитель" или "культурный потребитель", "потребительская корзина", "уголок потребителя". В сфере образования появились такие термины, как "я - концепция" и "самопрезентация", а творческое произведение получило именование продукта.
Если этот процесс не остановить, то искаженные ценности станут нормой, и в них будут воспитываться новые поколения людей. Это и есть та глобальная угроза, которая приведет к утрате человеческого в человеке. Что сегодня? Наши недруги направляют удар против русского языка, против института семьи, против исконных традиций, и, наконец, против святынь и православия.
С древности православие было очагом культуры и просвещения. На Руси слова "свет" и "свят" не различались. Просвещенный человек - это человек, чьи знания, умения и навыки освящены Божией волей, Божиим благословением.
Александр Сергеевич Пушкин писал: "Гений и злодейство - две вещи несовместные", подразумевая, что гений - это высшая одаренность, дар Святого Духа. А это значит, что человек, чьи достижения не освящены благословением Божиим, потенциально может стать орудием зла.
Наша история дает нам наглядный урок того, что как только русский народ отступает от Христа, забывает о Боге и Церкви, так сразу наступают лихие времена, и недремлющие враги нашего Отечества начинают принимать усилия для развала нашей страны и уничтожения российской идентичности.
А как сказал наш президент Владимир Владимирович Путин: "Основой нашей национальной идентичности были и остаются преемственность поколений, верность традициям, высокие духовно-нравственные ориентиры".
Чем грозит утрата российской идентичности, которая испокон веков взращивалась на духовной основе. "Русский - значит православный" - это формула, выведенная в русской культуре Федором Михайловичем Достоевским и развиваемая отечественными мыслителями и философами.
Утрата идентичности грозит надломом воли у людей, превращением их в безликую массу и в итоге порабощением нации.
Мы видим, что информационная война, которая идет уже много лет, представляет собой колоссальную угрозу. Такая война не менее страшная, чем война с применением военной техники.
На что направлена информационная война? На подмену ценностей и прочное укоренение лжепонятий в душах людей.
Мы видим, что вчерашние блогеры, создававшие ролики, видеоконтенты, занимавшие драгоценное время современной молодежи, сегодня оказались иноагентами, не только не разделяющими традиционные ценности России, но и нивелирующими их, подрывающими исконные духовно-нравственные идеалы и, что особенно страшно, оправдывающими грех.
Но, как сказал Святейший Патриарх Кирилл: "В каком-то смысле то, что сегодня с нами происходит, это экзамен - на нашу зрелость, в том числе на духовную зрелость".
Конечно, семья и образовательные организации должны всячески противостоять вредоносному влиянию СМИ и давать альтернативу добра подрастающему поколению и молодежи, однако это крайне затруднительно. Когда расшатывание ценностей происходит повсеместно, можно ли предъявлять претензии к семье и школе?
Разумеется, в этой сфере должно преобладать четкое скоординированное государственное регулирование, и не менее важен контроль, в том числе, исходящий от профессионального педагогического сообщества. Кроме того, педагогическое сообщество должно стать примером для своих учеников и задавать импульс для духовного возрастания.
Педагоги должны формулировать и высказывать свою позицию относительно происходящего и предлагать методы и технологии для усиления линии по нравственному и патриотическому воспитанию, которое, безусловно, ведется в наших школах.
Мы видим, что государство в лице нашего президента, глав регионов и городов, и конечно, Церковь на своем уровне ведут большую работу с молодежью: создаются организации, проводят форумы, слеты и другие мероприятия, направленные на объединение подрастающего поколения под эгидой созидания и укрепления ценностей.
И мы видим как, с одной стороны, проводится работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи, а с другой стороны одновременно, с экранов телевизора, рекламы, сети интернет, из групп социальных сетей на ту же самую молодежь выливается огромный поток лжи, клеветы о собственной истории, вере, культуре, государстве.
Нам задают вопросы телезрители и наши прихожане: почему такие программы идут на телевидении, кто разрешает транслировать ложь, жестокость, нравственную нечистоплотность, почему наряду с ярко выраженной государственной позицией об укреплении традиционных российских ценностей, мы видим пропаганду греха и порока?
Как тогда быть подростку и молодому человеку, который с разных сторон слышит диаметрально противоположные мнения?
Очевидно, что назрела необходимость открытого противостояния лжи и греху и создания на всех уровнях власти, общества и Церкви заслонов пропаганде порока, страстей, безнравственного образа жизни.
Но мы должны помнить, что только лишь ограничительными мерами невозможно остановить это негативное информационное воздействие. Важен яркий и позитивный образ государства, единой России и отечественной культуры в формах, интересных и доступных молодому поколению. Молодежи необходимо показать реальных героев - людей, образ жизни которых связан с созиданием добрых дел ради общего блага, служением Родине, Церкви, помощи ближнему.
Отрадно, что в современной России Православная Церковь остается одним из немногих институтов, которому люди доверяют и в котором видят пример для нравственного возрастания. Церковь, как живой родник связывает современность с нашим героическим прошлым, открывает человеку мир христианской традиции, на которой веками строилось воспитание нашего народа, и дает каждому возможность духовно-нравственного совершенствования. У молодого поколения есть потребность в знакомстве с собственной историей и духовной культурой, однако только лишь усилий Церкви недостаточно.
Не нужно изобретать новых идей и подключать разных специалистов для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Все это есть в традиционных религиях России. И мы говорим не о религиозном воспитании или вовлечении детей и молодежи в религиозную практику, а о культуре и тех ценностях, которые хранят и передают традиции религиозных культур.
Но в свете глобальных исторических и политических вызовов, избравших мишенью Россию, этого мало. Из личного общения с преподавателями, учителями и ректорами вузов могу сказать, что многим из них до сих пор не хватает воспитательных программ и практик.
Острота и актуальность обозначенных проблем побуждает всех нас к сплоченной работе, к конкретным делам, направленным на духовно-нравственное просвещение и воспитание детей и молодежи.
Убежден, что педагоги способны воодушевить учеников Истиной, Добром и Красотой и взращивать наших детей на лучших произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского, на наследии Рублева и Дионисия, на картинах Айвазовского, Шишкина и Васнецова, и через них вкладывать в души детей традиционные ценности православия.
Можно много говорить о добрых и полезных делах, но без искреннего стремления к ним, без мотивации к самовоспитанию на проверенных веками образцах русской культуры, ничего не получится.
Убежден, именно верность ценностям православия и передача духовного опыта православного русского народа, мы сможем преодолеть вызовы времени и взрастить новое поколение тех, кто будет служить России верой и правдой.
Благодарю за внимание.
