Доклад митрополита Варсонофия на региональных Рождественских чтениях

ДОКЛАД
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
на региональном этапе Рождественских образовательных чтений
на тему "Память и патриотизм: роль Святейшего Патриарха Тихона в формировании национального самосознания"

(11 декабря 2024 г. Синий зал епархиального управления, 11:00)


Ваши Преосвященства, уважаемые представители администрации города, дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас на ежегодных Рождественских образовательных чтениях, которые посвящены  исторической памяти и патриотизму - темам, имеющим сегодня особое значение для жизни страны. Об этих понятиях мы говорим применительно к Великой Отечественной войне, 80-летие со дня Победы в которой отмечается в следующем году, а ныне вспоминаем и в связи со Специальной военной операцией.

Также в грядущем году на церковно-государственном уровне будет отмечаться 100-летие преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, поэтому хочу обратить внимание на такую черту его личности, как любовь к Отечеству.

На протяжении истории многие народы связывали свою идентичность с религиозными верованиями. Православие стало не только духовной основой, но и важным аспектом национальной идентичности. Во время войн и кризисов Церковь неизменно объединяла людей, призывая к защите Родины и веры. Патриотизм в таком случае становится не только одним из проявлений любви к стране, но и служением Богу через защиту своей земли.

Православие формирует этические нормы, которые, безусловно, ложатся в основу патриотических чувств человека. Другими словами, истинно верующий не может не быть патриотом, его жертвенность и неравнодушие к ближнему становятся основой для защиты Родины, ближних и родных, актуализируют важность общественного долга.

Но в некоторых случаях вера может конфликтовать с политикой государства, если она направлена на уничтожение понятия о Боге в душах людей. Ярким примером этого является время, когда Святейший Патриарх Тихон стал Предстоятелем Русской Церкви.

Будущий святитель родился в Псковской губернии в семье потомственного священника. Получив академическое образование, преподавал в Псковской семинарии, затем был инспектором, а после ректором Холмской духовной семинарии. Владыке Тихону пришлось послужить в Северной Америке и Литве. Получив определение на служение в Москве, уже будучи архиепископом, он принимал участие в заседаниях Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов, на котором было восстановлено патриаршество, и по жребию владыка Тихон был избран Предстоятелем Русской Церкви.

В тот памятный день, когда Патриарх вступал на престол первосвятителей московских в окружении исторических святынь, связанных с памятью предшествующих Патриархов, в стране наступила другая эпоха. Торжественная служба проходила в Успенском соборе Московского Кремля с участием многочисленного духовенства, где атмосфера была наполнена величием и пышностью. Взгляды собравшихся были устремлены на патриарший трон, который более 200 лет оставался пустующим, и вот, наконец, он обрел своего владыку.

Однако рядом находился и трон русских царей, помазанников Божиих, который, как и в Смутное время, был пустым. Это не могло не вызывать тревожные мысли у молящихся, ведь в сердце России вместо монарха теперь находился Совнарком, члены которого не присутствовали на этом торжестве, но уже планировали дальнейшую разрушительную политику в отношении Русской Церкви.

Для русского народа стало очевидно, что Патриарх является той самой фигурой, которая должна стать оплотом православного народа.

Святитель Тихон в полной мере осознавал, что в наступающий богоборческий период ему не придется строить храмы, как он это делал на Аляске и в Северной Америке, не придется умиротворять народ, как он делал, находясь на Виленской кафедре. Теперь его ожидало другое служение: "многоскорбное и многотрудное".

В первом архипастырском слове Святейший сказал: "Испытание изнурительной войны и гибельная смута терзают нашу родину, /…/ Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует беспощадный дух мира сего". Эти выстраданные сердцем и духом слова показывают проницательный взгляд Патриарха на время, при котором он был поставлен на служение, но это не был конец, именно поэтому он продолжал, обращаясь к присутствующим: "Но среди свирепеющей бури слышится верному сердцу слово Господа: “что вы так боязливы? почему у вас нет веры?” (Мк 4:40), и мы надеемся на спасение от божественного наказания, ветру и морю бушующему говоря: “молчи, перестань” (Мф 4:39)". Именно в это время православные люди поняли: хоть один трон и опустел - другой приобрел "доброго управителя".

В последующих словах Предстоятеля Церкви Русской, связанных с приходом к власти большевиков и воздвигнутых ими гонений видны пастырская забота и осознание ситуации, а не вопросы политического характера.

Учитывая, что Патриарх Тихон акцентирует внимание исключительно на фактах беспрецедентных репрессий и насилия, он справедливо объявляет анафему действующей власти. И хотя в этом случае вступает с ней в противостояние, осознает, что не вправе как духовный вождь народа замалчивать факты гонений.

Не видя в окружающих проявлений истинной братской любви, святитель испытывает глубокую скорбь и не может согласиться с условиями мира с Германией. "Исстрадавшиеся сыны нашей Родины готовы даже малодушно броситься в объятия врагов, лишь бы найти среди них успокоение и избавление от ужасов, терзающих общественную жизнь. Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния! " - эти пронизанные болью слова отражают его страдания за тех, кто уже принес себя в жертву ради Родины, и чья жертва оказалась напрасной.

Несмотря на свою скорбь, он призывал избавляться от малодушия и трусости, выдворять из сердец злобу и распри. Только вместе, с любовью и поддержкой друг друга можно преодолеть любые испытания. Его слова звучат как призыв к единству и мужеству, к тому, чтобы не поддаваться отчаянию, а искать силы для борьбы за лучшее будущее.

Патриарх Тихон без национализма оценивал подписанный в марте 1918 года Брестский мир. Он говорил, что этот мир, который отделил исконно православную Украину от братской России, принесет "великий урон и горе, а Отечеству - неисчислимые потери". Эти слова звучат как пророчество, полное боли и тревоги за судьбу в том числе русского народа.

Его обличения преступлений большевиков не означало втягивания Церкви в политическую борьбу, а было исполнением духовно-нравственного долга. В ответ на обвинения в призывах к свержению советской власти, находясь под домашним арестом, святитель Тихон сказал, что как служитель Христовых начал не может поддерживать "многие мероприятия народных правителей", подчеркивая, что не следует судить о земной власти, которую Бог допустил, и тем более предпринимать действия, направленные на ее свержение.

Помимо этого, Патриарх не призывал к ответному насилию, а стремился пробуждать голос совести в людях. Его любовь к Отечеству проявлялась в последовательном неприятии Гражданской войны. Он не находил возможным благословить вооруженную борьбу с большевиками и категорически отвергал обвинения в благословении белого движения. В проповеди в день памяти священномученика Патриарха Гермогена, 2 марта 1919 года, святитель подчеркивал, что "Церковь должна быть совестью государства". Подчиняясь власти в мирских делах, Церковь в лице Патриарха утверждала, что власть поставлена Богом для служения народу, заботы о его истинном благе и защиты его интересов. Она может благословить лишь ту власть и тот строй, которые приносят людям мир и правду.

Подлинный христианский патриотизм святителя Тихона проявился также после Гражданской войны, когда в стране начался голод. Летом 1921 года, осознав масштабы бедствия, Русская Церковь начала активную деятельность по оказанию помощи нуждающимся. Патриарх также обратился к главам христианских Церквей и народам мира с призывом о помощи стране, которая всегда поддерживала других и теперь страдала от голода. Этот призыв нашел отклик в мировой христианской общественности, помощь была оказана в значительных объемах.

Сбор средств для голодающих проводился во всех православных храмах. Обсуждались добровольные пожертвования, распределение которых должно было происходить с участием Церкви. Патриарх благословил жертвовать и церковные украшения, не используемые в богослужении.

Однако большевистское руководство воспринимало предстоящее изъятие церковных ценностей как возможность ослабить Церковь. В ходе изъятия предписывалось оставлять в храмах лишь минимальный набор предметов, необходимых для богослужений, с чем Патриарх не мог согласиться. Чтобы разрешить ситуацию, он предложил выкупать у государства священные сосуды, меняя их на равноценные материалы.

Но любые попытки пойти навстречу не имели результата. Святейшего вскоре взяли под стражу и изолировали в Донском монастыре. В заключении святитель Тихон не оставлял свою паству передавая письма через митрополита Петроградского Вениамина (Казанского). От него потребовали раскаяться "в совершенных преступлениях против советской власти и трудящихся рабочих и крестьянских масс", отмежеваться "открыто и в резкой форме от всех контрреволюционных организаций" . При этом следствие в отношении его не прекращалось и в любой момент его могли осудить.

Позиция Патриарха Тихона является примером истинного патриотизма, который заключается в защите духовных ценностей и традиций, даже в условиях жестокой политической реальности. Его наследие продолжает вдохновлять последующие поколения верующих, подчеркивая важность независимости Церкви и ее призвания быть нравственным ориентиром общества. Именно такая позиция Патриарха повлияла на то, что Православная церковь в годы Великой Отечественной войны смогла поднять дух многих православных людей, взрастить в их сердцах патриотизм, который часто будет упоминаться в связи с 80-летием Великой Победы.

Патриотизм Святейшего Патриарха Тихона был не только проявлением любви к Родине, но и глубоким состраданием к людям. Его действия в годы голода и бедствий свидетельствуют, что любовь к Отечеству включает заботу о ближних, готовность прийти на помощь и отстаивать духовные ценности, даже когда это сопряжено с риском и трудностями.

Для Русской Церкви в годы войны было важно искать нравственные ориентиры. И пример святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, оказал влияние на всю Церковь, когда в годину бедствий она в самом начале возвысила свой голос на защиту родной страны.

Нынешнему поколению следует помнить, что патриотизм - это не только гордость за достижения своей страны, но и активная поддержка нуждающихся в помощи. Важно не забывать о взаимопомощи, солидарности и ответственности за будущее своей нации. Каждый человек должен внести вклад в создание более справедливого общества, следуя примеру святителя Тихона - быть неравнодушными к судьбам других и действовать во имя общего блага.

В условиях Специальной военной операции особенно актуально проявление патриотизма через поддержку солдат и их семей, оказание помощи тем, кто пострадал или остался один. На передовой наши священники оказывают духовную поддержку воинам, укрепляя их моральный дух.  Важно помнить, что именно в трудные времена, по словам подвижника благочестия, отца Иаоанна Крестьянкина, "мы с вами должны твердо знать, что Бог есть вся любовь, всё благо, и всё, что Им посылается, - для нашей пользы".

Мы стоим перед важными испытаниями и вызовами, которые требуют от нас единства и солидарности. Именно в это великое время Бог призывает нас объединиться в укреплении Родины.

Желаю вам помощи Божией в просветительских трудах на благо Церкви и Отечества.

Благословение Господне да пребудет с вами.

Благодарю за внимание!