Доклад митрополита Варсонофия на праздновании 280-летия епархии

"Санкт-Петербургская епархия - история и современность"
ДОКЛАД
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
на торжественном акте, посвященном 280-летию
Санкт-Петербургской епархии

(1 июля, Синий зал епархиального управления, 11:00)


Ваши Преосвященства, дорогие владыки!
Досточтимые отцы, братья и сестры!

Сегодня праздник всей митрополии, всего нашего многочисленного духовенства, всей нашей паствы во главе с преосвященными владыками.

280-лет - это повод отдать дань памяти многим архипастырям и пастырям, церковным служителям - всем, кто потрудился в этом святом граде и его окрестностях на благо Христовой Церкви. За минувшее время епархию возглавлял 31 архиерей, каждый из них внес посильный вклад в христианское благовестие на невской земле. За каждым стоит целая эпоха, подвиг святости, исповедничества и даже мученичества. Восемь лет назад я принял эстафету от моих приснопамятных предшественников.

Церковная жизнь на невских берегах, конечно, существовала задолго до образования самостоятельной епархии. Эти места освящены удивительными подвигами преподобных Александра Свирского и Арсения Коневского, Мартирия Зеленецкого и Антония Дымского.
Мы не знаем истинных мотивов императора Петра Великого, почему он не создает после основания новой столицы, церковно-канонического центра во главе с архиереем. Можно предположить, что опасался он возвышения столичного иерарха до уровня фактически патриарха, который мог бы создать серьёзные проблемы в осуществлении избранного государем западного курса развития России. Тем более реформы только внедрялись и у них было много противников. Наверняка и Северная война, полностью поглотившая внимание Петра, не давала ему возможности сосредоточиться на этом вопросе.

Отсутствие правящего архиерея как наставника духовенства и мирян, особенно в политическом центре страны, не могло благоприятно сказываться на церковной жизни.

Чтобы сиротство не было полным, в новую столицу в порядке череды на год вызывался иногородний архиерей для совершения праздничных богослужений, рукоположений клириков, проповеди.

Если раньше Санкт-Петербург в каноническом отношении подчинялся Новгородской епархии, то после учреждения Святейшего Синода был включен в Синодальную область и контролировался духовным управлением.

В царствование благочестивой императрицы Елизаветы Петровны, которая много доброго сделала для Церкви, ситуация меняется, и в 1742 году учреждается Санкт-Петербургская епархия. В том же году была восстановлена Московская епархия.

Указом государыни первым петербургским архипастырем становится епископ Никодим (Сребницкий), ранее назначенный управлять Тобольской епархией, но по болезни туда не поехавший. Новому архиерею усваивается титул "Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский", также он становится членом Святейшего Синода и архимандритом Александро-Невского монастыря. Это именование, как и место в Синоде, сохраняются за петербургскими архиереями до сего дня.

Новая епархия по территории была наименьшей из всех великорусских, совпадая с границами двух провинций - Санкт-Петербургской и Выборгской, включая Кронштадт, Шлиссельбург, Ямбург, нынешний Кингисепп, Копорье и с населением в 123 тысячи человек. Хотя её границы на протяжении истории постоянно менялись.
По состоянию на 1740-1742-й годы в епархии было 116 церквей, из них 95 приходских. В самой столице с населением в 25 тысяч человек было 45 церквей. Клир епархии состоял из 8 протопопов, 115 священников одного протодиакона и 31 диакона.

В 1864-м году в состав епархии были включены Старая и Новая Ладога, Ревель(Таллин), Нарва и Ивангород. Сложно представить, как в те годы правящий архиерей объезжал такие обширные пределы на лошадях и зачастую по бездорожью. К тому же не раз петербургские архиереи управляли одновременно и Новгородской епархией, последний - с 1967-го по 1990-е годы.

Рассматривая историю епархии в Синодальный период, мы видим, с одной стороны, прямое вмешательство государства в церковные дела, и с этим ничего нельзя было поделать, с другой - такие положительные моменты, как организация богословского образования, социальной деятельности, миссионерства, духовно-нравственного воспитания воинства. В этом, несомненно, видится действие всеблагого Промысла Божия, когда "возникающее зло, обращается к добрым последствиям". Ведь благодаря этому Церковь получила широкие возможности для проповеди.

Больших успехов епархия достигла в социальной работе, которая с этого времени стала вестись на системной основе. Начало было положено при Воскресенском храме на Шпалерной улице, а после распространилась на другие приходы. Существенную роль в организации милосердного служения сыграли петербургские архипастыри, в частности, митрополиты Григорий (Постников) и Исидор (Никольский). Видным деятелем на этом поприще был митрополит Антоний (Вадковский), посещавший тюрьмы и больницы и благословивший основание Александро-Невского общества трезвости. Долгие годы владыка о нём заботился.

Во второй половине XIX века в городе действовали 33 социальные приходские организации, многочисленные братства и трезвеннические общества. Они содержали собственные богадельни, детские приюты, библиотеки, школы и дома трудолюбия. Средства собирались от частных пожертвований, взносов и кружечных сборов в храмах. Особо потрудился в этом деле праведный Иоанн Кронштадтский, основавший и поддерживавший десятки упомянутых обществ, как в Санкт-Петербурге, так и по всей России.

Справедливо отметить, что и сегодня Санкт-Петербургская епархия является одной из первых в Русской Церкви по организации социальной помощи. У нас успешно работают шесть координационных центров в рамках социального отдела. Ведется разнонаправленная работа - от помощи бездомным и нуждающимся до противодействия и профилактики наркомании и алкоголизму. В связи с известными событиями приходами епархии в марте собрано на помощь пострадавшим жителям Донбасса и Украины в рамках общецерковного кружечного сбора более 11 млн рублей.

К 1917-му году в Санкт-Петербургскую епархию помимо столицы входили Петергоф, Царское Село, Новая Ладога, Ямбург, Шлиссельбург, Луга и Гдов. Она была самой крупной и значимой в стране. В имперской столице насчитывалось 465 храмов на 2 млн 300 тысяч жителей, а всего в епархии - более 600 храмов и 15 монастырей.

Несмотря на все усилия Церкви общество находилось на низком духовном уровне, в моде было увлечение идеями материализма и революции. По мнению некоторых исследователей, зависимость Русской Церкви стала одним из решающих факторов в ослаблении ее авторитета в обществе и последующей революции. В обществе был запрос на свободную от влияния государства на внутренние дела Церкви.

Начался слом всей прежней жизни. После октябрьского переворота начинается эпоха непрерывных гонений на Церковь, которые проходили с разной интенсивностью, достигнув пика в 1937-1938-е годы.

13 ноября 1917-го года петербургская земля обагряется первой мученической кровью: был расстрелян клирик Екатерининского собора Царского Села протоиерей Иоанн Кочуров.

Можно сказать, что революция послужила очищению Церкви от всего наносного и чуждого её природе. Величественные соборы и храмы закрываются и разрушаются, священники и монахи под предлогами контрреволюционной деятельности арестовываются, тысячи расстреливаются, всему церковному народу выносится евангельский вердикт - "повинен смерти". Свидетельство об этих временах - Левашовское мемориальное кладбище.

История показывает, что Церковь может существовать в тяжелых внешних условиях, но, когда дело касается основ веры, компромисс невозможен. Большинство священнослужителей выбрало Христа. Настоятель Троице-Измайловского собора священномученик Михаил Чельцов замечательно сказал: "Приспосабливаться можно, все приспосабливается: растение, животные и человек. Можно слукавить, где-то смолчать, но настанет трагический момент, когда вы зададите вопрос: что же я сам? Любое нарушение внутренней цельности - начало катастрофы".

Духовенство Петрограда принесло плоды крепкой веры и стойкости в испытаниях, вдохновлённое примером архипастырей. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922-м году был убит священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, в августе мы отметим 100-летие его блаженной кончины. Владыка было осуждён и расстрелян вместе с тремя другими участниками процесса. Он сказал, что лично снимет ризу с Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе, лишь бы была польза голодающим. Но организация помощи была лишь предлогом для разгрома Церкви.
Вообще 20-30-е годы XX века - самые неопределённые в истории епархии, когда духовенство и верующие буквально метались, не зная, как поступить в новых условиях. Пойти ли против власти и гарантированно погибнуть, или слишком тесно с ней взаимодействовать. Многие избрали царский путь, как святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. Призрачной альтернативой выглядит появившийся в то время обновленческий раскол, который был поддержан и в значительной степени инициирован советской властью для уничтожения Церкви. Петроград-Ленинград несколько лет был центром обновленчества. В 1923-м году лишь 8 храмов из 123 были верны канонической Церкви во главе с Патриархом Тихоном. Но в большинстве верующие не приняли обновленцев.

Другой крайностью в отношении к советской власти был "иосифлянский" раскол, связанный с движением "непоминающих" и именем митрополита Иосифа (Петровых), управлявшего Ленинградской епархией в 1926-1927-м годах. Вернувшись из заключения он не согласился со своим переводом в Одессу и политикой заместителя патриаршего местоблюстителя - митрополита Сергия (Страгородского), заявил об отделении от него. Некоторое время самочинно управлял епархией. В 1937-м году был расстрелян.

На 1936-м году в городе оставались открытыми 34 храма и 82 зарегистрированных священнослужителя. В 1941-м - 21 храм и 20 клириков.

В годы блокады духовенство вместе с прихожанами несло тяготы войны, в оставшихся храмах совершались регулярные богослужения. Епархия, как и вся Русская Церковь, заняла активную патриотическую позицию и участвовала в сборе средств на помощь фронту. В конце 1941 года Николо-Богоявленским и Владимирским соборами было собрано более 1 млн рублей, и около 2 млн собрали верующие на танковую колонну имени святого Димитрия Донского. Усилиями митрополита Алексия (Симанского) было открыто 10 храмов.

В послевоенный период советская власть стала лояльнее относиться к Церкви, чаще положительно отвечая на ее запросы об открытии храмов и регистрации священнослужителей. При митрополите Григории (Чукове) было открыто 11 приходов, возродилась духовная академия.
Тяжело пришлось Церкви в хрущевский период гонений. В северную столицу по Промыслу Божию тогда был поставлен митрополит Никодим (Ротов), управлявший Ленинградской епархией с 1963-го по 1978-й годы. Его мудрая позиция, способность к самопожертвованию и известность в мировом христианстве спасли от закрытия многие храмы епархии и духовную академию. Но это стоило ему здоровья и ранней кончины. Святейший Патриарх Кирилл глубоко почитает владыку Никодима, всегда посещает его могилу, приезжая в Санкт-Петербург.

Ситуация кардинально меняется в 1988 году, когда на высоком церковно-государственный уровне в нашей стране отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Это время повышенного интереса людей ко всему религиозному.

Ярким событием в церковной жизни Ленинграда в годы перестройки стало прославление блаженной Ксении Петербургской и праведного Иоанна Кронштадтского. Это касается и обретения мощей благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского в Казанском соборе, бывшем до 1991-го года Музеем истории религии и атеизма. Заботой моих приснопамятных предшественников - Патриарха Алексия, митрополита Иоанна (Снычева), и особенно митрополита Владимира (Котлярова) было возвращено множество храмов и монастырей, открыты десятки приходов. Большим событием стало возрождение в 1997-м году Александро-Невской лавры как действующего монастыря.

Этот период оставил после себя опытных пастырей, ревностных тружеников на ниве Христовой. Многие из них не присутствуют сегодня в зале. Они передавали и сегодня передают молодому поколению священства ценный опыт и знания, церковную культуру, а главное, крепкую веру.
В 90-е годы Церковь хотя и робко, но начала вести социальную, просветительскую, миссионерскую деятельность, которая ранее была невозможна. Это и время перестройки церковного сознания, понимание того, что служение священника не может ограничиваться одним храмом.

Восстановлены разрушенные в годы гонений храм Рождества Христова на Песках и Екатерининский собор в Царском Селе. Заканчивается воссоздание Скорбященской церкви на проспекте Обуховской обороны, планируется воссоздание Борисоглебской церкви на Синопской набережной. Это большое и непростое дело, учитывая изменившуюся картину застройки города.

Знаковыми событиями в церковно-государственных отношениях стало возвращение епархии Смольного и Сампсониевского соборов, лаврской церкви святого Александра Невского в год празднования его 800-летнего юбилея, а также восстановление прерванной в XX веке традиции проведения общегородского крестного хода по Невскому проспекту.

В 2013-м году состоялось событие на годы вперед определившее вектор церковного развития на Ладожской земле - выделение из состава Санкт-Петербургской епархии трёх новых епархий: Выборгской, Гатчинской, Тихвинской. Была создана Санкт-Петербургская митрополия как церковно-территориальная единица в соответствии с новым административным делением в Русской Православной Церкви.
В докладе я упоминал, что территории епархий в Синодальный период были очень большими и их реальное окормление архипастырями было невозможно.

Похожая ситуация сложилась в Русской Церкви к моменту восшествия на первосвятительский престол Святейшего Патриарха Кирилла, когда значительно увеличилось количество приходов и духовенства. Многократно возросла и сама интенсивность церковной жизни. Чтобы архиерей имел возможность быть ближе к народу, а епархии имели возможность более пристальней заниматься огромной работой, которую определили вызовы времени, по инициативе Предстоятеля Священный Синод провел реформу по разукрупнению епархий.

Слава Богу, жизнь в наших областных епархиях сегодня динамично развивается. Для наглядности приведу вам сводную статистику по всей Санкт-Петербургской митрополии. В ее епархиях 14 монастырей, 579 приходов, 1 395 священнослужителей.
Надлежащим образом развивается и Санкт-Петербургская епархия.

К юбилейной дате она подошла в хорошей форме, украшенная шестью монастырями и 289-ю приходами, в которых служат 894 священнослужителя. Строятся 20 храмов. Божественная литургия совершается в 423-х храмах и молитвенных помещениях. В епархии ведется многосторонняя просветительская деятельность.
У нас 208 воскресных школ с несколькими тысячами учащихся, в которых преподают квалифицированные педагоги, постоянно повышающие свой уровень на специальных курсах и консультирующиеся с нашим профильным отделом. Семь православных учреждений создано для дошкольников. Поддерживаются преподаватели Основ православной культуры, которые улучшают свои знания в центрах духовно-нравственной культуры благочиний и на курсах повышения квалификации, созданных на базе информационно-методических центров. Петербургские педагоги не раз становились победителями во Всероссийском конкурсе "За нравственный подвиг учителя". На епархиальных курсах святого Иоанна Кронштадтского слушатели получают системное религиозное образование.
На достойном уровне ведется молодежное церковное служение. На 92-х приходах существуют молодежные сообщества, на 23-х - подростковые клубы. Наиболее деятельные приходские сообщества объединены в ассоциацию "Керигма". Сегодня молодёжь как никогда нуждается в нашем попечении и поддержке, прежде всего духовной.

При многих вузах существуют храмы и совершаются богослужения. В межвузовскую ассоциацию "Покров" входит 29 вузов. Ведется духовно-нравственное просвещение студенчества. Покровские студенческие отряды участвуют в восстановлении храмов.

Традиционно уделяется большое внимание духовному окормлению нашего доблестного воинства, которое всегда показывало отвагу, мужество, верность долгу, оставаясь верными нравственным идеалам. Для успешной координации с армией и флотом создано военное благочиние, где трудятся несколько десятков священников, многие из которых сопровождают свои части в командировки, в том числе и в "горячие точки". В частях и военных учебных заведениях совершаются богослужения и требы, служатся молебны на принятие присяги первокурсников и выпускников духовно напутствуют. Вера в Бога и возможность приобщаться к святому, помогают в несении ратной службы. Когда служу в Никольском Морском соборе Кронштадта, вижу, как слаженно поют Символ веры и молитву "Отче наш" военнослужащие 907 учебного центра. В этом году мы заложили капсулу в фундамент строящегося храма преподобного Сергия Радонежского в Военной академии связи.

История епархии - это процессы умаления и воскресения. Это история всей Церкви, которая всегда была, есть и будет. Она несла свет истины даже в стеснённых условиях, приспосабливаясь ради славы Божией и дела, к которому призвана Господом Иисусом Христом, "чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим. 2:4).

Санкт-Петербургская земля дала миру сонм угодников Божиих, показавших пример того, что святым можно быть независимо от внешних условий и званий. Лишь малая часть указана в списке Собора всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших. Среди них митрополиты и священники, дворяне и простолюдины, богатые и бедные, монахи и миряне. Вся Россия знает имена благоверного великого князя Александра Невского, блаженной Ксении Петербургской, праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия Брянчанинова, преподобного Серафима Вырицкого и других петербургских святых.

В этот праздничный день хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто трудится на благо епархии. Наша особая благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, почётному жителю северной столицы, за его внимательное отношение к церковной жизни города. Заслуживает глубокой признательности его неоценимая помощь в реставрации комплекса Александро-Невской лавры и исторического здания духовной академии.

Моя благодарность всем вам, дорогие владыки, всему духовенству митрополии за труды, которые вы неустанно и усердно несёте во всякое время, не жалея сил и времени ради того, чтобы быть пастырями добрыми для людей. Вы понимаете, что исполнение пастырского долга не должно зависеть от благоприятного или неблагоприятного времени.

Священнослужители митрополии всегда отличались сердечностью и внимательным отношением к своим обязанностям. Многие строили и строят храмы и монастыри, не имея серьезных доходов для этого и опыта, но Господь всегда помогает во благовремение, видя усердие и горячие молитвы, даёт все потребное.

Многое зависит от духовенства, от желания и стремления каждого из нас повлиять на негативные процессы в обществе, от активности и творческого подхода, способности меняться в лучшую сторону и всегда служить людям.

Нам выпало большое счастье трудиться в славном городе апостола Петра.

Хотел бы поблагодарить наши власти, и в первую очередь губернатора Санкт-Петербурга Александра Дмитриевича Беглова со всеми его помощниками за конструктивное и доброе отношение к епархии, неравнодушие к нуждам, с которыми мы обращаемся.

Также моя благодарность - губернатору Ленинградской области Александру Юрьевичу Дрозденко: у нас много общих проектов, направленных на просвещение и воспитание людей, по реставрации храмов и монастырей.

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Свой доклад хотел бы завершить благодарственной молитвой ко Господу нашему Иисусу Христу - Творцу и Промыслителю всяческих, в руце которого все мы и вся наша история.

Благодарю за внимание.