"Человек в эпоху глобальных вызовов и святоотеческая антропология"
Ваши Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
Рождественские чтения 2023 года посвящены теме глобальных вызовов современности и духовному выбору человека. Мы живем в условиях постоянно меняющегося мира, это требует нашей оценки и нашего ответа.
Давно замечено, что вплоть до XX века человек, как правило, покидал этот мир таким же, каким застал его в момент рождения. Но сегодня глобальные перемены, связанные с научными технологиями и геополитическими изменениями, происходят буквально на наших глазах.
Ускорение жизни, связанное с научно-техническим прогрессом, - это явление особенно наглядное, если устремить взор на прошедший двадцатый век. Развитие транспорта объединило страны и континенты. Электрификация привела к круглосуточному образу жизни. Социальные изменения обесценили сословные привилегии, появилось всеобщее избирательное право, возникло понятие "прав личности". Достижения в медицине позволили победить, казалось бы, неизлечимые болезни. Но, по слову апостола: "Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фес. 5:3). Мы видим, что жизнь человека зависит не от него самого и не от технического прогресса.
Более того, развитие науки и техники не только привело к процветанию и общественным благам, но и к катастрофам, жертвам. Достаточно упомянуть боевое использование атомного оружия (бомбардировки Хиросимы и Нагасаки), аварии на мирных ядерных объектах (Чернобыль и Фукусима). Таким образом, развитие технологий несет не только общественную пользу, но представляет и новые цивилизационные угрозы. Только от человека зависит то, чему послужит научно-технический процесс. Наука должна иметь нравственное измерение, ответственность людей за мир и жизнь на Земле.
Современный мир насыщен компьютерными и цифровыми технологиями. Но они, как и все технические новшества, не существуют сами по себе, а созданы человеком и для человека. И все они оказывают влияние на его жизнь.
В этой ситуации, как всегда, существует нравственный выбор: идти путем жизни и света либо к тьме, греху и, наконец, духовной смерти.
Сегодня, как и всегда, перед человеком встают вечные вопросы о смысле жизни и отношении к смерти.
Мир, не желающий жить по Божиим заповедям, пытается обожествить человека, но вместо этого создает из него хоть и высшую форму животного эволюционного развития, но нравственно усеченную.
О человеке в современном мире говорят наука и культура. Социология, антропология, психология, биология предлагают свои решения человеческих проблем. Но все ответы, которые могут дать отрасли научных знаний или разновидности культуры, - временные.
Однако есть и то, что не зависит от меняющихся условий бытия. Это Божественное Откровение и его святоотеческое восприятие - традиция, Предание Церкви. Есть видение человека в святоотеческом наследии - православная антропология. И в нашем бушующем мире именно Церковь обладает ответами на вопросы человеческого бытия.
Актуальность святоотеческого наследия в том, что оно единственное дает ответы на главные, вечные вопросы, на то, что нас по-настоящему заботит и беспокоит.
Учение Церкви, ее богословие - это прежде всего Откровение о Боге, но главная тайна Церкви - это Боговоплощение, тайна, в которую "желают проникнуть Ангелы" (1 Пет. 1:12). Поэтому учение о личности Иисуса Христа - Бога, ставшего в Рождестве от Девы Марии еще и Человеком - это также учение о человеке. О высоте его достоинства, высшем его призвании говорит самое начало Библии: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1:26). Именно в Библии содержится подлинная высота и красота человека как Божиего творения, образа Божиего и Божиего чада. Ибо "мы теперь дети Божии" (1 Ин. 3:2)- восклицает святой апостол Иоанн Богослов. Действительно, после Боговоплощения, после того, как Сын Божий стал Сыном Человеческим и сделал Своего Небесного Отца Отцом нашим, мы не чужие, а свои, родные Богу, мы Его дети.
В нас есть нечто, что роднит нас с Богом, о чем святитель Григорий Нисский пишет: "Если человек для того и приходит в бытие, чтобы сделаться причастником божественных благ, то по необходимости устраивается таким, чтобы ему быть способным к причастию благ". То, о чем говорит святитель, - это образ Божий в человеке.
Однако - непознаваем Бог и, следовательно, непостижим Его образ - человек. Но можно говорить об отображении совершенств Первообраза и образа - человека, о свойствах Бога в человеке. "Давайте, - пишет святитель Василий Великий, - исследуем то, что относится к Богу, и мы познаем то, что касается нас, а именно, что мы не имеем образа Божиего, если понимать его в телесном смысле, ведь смертное не может быть образом бессмертного".
Черты божественного образа в нас - это, прежде всего свобода, бессмертие души, владычество над прочим творением, творчество, ум, совесть, духовность, любовь.
Именно сообразность Богу, как бы она ни была повреждена в падшем греховном мире, придает человеку подлинное величие и достоинство.
Почтение к человеку Евагрий Понтийский выражает так: "Блажен, … кто всякого человека считает за бога после Бога". А святитель Игнатий Брянчанинов наставляет: "Воздавай почтение ближнему как образу Божию… Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они - образ Божий. Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его. Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело - сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию".
Как дети Небесного Отца, мы призваны к жизни по Евангелию, по Божиим заповедям. Не случайно поэтому многие из святых отцов разделяли понятия образа и подобия. Образ - согласно такому мнению, это данность. Подобие - то, что человек должен достигнуть с помощью Божией. По слову преподобного Иоанна Дамаскина, уподобляясь Богу через добродетель.
Вершина данного процесса - обожение и богосыновство. О стяжании совершенной добродетели Господь говорит нам: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48). Это в полноте свершилось в жизни святых, но это и наше призвание.
Как, каким образом изменяться и духовно возрастать? У Церкви есть ответ, выраженный словами апостола Павла: "Мы соработники у Бога" (1 Кор. 3:9). После грехопадения человек нуждается в воссозданнии, покаянии и исправлении путем соработничества с Богом.
Наша воля при этом есть существенное условие. Если ее нет, то, говоря словами преподобного Макария Египетского, "Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей". От Бога - благодатная помощь и в итоге - спасение!
Человек несет в себе таинственный образ Божий, но поврежден грехом. Однако современный мир ничего не хочет знать о грехе. То, что явно осуждено Богом в Библии, преподносится как некие особенности определенного образа жизни. Болезнь греха, начиная с Адама, поразила все человечество. Об этом пророк Ветхого Завета говорит: "О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим". (Езд. 7:48). Апостол Павел констатирует: "Все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23).
Без преображения человека, без обожения, уподобления Богу, стяжания богосыновства человек остается погибающим грешником, рабом своих страстей.
И о бедственном положении человека в греховном мире, о том, как страдает все мироздание, если нет деятельного покаяния, святитель Николай Сербский пишет: "Если бы исчезли наши дурные качества, грехи и страсти, исчезли бы и соответствующие им в природе образы. Но до тех пор, пока человек человеку - волк, будут и волки. Пока человек человеку - пиявка, будут и пиявки. До тех пор, пока душа человеческая привязанная к земному, ползет по земле, будут ползать по земле змеи. Одним словом, до тех пор, пока человек будет умножать свое беззаконие и свою безнравственность, природа будет умножать соответствующие им образы зла: будут множиться хищники, микробы, бури, ураганы, наводнения, пожары и прочее". Ведь человек изначально был поставлен господствовать над всем творением, и, следовательно, от него зависит то, каким будет окружающий мир. Наполнится ли он светом Христовой любви, либо поработится греху, от которого - разделения, ненависть и войны.
Ответ на глобальные вызовы современного мира нам известен. Его дает Церковь как хранительница Писания и Предания. О преодолении всех бед, нестроений и трудностей мира апостол Павел пишет: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор. 13:3). Грех и его проявления побеждаются верой в Бога, надеждой на Него, и, наконец, любовью к Нему и Его творению.
Глобальные вызовы современного мира, будь то вопросы политики и экономики, технического прогресса и биоэтики, экологии и кризиса традиционных общественных институтов (прежде всего - семьи) - все они обращены к человеку. Именно человек, а не "искусственный интеллект" призван их разрешить. От самого человека, его нравственности зависит то, каким станет наш мир: будет ли строить новую Вавилонскую башню, либо займется работой над собой, путем покаяния изменит и преобразит себя, а, значит, и мир вокруг себя.
У человека всегда, во все времена два выбора: искать Бога, быть с Ним, становится Его соработником, либо уходить от Бога и в итоге становиться Его противником. Церковь призывает нас не мириться с грехом, которым поражен весь мир, но с ним бороться: прежде всего, в самом себе, работать над сокрытом в нас Божиим образом. Тогда можно по праву называться Божиими детьми и Его наследниками.
Благодарю за внимание.
Ваши Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
Рождественские чтения 2023 года посвящены теме глобальных вызовов современности и духовному выбору человека. Мы живем в условиях постоянно меняющегося мира, это требует нашей оценки и нашего ответа.
Давно замечено, что вплоть до XX века человек, как правило, покидал этот мир таким же, каким застал его в момент рождения. Но сегодня глобальные перемены, связанные с научными технологиями и геополитическими изменениями, происходят буквально на наших глазах.
Ускорение жизни, связанное с научно-техническим прогрессом, - это явление особенно наглядное, если устремить взор на прошедший двадцатый век. Развитие транспорта объединило страны и континенты. Электрификация привела к круглосуточному образу жизни. Социальные изменения обесценили сословные привилегии, появилось всеобщее избирательное право, возникло понятие "прав личности". Достижения в медицине позволили победить, казалось бы, неизлечимые болезни. Но, по слову апостола: "Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фес. 5:3). Мы видим, что жизнь человека зависит не от него самого и не от технического прогресса.
Более того, развитие науки и техники не только привело к процветанию и общественным благам, но и к катастрофам, жертвам. Достаточно упомянуть боевое использование атомного оружия (бомбардировки Хиросимы и Нагасаки), аварии на мирных ядерных объектах (Чернобыль и Фукусима). Таким образом, развитие технологий несет не только общественную пользу, но представляет и новые цивилизационные угрозы. Только от человека зависит то, чему послужит научно-технический процесс. Наука должна иметь нравственное измерение, ответственность людей за мир и жизнь на Земле.
Современный мир насыщен компьютерными и цифровыми технологиями. Но они, как и все технические новшества, не существуют сами по себе, а созданы человеком и для человека. И все они оказывают влияние на его жизнь.
В этой ситуации, как всегда, существует нравственный выбор: идти путем жизни и света либо к тьме, греху и, наконец, духовной смерти.
Сегодня, как и всегда, перед человеком встают вечные вопросы о смысле жизни и отношении к смерти.
Мир, не желающий жить по Божиим заповедям, пытается обожествить человека, но вместо этого создает из него хоть и высшую форму животного эволюционного развития, но нравственно усеченную.
О человеке в современном мире говорят наука и культура. Социология, антропология, психология, биология предлагают свои решения человеческих проблем. Но все ответы, которые могут дать отрасли научных знаний или разновидности культуры, - временные.
Однако есть и то, что не зависит от меняющихся условий бытия. Это Божественное Откровение и его святоотеческое восприятие - традиция, Предание Церкви. Есть видение человека в святоотеческом наследии - православная антропология. И в нашем бушующем мире именно Церковь обладает ответами на вопросы человеческого бытия.
Актуальность святоотеческого наследия в том, что оно единственное дает ответы на главные, вечные вопросы, на то, что нас по-настоящему заботит и беспокоит.
Учение Церкви, ее богословие - это прежде всего Откровение о Боге, но главная тайна Церкви - это Боговоплощение, тайна, в которую "желают проникнуть Ангелы" (1 Пет. 1:12). Поэтому учение о личности Иисуса Христа - Бога, ставшего в Рождестве от Девы Марии еще и Человеком - это также учение о человеке. О высоте его достоинства, высшем его призвании говорит самое начало Библии: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1:26). Именно в Библии содержится подлинная высота и красота человека как Божиего творения, образа Божиего и Божиего чада. Ибо "мы теперь дети Божии" (1 Ин. 3:2)- восклицает святой апостол Иоанн Богослов. Действительно, после Боговоплощения, после того, как Сын Божий стал Сыном Человеческим и сделал Своего Небесного Отца Отцом нашим, мы не чужие, а свои, родные Богу, мы Его дети.
В нас есть нечто, что роднит нас с Богом, о чем святитель Григорий Нисский пишет: "Если человек для того и приходит в бытие, чтобы сделаться причастником божественных благ, то по необходимости устраивается таким, чтобы ему быть способным к причастию благ". То, о чем говорит святитель, - это образ Божий в человеке.
Однако - непознаваем Бог и, следовательно, непостижим Его образ - человек. Но можно говорить об отображении совершенств Первообраза и образа - человека, о свойствах Бога в человеке. "Давайте, - пишет святитель Василий Великий, - исследуем то, что относится к Богу, и мы познаем то, что касается нас, а именно, что мы не имеем образа Божиего, если понимать его в телесном смысле, ведь смертное не может быть образом бессмертного".
Черты божественного образа в нас - это, прежде всего свобода, бессмертие души, владычество над прочим творением, творчество, ум, совесть, духовность, любовь.
Именно сообразность Богу, как бы она ни была повреждена в падшем греховном мире, придает человеку подлинное величие и достоинство.
Почтение к человеку Евагрий Понтийский выражает так: "Блажен, … кто всякого человека считает за бога после Бога". А святитель Игнатий Брянчанинов наставляет: "Воздавай почтение ближнему как образу Божию… Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они - образ Божий. Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его. Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело - сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию".
Как дети Небесного Отца, мы призваны к жизни по Евангелию, по Божиим заповедям. Не случайно поэтому многие из святых отцов разделяли понятия образа и подобия. Образ - согласно такому мнению, это данность. Подобие - то, что человек должен достигнуть с помощью Божией. По слову преподобного Иоанна Дамаскина, уподобляясь Богу через добродетель.
Вершина данного процесса - обожение и богосыновство. О стяжании совершенной добродетели Господь говорит нам: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48). Это в полноте свершилось в жизни святых, но это и наше призвание.
Как, каким образом изменяться и духовно возрастать? У Церкви есть ответ, выраженный словами апостола Павла: "Мы соработники у Бога" (1 Кор. 3:9). После грехопадения человек нуждается в воссозданнии, покаянии и исправлении путем соработничества с Богом.
Наша воля при этом есть существенное условие. Если ее нет, то, говоря словами преподобного Макария Египетского, "Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей". От Бога - благодатная помощь и в итоге - спасение!
Человек несет в себе таинственный образ Божий, но поврежден грехом. Однако современный мир ничего не хочет знать о грехе. То, что явно осуждено Богом в Библии, преподносится как некие особенности определенного образа жизни. Болезнь греха, начиная с Адама, поразила все человечество. Об этом пророк Ветхого Завета говорит: "О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим". (Езд. 7:48). Апостол Павел констатирует: "Все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23).
Без преображения человека, без обожения, уподобления Богу, стяжания богосыновства человек остается погибающим грешником, рабом своих страстей.
И о бедственном положении человека в греховном мире, о том, как страдает все мироздание, если нет деятельного покаяния, святитель Николай Сербский пишет: "Если бы исчезли наши дурные качества, грехи и страсти, исчезли бы и соответствующие им в природе образы. Но до тех пор, пока человек человеку - волк, будут и волки. Пока человек человеку - пиявка, будут и пиявки. До тех пор, пока душа человеческая привязанная к земному, ползет по земле, будут ползать по земле змеи. Одним словом, до тех пор, пока человек будет умножать свое беззаконие и свою безнравственность, природа будет умножать соответствующие им образы зла: будут множиться хищники, микробы, бури, ураганы, наводнения, пожары и прочее". Ведь человек изначально был поставлен господствовать над всем творением, и, следовательно, от него зависит то, каким будет окружающий мир. Наполнится ли он светом Христовой любви, либо поработится греху, от которого - разделения, ненависть и войны.
Ответ на глобальные вызовы современного мира нам известен. Его дает Церковь как хранительница Писания и Предания. О преодолении всех бед, нестроений и трудностей мира апостол Павел пишет: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор. 13:3). Грех и его проявления побеждаются верой в Бога, надеждой на Него, и, наконец, любовью к Нему и Его творению.
Глобальные вызовы современного мира, будь то вопросы политики и экономики, технического прогресса и биоэтики, экологии и кризиса традиционных общественных институтов (прежде всего - семьи) - все они обращены к человеку. Именно человек, а не "искусственный интеллект" призван их разрешить. От самого человека, его нравственности зависит то, каким станет наш мир: будет ли строить новую Вавилонскую башню, либо займется работой над собой, путем покаяния изменит и преобразит себя, а, значит, и мир вокруг себя.
У человека всегда, во все времена два выбора: искать Бога, быть с Ним, становится Его соработником, либо уходить от Бога и в итоге становиться Его противником. Церковь призывает нас не мириться с грехом, которым поражен весь мир, но с ним бороться: прежде всего, в самом себе, работать над сокрытом в нас Божиим образом. Тогда можно по праву называться Божиими детьми и Его наследниками.
Благодарю за внимание.