Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви

Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви
Источник:www.patriarchia.ru

Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).

Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики ее совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения.

Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.

В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.

В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.

Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.

Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении - в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.

По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении. Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.

Поэтому пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений.

Епархиальным Преосвященным надлежит иметь попечение об установлении единообразия в порядке служении пассии в тех приходах и монастырях, где сложился обычай их служения, руководствуясь одной из нижеследующх схем, однако совершение пассий не следует считать обязательным.

Приложение (возможные схемы совершения пассии)

I. Совершение пассии с акафистом

В воскресенье вечером на середине храма поставляются Распятие и аналой под Евангелие.

На вечерне, при пении стихиры "Тебе́, оде́ющагося…" на "И ны́не…" в конце стиховных стихир, духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель несет Евангелие. Совершается полное каждение храма.

По окончании стихиры и каждения поется или читается акафист Божественным Страстям Христовым.

По окончании акафиста возглашается прокимен "Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́…", после которого читается Евангелие, предваряемое возглашением "И о сподо́битися нам…". Перед чтением Евангелия хор поет: "Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди".

- на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114);

- на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69);

- на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111);

- на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62).

После чтения Евангелия хор поет: "Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди" и антифон "Днесь ви́сит на дре́ве…".

После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста.

Хор поет стихиру "Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…". Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.

Затем читается "Ны́не отпуща́еши…" и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера.

После пения антифона "Днесь ви́сит на дре́ве…" или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя.

II. Совершение пассии без акафиста

В пятницу вечером на великом повечерии, после "Сла́ва в вы́шних Бо́гу…", хор поет стихиру "Тебе́ оде́ющагося…". Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма.

По окончании стихиры и каждения возглашается "И о сподо́битися нам…", после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поет: "Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!"

- на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114);

- на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69);

- на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111);

- на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62).

После чтения Евангелия хор поет: "Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди".

Произносится проповедь о страданиях Спасителя.

Хор поет стихиру "Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…". Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.

Далее следуют Трисвятое, "Го́споди сил…" и обычное окончание повечерия.