Положение о Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Положение о Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Санкт-Петербургская епархиальная комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства (далее в тексте настоящего Положения - «Комиссия») является структурным подразделением Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее – Санкт-Петербургская Епархия) без прав юридического лица, созданным в целях...


УТВЕРЖДАЮ

Епархиальный архиерей

________________________________

МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ

"05" февраля 2014 года

ПОЛОЖЕНИЕ

О САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИАЛЬНОЙ

КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ,
ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

Санкт-Петербург

2014 г.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Санкт-Петербургская епархиальная комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства (далее в тексте настоящего Положения - "Комиссия") является структурным подразделением Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее - Санкт-Петербургская Епархия) без прав юридического лица, созданным в целях:

· координации деятельности епархиальных отделов, приходов, монастырей и иных церковных структур Санкт-Петербургской Епархии для организации работы по защите института семьи, поддержке отцовства, материнства и детства;

· взаимодействия Санкт-Петербургской Епархии с органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность в городе Санкт-Петербурге в сфере поддержки семьи, защиты отцовства, материнства и детства (в том числе органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) для защиты института семьи в её церковном и традиционном понимании, для поддержки отцовства, материнства и детства;

· разработки и осуществления системного комплекса мер по преодолению кризиса семейных ценностей в обществе и поддержки института семьи.

1.2.1. Деятельность Комиссии финансируется за счет средств епархиального бюджета, а также целевых пожертвований юридических и физических лиц.

1.2.2. Комиссия вправе сотрудничать с благотворительными фондами и иными юридическими лицами в целях сбора и аккумуляции средств для обеспечения деятельности Комиссии и для финансирования проектов, направленных на преодоление кризиса семейных ценностей в обществе и на церковную поддержку семьи как в Санкт-Петербургской Епархии, так и за её пределами.

1.3. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с каноническими нормами и правилами Русской Православной Церкви, постановлениями Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви, определениями Священного Синода Русской Православной Церкви, Указами и распоряжениями Епархиального архиерея Санкт-Петербургской Епархии (далее - Епархиальный архиерей), Уставом Санкт-Петербургской Епархии, а также в соответствии с настоящим Положением.

1.4. Комиссия координирует свою деятельность с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии является ответственным от Санкт-Петербургской Епархии по взаимодействию с Патриаршей комиссией.

1.5. Комиссия соблюдает законодательство Российской Федерации.

1.6. При осуществлении деятельности на территории других государств Комиссия соблюдает законодательство этих государств.

1.7. Комиссия имеет графический символ (логотип), служебные бланки и штампы, образцы которых утверждаются Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

2.1. Основными целями и задачами деятельности Комиссии являются:

· защита и поддержка православных семейных ценностей;

· популяризация православных семейных ценностей в целях укрепления духовных и нравственных основ общества;

· обсуждение актуальных вопросов в сфере защиты и поддержки семьи, отцовства, материнства и детства;

· формирование политики Санкт-Петербургской Епархии по актуальным вопросам в сфере защиты и поддержки семьи, а также по законопроектам в сфере семейных отношений, отцовства, материнства и детства;

· рассмотрение предложений и обращений организаций и граждан по проблемам, входящим в компетенцию Комиссии;

· рассмотрение сообщений средств массовой информации по проблемам, входящим в компетенцию Комиссии;

· разработка предложений, направленных на укрепление института семьи, распространение и продвижение семейных ценностей в обществе, стимулирование рождаемости, создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охрану семьи, отцовства, материнства и детства, содействие улучшению демографической ситуации в обществе;

· обеспечение взаимодействия религиозных организаций, действующих на территории гор.Санкт-Петербурга, между собой, а также с органами государственной власти, общественными объединениями, организациями, средствами массовой информации, в целях координации своей деятельности по вопросам семьи, отцовства, материнства и детства.

2.2. Комиссия осуществляет следующие функции:

2.2.1. подготовка предложений органам государственной власти по вопросам:

· совершенствования законодательства гор.Санкт-Петербурга в сфере семейных отношений, материнства и детства;

· разработки и реализации программ, направленных на охрану и поддержку семьи, отцовства, материнства, многодетности, создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, противодействие абортам, стимулирование рождаемости;

2.2.2. содействие информационному обеспечению и повышению правовой культуры населения в сфере семейных отношений, отцовства, материнства и детства.

2.2.3. разработка и реализация программ, направленных на защиту и поддержку детей, оставшихся без родительского попечения, в том числе сирот, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, защиту семьи и детей от чрезмерного вмешательства государственных или муниципальных органов, должностных лиц, общественных объединений и иных некоммерческих организаций.

2.2.4. Всемерная проповедь христианского взгляда на семью, отцовство, материнство и детство.

2.2.5. Оказание поддержки и защити семьям с детьми, многодетным семьям, семьям, воспитывающим приемных детей, и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

2.2.6. Осуществление выработки и реализации механизмов партнерства, сотрудничества Церкви, общества, государства и частных структур (бизнеса) в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и защиты семейных ценностей на региональном уровне;

2.2.7. Содействие улучшению государственной политики, стратегии в интересах демографии, семьи, родительства и детства, подготовке предложений по совершенствованию действующего законодательства по вопросам, затрагивающим интересы семьи, подготовке принятию решений органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы семьи, семейной и демографической политики;

2.2.8. Организация и участие в общественном обсуждении политических, правовых и административных мер, затрагивающих институт семьи или осуществляемых в интересах семьи, родителей и детей;

2.2.8. Содействие укреплению системы семейного воспитания на основе духовно-нравственных традиций, создание благоприятных общественных, социо-культурных условий для рождения и воспитания нескольких детей в семье;

2.2.9. Содействие повышению общественной значимости ценностей семьи и брака, родительства и детства, многодетности, уважения ко всем поколениям;

2.2.10. Создание, развитие и поддержка программ, направленных на сохранение и укрепление духовно-нравственных семейных традиций, развитие системы домашнего воспитания, образования и просвещение граждан по вопросам семьи, материнства, отцовства и детей;

2.2.11. Организация и осуществление деятельности в области образования, просвещения, науки и популяризации устоев и исторических традиций православной семьи в России и семейных ценностей;

2.2.12. Способствование формированию культурной и информационной среды, способствующей укреплению православных семейных и нравственных ценностей, отвечающих интересам семьи, родителей и детей;

2.2.13. Организация и содействие благотворительной и добровольческой христианской деятельности, направленной на поддержку семьи, отцовства, материнства и детства;

2.2.14. Сотрудничество и диалог с традиционными религиозными организациями, особенно с христианскими, имеющими не противоречащее православному учение о браке и семье, схожее понимание института семьи, брака, отцовства, материнства и детства, в сферах:

· защиты и поддержки традиционных семейных ценностей в обществе,

· противодействия распространению учения об ином понимании семьи, нежели чем постоянного союза одного мужчины и одной женщины, зарегистрированного в государственных органах и (или) посредством соответствующего официально-признаваемого религиозного обряда, а также рождённых от них (или усыновлённых / удочерённых ими) детей до их совершеннолетия,

· противодействие пропаганде абортов, распространение информации о вреде абортов и о понимании аборта, как греха, равного убийству человека, за исключением прерывания беременности в исключительных случаях по медицинским показателям,

· оказания помощи конкретным семьям, особенно в случаях, если супруги и (или) их дети принадлежат к религиозным организациям разных вероисповеданий;

· поддержка мероприятий, направленных на профилактику разводов и укрепление семей, а также на способствование восстановлению семьи после уже состоявшегося развода, если это представляется возможным.

Ш. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

3.1. Реализация церковной семейной политики в Санкт-Петербурге обеспечивается следующими механизмами:

  • религиозно-молитвенными;
  • организационными;
  • правовыми;
  • финансовыми;
  • материально-техническими;
  • социально-экономическими;
  • информационными;
  • кадровыми;
  • научными.

3.2. Реализация церковной семейной политики будет осуществляться поэтапно в соответствии с утверждаемыми Комиссией планами мероприятий.

IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КОМИССИИ

4.1. Комиссия для решения предусмотренных настоящим Положением целей и задач по благословению Епархиального архиерея имеет право:

· запрашивать необходимую информацию от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти гор.Санкт-Петербурга, Ленинградской области и иных субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц;

· направлять предложения, информационные материалы и обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам, юридическим и физическим лицам;

· выступать с инициативами по входящим в круг предусмотренных настоящим Положением целям и задачам Комиссии;

· давать заключения и предложения по вопросам совершенствования законодательства;

· организовывать и проводить обсуждение значимых вопросов и проблем в сфере защиты и поддержки семьи;

· информировать широкие общественные круги о своей деятельности;

· осуществлять информационно-просветительскую деятельность;

· содействовать популяризации традиционных семейных ценностей;

· организовывать в переделах своей компетенции различные проекты и мероприятия;

· поддерживать деятельность церковных, общественных и благотворительных организаций, деятельность которых входит в круг предусмотренных настоящим Положением целям и задачам Комиссии;

· предоставлять поддержку и (или) давать экспертную оценку реализуемым на территории гор.Санкт-Петербурга проектам, направленность которых входит в круг предусмотренных настоящим Положением целям и задачам Комиссии.

4.2. В рамках реализации настоящего Положения Комиссия обязана:

· предоставлять на утверждение Епархиального архиерея первоочередные и долгосрочные планы основных организационных мероприятий по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

· предоставлять ежегодные отчеты о работе Комиссии Епархиальному архиерею;

· предоставлять специальные отчеты об исполнении распоряжений Епархиального архиерея;

· информировать Епархиального архиерея о тех или иных решениях и мероприятиях, принятых и осуществляемых органами государственной власти, местного самоуправления, общественными и религиозными организациями, политическими партиями, юридическими и физическими лицами, действующими на территории Санкт-Петербургской Епархии, которые способствуют укреплению института семьи, поддержке и защите отцовства, материнства и детства;

· информировать Епархиального архиерея о тех или иных решениях и мероприятиях, принятых и осуществляемых органами государственной власти, местного самоуправления, общественными и религиозными организациями, политическими партиями, юридическими и физическими лицами, действующими на территории Санкт-Петербургской Епархии, которые несут угрозу институту семьи в её традиционной форме, отцовству, материнству и детству, а также ставят целью возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобное. В подобных случаях Комиссия вправе обратиться к Епархиальному архиерею с предложениями относительно возможности официального выражения несогласия с данными решениями или мероприятиями от имени Санкт-Петербургской Епархии и наложения церковного прещения на виновных.

V. СОСТАВ КОМИССИИ

5.1. Предложения по составу Комиссии представляются Председателем Комиссии Епархиальному архиерею на утверждение.

5.2. Епархиальный архиерей вправе включить в состав Комиссии иных лиц, по своему усмотрению, помимо представленных Председателем Комиссии.

5.3. Комиссия состоит из:

- Председателя Комиссии;

- Заместителя Председателя Комиссии;

- Секретаря Комиссии;

- Членов Комиссии.

Председатель Комиссии назначается на должность на неограниченный срок (освобождается от должности) Епархиальным архиереем.

Заместитель Председателя Комиссии и секретарь Комиссии назначается на должность на неограниченный срок (освобождается от должности) Председателем Комиссии.

5.4. В состав Комиссии могут входить:

- руководители и (или) уполномоченные сотрудники епархиальных отделов Санкт-Петербургской Епархии, направления деятельности которых связаны с тематикой семьи, отцовства, материнства и детства.

- представители Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии и Семинарии;

- руководители, сотрудники и (или) уполномоченные представители церковных и светских средств массовой информации.

- руководители (председатели), сотрудники и (или) уполномоченные представители:

· Постоянных Комиссий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Комитетов Правительства Санкт-Петербурга,

· иных государственных и муниципальных структур, направления деятельности которых связаны с тематикой семьи, отцовства, материнства и детства.

- иные лица по представлению Председателя Комиссии.

5.5 Состав членов Комиссии утверждается Епархиальным архиереем на срок четыре года.

При включении в состав Комиссии новых членов, а также при исключении кого-либо из членов Комиссии и назначении новых лиц, полномочия вновь включённых членов оканчиваются вместе с окончанием срока полномочий основного состава Комиссии.

Члены Комиссии могут быть назначены на новый срок в состав Комиссии без ограничения числа назначений.

5.6. Члены Комиссии имеют право:

- запрашивать и получать необходимую информацию о деятельности Комиссии;

- участвовать в заседаниях и иных мероприятиях, проводимых Комиссией.

5.7. Члены Комиссии обязаны соблюдать настоящее Положение, а также выполнять решения Общего собрания Комиссии.

5.8. Член Комиссии может быть исключен из состава Комиссии:

- по решению Епархиального архиерея;

- по решению Общего собрания Комиссии, принятому в установленном настоящим Положением порядке;

- на основании заявления о выходе из состава Комиссии.

5.9. При несоблюдении пункта 5.7 настоящего Положения и в случае невыполнения иных, предусмотренных настоящим Положением, обязанностей Председатель Комиссии вправе поставить вопрос об исключении члена Комиссии из состава Комиссии на Общем собрании Комиссии (согласно п. 5.8), либо в форме Рапорта на имя Епархиального архиерея с объяснением причин и обстоятельств. Окончательное решение принимает Епархиальный архиерей.

VI. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМИССИИ

6.1. К исключительной компетенции Епархиального архиерея относится:

- утверждение Положения о Комиссии, изменений и дополнений к нему;

- назначение (освобождение от должности) Председателя Комиссии;

- утверждение состава Комиссии;

- утверждение протоколов заседаний Комиссии;

- утверждение годового отчета о деятельности Комиссии.

6.2. В состав Общего собрания Комиссии входят все члены Комиссии.

6.3. Заседания Общего собрания Комиссии проводятся Председателем Комиссии или иным уполномоченным им лицом не реже одного раза в год. Необходимый для принятия решения кворум составляет не менее 1/2 членов.

6.4. На заседаниях Общего Собрания Комиссии рассматриваются вопросы, включенные в повестку дня заседания Председателем Комиссии.

6.5. Решения Общего Собрания Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляются протоколом. В случае равенства голосов решающим является голос Председателя Комиссии. При принятии решений каждый член Комиссии обладает одним голосом.

6.6. Председатель Комиссии уведомляет членов Комиссии о дате и повестке дня предстоящего заседания Общего Собрания.

6.7. Если член Комиссии не может принять участие в заседании, он вправе проголосовать заочно по вопросам, включенным в повестку дня заседания. В этих целях член Комиссии направляет соответствующее заявление на имя Председателя Комиссии с указанием своего однозначного волеизъявления по каждому вопросу, включенному в повестку дня заседания. Указанное заявление оглашается председательствующим на заседании Комиссии и приобщается к протоколу заседания. При несогласии члена Комиссии с принятым решением в протоколе отражается его особое мнение.

6.8. Решения Общего Собрания Комиссии принимаются открытым голосованием, утверждаются Епархиальным архиереем, и обязательны для исполнения всеми членами Комиссии.

6.9. На заседание Общего Собрания Комиссии могут быть приглашены (без права голоса) представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти гор.Санкт-Петербурга, Ленинградской области, иных субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, иные лица.

6.10. Обязанность ведения протокола заседаний Общего Собрания Комиссии возлагается на Секретаря Комиссии.

Протокол заседания Общего Собрания Комиссии подписывается Председателем Комиссии и Секретарём Комиссии.

6.11. Решения, принятые на Общем Собрании, вступают в силу после утверждения их Епархиальным архиереем.

6.12. К компетенции Председателя Комиссии относится:

- руководство текущей деятельностью Комиссии;

- организационно-техническое обеспечение заседаний Комиссии, в том числе подготовка повестки дня заседаний Комиссии и других материалов для рассмотрения их на заседаниях Общего Собрания Комиссии, уведомление членов Комиссии о проведении заседаний;

- выступление от имени Комиссии в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;

- рассмотрение заявлений и предложений членов Комиссии;

- решение всех вопросов, связанных с деятельностью Комиссии, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции Епархиального архиерея и Общего собрания Комиссии;

- обеспечение соблюдения членами Комиссии настоящего Положения.

6.13. По решению Епархиального архиерея в структуре Комиссии могут быть созданы рабочие органы (включая тематические экспертные комиссии) по отдельным направлениям деятельности Комиссии.

VII. АППАРАТ КОМИССИИ

7.1. Аппарат Комиссии - исполнительный орган Комиссии, структура и состав которого утверждаются Епархиальным архиереем.

7.2. Положение об Аппарате Комиссии утверждается Епархиальным архиереем.

VIII. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

8.1. Прекращение деятельности Комиссии осуществляется по решению Епархиального архиерея.