11 января вступил в силу новый Административный регламент осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации (далее - регламент).
Обращаем Ваше внимание на следующие новеллы.
Должностные лица Минюста при проведении проверки:
- не обязаны предъявлять копию документа о ее согласовании с органами прокуратуры,
- имеют право вмешиваться в деятельность некоммерческой организации, в том числе при участии в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях, например, могут прервать мероприятие при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации,
- вправе затребовать дополнительные документы и сведения (в случае несоответствия представленных сведений тем сведениям, которые имеются в распоряжении Минюста, срок для направления письменных пояснений составляет 10 рабочих дней).
Руководитель НКО или уполномоченный представитель обязан:
- обеспечить при необходимости присутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя некоммерческой организации при проведении проверки;
- представлять по запросам должностных лиц Минюста России (территориального органа) относящуюся к предмету проверки информацию (документы, сведения), включая их заверенные копии, письменные пояснения в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (при проведении мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) в форме документарных проверок), в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса (при проведении мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) в форме выездных проверок);
- предоставлять возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, и обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц в помещения и территории, которые занимает некоммерческая организация, в отношении которой проводится мероприятие по осуществлению государственного контроля (надзора);
- предоставлять места для осуществления государственного контроля (надзора) в период проведения выездной проверки в служебном помещении по месту нахождения некоммерческой организации и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности.
Регламентом установлен исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки у проверяемой некоммерческой организации. Приводим его полностью:
1) документы, подтверждающие местонахождение некоммерческой организации (копии правоустанавливающих документов на помещение);
2) решения высшего органа управления некоммерческой организации (протоколы, выписки из протоколов, решения об утверждении благотворительных программ, справки и другие);
3) решения постоянно действующего руководящего органа, распорядительные документы других органов управления, в том числе по утверждению финансового плана (сметы), по утверждению добровольных, вступительных и иных взносов, по утверждению численного состава работников, размеров оплаты их труда, по использованию имущества, по использованию безвозмездного труда граждан в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях";
4) решения контрольно-ревизионного органа некоммерческой организации, включая акты проверок (при наличии указанного органа в структуре некоммерческой организации);
5) сведения о программах некоммерческой организации, решения об их утверждении и сведения об их реализации;
6) сведения о публичных и иных мероприятиях, проведенных некоммерческой организацией (периодичность, форма проведения, место и дата проведения, содержание мероприятий и прочее);
7) документы, подтверждающие участие в конкурсах на получение отечественных и зарубежных грантов;
8) содержательные отчеты по грантам;
9) информация о пожертвованиях, полученных и направленных некоммерческой организацией юридическим и физическим лицам;
10) содержательные отчеты об использовании финансовых средств согласно целям, указанным в договорах пожертвований в соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации;
11) информация о пожертвованиях, полученных и направленных некоммерческой организацией политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума;
12) сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества, наличии иностранных источников финансирования;
13) сведения о членах (участниках) некоммерческой организации с указанием даты рождения и гражданства (копии заявлений о вступлении в члены (участники) некоммерческой организации, решений уполномоченных органов некоммерческой организации об их приеме или исключении, реестр членов (участников) некоммерческой организации);
14) сведения о членских взносах и иных имущественных взносах (при наличии);
15) сведения о структурных подразделениях с указанием их полного наименования, местонахождения, фамилии, имени, отчества (при наличии) их руководителей, контактных телефонов (при наличии);
16) копии штатных расписаний некоммерческой организации;
17) документы по использованию некоммерческой организацией труда добровольцев, волонтеров;
18) документы по сайту некоммерческой организации;
19) переписка некоммерческой организации с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей;
20) печатные издания, печатная продукция, а также иные агитационные материалы, образцы сувенирной продукции, наград, грамот и прочее;
21) документы, подтверждающие участие в выборах и референдумах в качестве избирательного объединения (при наличии);
22) публикации в средствах массовой информации, в том числе в сети "Интернет" (при наличии);
23) документы, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей, в том числе о приносящей доход деятельности, учреждении некоммерческих и коммерческих организаций, средств массовой информации, об участии в деятельности иных юридических лиц;
24) сведения о ежегодном опубликовании отчета о деятельности некоммерческой организации;
25) материалы по выпуску периодических изданий;
26) бухгалтерско-финансовые документы, которые не могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а именно:
копии планов счетов бухгалтерского учета, учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения;
утвержденные сметы доходов и расходов, финансовый план;
оборотно-сальдовые ведомости по счетам некоммерческих организаций;
карточки (анализ) счетов главной книги;
кассовые документы (кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты);
заключенные договоры и документы об их исполнении - приходные накладные и накладные на отпуск товаров, работ и услуг, акты приема-передачи товара, счета-фактуры, акты (в случае применения некоммерческой организацией упрощенной системы налогообложения представляется книга учета доходов и расходов);
27) пояснения руководителя (представителя) некоммерческой организации, представленные в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных некоммерческой организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Минюста России (его территориальных органов) документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора);
28) копии правоустанавливающих документов на используемые в деятельности некоммерческой организации помещения, здания, земельные участки и прочее.
Закреплен перечень документов, запрашиваемых у религиозных организаций.
Установлен перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых Минюстом в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия (приводим полностью):
1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости;
2) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости;
3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;
4) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
5) сведения о кодах по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанным с ним общероссийским классификаторам ОКАТО, ОКТМО, ОКФС, ОКОПФ, ОКОГУ, установленным организациям и индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики;
6) сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
7) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
8) сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
9) сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, процентов и штрафов за нарушения законодательства;
10) сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
11) сведения из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
12) сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
13) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность юридических лиц, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторские заключения о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, содержащиеся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренном статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
14) выписка из реестра федерального имущества;
15) выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации;
16) выписка из реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
17) данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, а также аудиторские заключения о ней за отчетные периоды 2014 - 2018 годов в соответствии с подпунктом "б" пункта 1.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного надзора в сфере рекламы путем проведения внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 09.12.2020 N 1203/20 (зарегистрирован Минюстом России 14.12.2020, регистрационный N 61458);
18) сведения из реестра дисквалифицированных лиц;
19) сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
20) сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске;
21) сведения о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание;
22) сведения о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства вида на жительство;
23) сведения о действительности (недействительности) документа, удостоверяющего личность гражданина (кроме удостоверений личности, выданных иностранными государствами);
24) сведения о постановке иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания;
25) сведения о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства;
26) сведения о регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации;
27) сведения о регистрации по месту пребывания гражданина Российской Федерации;
28) информация о поступивших от граждан Российской Федерации уведомлениях о наличии у них гражданства другого государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве.
Из текста регламента исключен пункт о том, что "Организация и проведение контроля осуществляются в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность некоммерческих организаций, презумпции их добросовестности, открытости и доступности для некоммерческих организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при осуществлении контроля, а также информации об организации и осуществлении контроля о правах и об обязанностях центрального аппарата (территориальных органов), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственности органов контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении контроля, недопустимости взимания органами контроля с некоммерческих организаций платы за проведение мероприятий по контролю.".
Регламент утвержден Приказом
Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2021 №274
|