ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ
ДЛЯ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ КАТЕХИЗАТОРОВ
(среднесрочные курсы)
Нормативный срок освоения программы - 2 года
Форма обучения - очно-заочная (вечерняя)
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Выпускник с квалификацией катехизатор должен обладать следующими компетенциями (К):
готовностью и способностью:
компетенции в области церковного образа жизни
сознательно участвовать в церковных Таинствах и обрядах (К-1);
соблюдать церковную традицию в общении, образе жизни, быте (К-2);
преломлять духовные знания в личный духовный опыт (К-3);
к совершенствованию в христианском благочестии на протяжении всей жизни (К-4);
к самооценке и самоконтролю (К-5);
компетенции в области катехизической деятельности
использовать знание Священного Писания, основных разделов православного вероучения, литургики, церковной истории в духовно-просветительской деятельности (К-6);
использовать знания в области церковного искусства в духовно-просветительской деятельности (К-7);
использовать навыки чтения Священного Писания и богослужебных текстов на церковнославянском языке и их перевода в духовно-просветительской деятельности (К-8);
использовать знания православного вероучения и сектоведения для обеспечения духовной безопасности воцерковляющихся (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений) (К-9);
выявлять степень воцерковленности человека и в соответствии с ней определять содержание, объем, методы, формы, сроки катехизации (К-10);
использовать знания в области психологии в катехизической деятельности и педагогической работе (К-11);
применять основные методы катехизической деятельности в работе с воцерковляющимися (К-12);
разрабатывать и реализовывать программы по различным направлениям катехизической деятельности (К-13)
аргументировано и убедительно излагать церковную позицию перед невоцерковленной и воцерковляющейся аудиторией (К-14);
обеспечить катехизическое сопровождение церковных мероприятий (К-15);
компетенции в области педагогической деятельности
применять традиции и методы православной педагогики и христианской антропологии в педагогической деятельности (К-16);
решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в воскресной школе (К-17);
разрабатывать и реализовывать программы по вероучительным дисциплинам для различных возрастных категорий детей (К-18);
компетенции в области организаторской деятельности
работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (К-19);
планировать, организовывать и координировать катехизическую деятельность на приходах и/или благочиниях (К-20);
организовывать мероприятия в области катехизации на приходе и/или благочинии (К-21).
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по подготовке преподавателей и директоров воскресных школ
Квалификация - катехизатор, педагог воскресной школы
Срок обучения - 2 года
Наименование дисциплин (в том числе практик) |
Трудоемкость |
Распределение по семестрам |
Форма промежу-точной аттестации | |||||
Общая в зач. ед. |
Общая в академ. часах |
Из них ауди-торная |
I |
II |
III |
IV | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Цикл "Основы православного вероучения" |
30 |
1080 |
513 |
|
|
|
|
|
Священное Писание Ветхого Завета |
3 |
108 |
54 |
+ |
+ |
|
|
Экзамен |
Священное Писание Нового Завета |
6 |
216 |
108 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Экзамен |
Православное вероучение |
8 |
288 |
135 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Экзамен |
Литургика |
3 |
108 |
54 |
+ |
|
|
|
Экзамен |
История Церкви |
4 |
144 |
81 |
+ |
+ |
+ |
|
Экзамен |
Церковное искусство |
2 |
72 |
27 |
|
+ |
|
|
Зачет |
Церковно-славянский язык |
2 |
72 |
27 |
+ |
|
|
|
Зачет |
Основы хорового и церковного пения (для преподавателей соответствующего профиля) |
2 |
72 |
27 |
+ |
+ |
|
|
Зачет |
Цикл "Учебно-воспитательная деятельность" |
25 |
900 |
432 |
|
|
|
|
|
Организация и ведение катехизической деятельности |
4 |
144 |
81 |
+ |
+ |
+ |
|
Экзамен |
Организация работы в воскресной школе |
2 |
72 |
36 |
|
|
+ |
+ |
Зачет |
Православная педагогика |
4 |
144 |
81 |
|
+ |
+ |
+ |
Экзамен |
Особенности преподавания христианской этики в воскресной школе для детей |
1 |
36 |
18 |
|
|
+ |
|
Зачет |
Миссиология |
2 |
72 |
27 |
|
|
|
+ |
Зачет |
Сектоведение |
2 |
72 |
27 |
|
|
|
+ |
Зачет |
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви |
2 |
72 |
27 |
|
|
|
+ |
Зачет |
Основы экскурсионно-паломнической деятельности |
2 |
72 |
27 |
|
|
+ |
|
Зачет |
Логика, теория и практика аргументации |
2 |
72 |
27 |
+ |
|
|
|
Зачет |
Психология |
4 |
144 |
81 |
|
+ |
+ |
+ |
Экзамен |
Учебная практика |
3 |
108 |
- |
|
+ |
|
+ |
|
Итоговая аттестация |
2 |
72 |
- |
|
|
|
+ |
|
Общая трудоёмкость ООП (часов) Всего: |
60 |
2160 |
945 |
|
|
|
|
|
Академический час - 45 минут.
Одно занятие составляет - 1,5 академических часа.
Одна зачетная единица - 36 академических часов.
Объем аудиторных учебных занятий в неделю - 16 академических часов.
Бюджет времени, в неделях
Курсы |
Теоретическое обучение |
Экзаменационная сессия |
Практика |
Квалификационная работа |
Каникулы |
Всего |
I |
32 |
4 |
4 |
- |
12 |
52 |
II |
32 |
4 |
2 |
4 |
10 |
52 |
Итого: |
64 |
8 |
6 |
4 |
22 |
104 |
Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в академ. часах):
Теоретическое обучение,
включая экзаменационные сессии 1980 академ. часов.
Практики 108 академ. часов.
Итоговая аттестация 72 академ. часа.
Итого: 2160 академ. часов (из них 945 академ. часов аудиторной нагрузки).
БАЗОВОЕ ЯДРО
по подготовке преподавателей и директоров воскресных школ
Квалификация - катехизатор, педагог воскресной школы
Цикл "Основы православного вероучения" | |
№ |
Наименование дисциплины/Рекомендуемые темы |
1. |
Священное Писание Ветхого Завета Введение в Священное Писание Ветхого Завета. История и текстология ветхозаветного канона. Книги Ветхого Завета: происхождение, наименования, исторический фон повествования, богослужебные чтения, основные богословские идеи, экзегетический разбор важнейших мест. Изучение основных законоположительных, учительных и пророческих книг. |
2. |
Священное Писание Нового Завета Введение в Священное Писание Нового Завета. История и текстология новозаветного канона. Пришествие в мир Спасителя. Выход Господа Иисуса Христа на общественное служение и события Его жизни до первой Пасхи. Первая, вторая и третья Пасха общественного служения Спасителя. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Воскресение Спасителя. Книга Деяний святых апостолов. Церковь Христова из иудеев. Церковь Христова среди язычников. Соборные послания святых апостолов. Послания святого апостола Павла. Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова. |
3. |
Православное вероучение Катехизис Предварительные понятия. Божественное Откровение. Символ веры. Молитва Господня. Заповеди блаженства. Декалог. Догматическое богословие Понятие о богословии. Понятие о догматах. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки. Священное Предание. Священное Писание. Вероучительные тексты Православной Церкви. Понятие о богопознании. Триадология. Сотериология. Христология. Экклесиология. Сакраментология. Эсхатология. Нравственное богословие Предмет нравственного богословия. Понятие о нравственности. Развитие и формирование личности. Свобода человека. Естественный нравственный закон. Недостаточность естественного нравственного закона и восполнение его Богооткровенным законом. Ветхозаветный нравственный закон. Новозаветный или евангельский нравственный закон. Связь между христианской нравственностью и догматами веры. Добродетель и ее свойства. Виды добродетелей. Грех, его свойство и последствия. Виды греха. Упражнения в добре душевных и телесных сил человека. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни. Созидание личного спасения и служение ближним на основе самоотвержения и любви. Семейные обязанности христианина. Христианин как член общества и государства. Сравнительное богословие Западные исповедания: Римо-католицизм, Протестантизм (Лютеранство. Кальвинизм. Англиканство). История возникновения и вероучительные отличия от Православия. Основное богословие Понятие о религии и признаки религии. Гипотезы происхождения религии. Доказательства бытия Божия. Религия и наука. Откровение Божие. Естественное Откровение. Сверхъестественное Откровение. Библейская космогония и современная наука. Классификация религий. Богооткровенная религия. Появление иных религий, как результат отпадения и искажения Богооткровенной религии. Происхождение язычества и его виды. Иудаизм. Буддизм. Ислам. Христианство. Православная антропология Творение человека. Образ и подобие Божии в человеке. Назначение человека и цель его жизни. Дух, душа и тело. Целостность человека. Личность человека. Грехопадение, последствие грехопадения. Христос - Новый Адам. Человек во Христе, антропологические аспекты учения о спасении. Церковь и обожение человека. О соотношении человеческой свободы и Божественной благодати. Учение о Браке. Семья - малая Церковь. Религиозное сознание, религиозное мышление и восприятие в свете святоотеческого наследия. Отличие истинного религиозного сознания от безрелигиозного и искаженного религиозного сознания. Основы аскетики. Антропологические основы в вопросах общей эсхатологии. |
4. |
Литургика Службы суточного круга. Литургия. Седмичный круг богослужения. Всенощное бдение. Сведения о годичном круге богослужения. Основные типы служб Минеи. Великие праздники. Богослужения Постной и Цветной Триоди. Святые Таинства. Введение в литургическое предание. Практика построения службы по богослужебным книгам. |
5. |
История Церкви Общая церковная история Источники и периодизация церковной истории. История Церкви доникейского периода. Эпоха Вселенских Соборов. Предпосылки и история отпадения Западной Церкви. Православная Церковь до падения Константинополя в 1453 году. Церковь в период турецкого владычества. Современное положение Поместных Церквей. История Русской Православной Церкви От Крещения русского народа до нашествия монголов и усиления Северо-Восточной Руси (988-1237 гг.). От нашествия монголов и усиления Северо-Восточной Руси до разделения Русской Митрополии (1237-1461 гг.). Русская Церковь, разделенная на две митрополии (1461-1589 гг.). Патриарший период. (1589-1700 гг.). Синодальный период (1700-1917 гг.). История Русской Православной Церкви в ХХ веке и начале ХХI века. |
6. |
Церковное искусство Священное Писание и Священное Предание о церковном искусстве. Православная икона, монументальная живопись, архитектура и декаративно-прикладное искусство в их историческом развитии. Церковное пение и гимнография. |
7. |
Церковнославянский язык История создания и значение церковнославянского языка. Морфология, грамматика и синтаксис. Практикум по церковному чтению. |
8. |
Основы хорового и церковного пения История православного богослужения. История древнерусского певческого искусства. Певческие традиции Синодального периода. Монастырские певческие традиции 19- 20 вв. Богослужебное пение. Методика преподавания певческих дисциплин в воскресной школе. Церковно-певческий обиход (методика преподавания в условиях воскресной школы). Изучение репертуара детских церковных хоров. Регентское мастерство. |
Цикл "Катехизическая и учебно-воспитательная деятельность" | |
№ |
Наименование дисциплины/Рекомендуемые темы |
1. |
Организация и ведение катехизической деятельности Основы катехизации Понятие, значение и роль катехизации. Основные направления и формы катехизической деятельности. Цели, задачи, принципы катехизации, требования к катехизатору. История катехизации. Катехизация в Древней Церкви. Каноническая огласительная практика и ее применимость в наше время. Реализация катехизической деятельности в современных условиях кризиса общества, семьи, личности. Катехизис, как предмет катехизической деятельности. Методы и методики катехизации. Подготовка к Таинству Крещения (оглашение). Огласительные беседы. Послекрещальная катехизация. Воскресная школа для взрослых. Библейские беседы (Евангельские кружки). Катехизическое сопровождение таинств и обрядов Церкви. Подготовка к Таинству Брака. Приходское консультирование по вопросам веры, богослужения и православного образа жизни. Катехизическая работа с различными социальными и возрастными группами. Методики катехизации Катехизис как история спасения. Догматический катехизис. Моральный катехизис. Тайноводственный катехизис. Практическая сторона катехизации. Методика проведения огласительных бесед, бесед перед Таинством Брака, библейских бесед. Методика катехизации с использованием богослужебных текстов. Методика проведения занятий в воскресной школе для взрослых. Методика проведения приходского консультирования. Методики катехизической работы с различными категориями людей. Практикум. Моделирование дискуссии по религиозной проблематике. Организация и администрирование катехизической деятельности Организация процесса оглашения, воскресной школы для взрослых, консультативной службы по вопросам веры, богослужения и православного образа жизни, иных форм катехизической деятельности. Организация социально ориентированной просветительской деятельности. Организация межприходских мероприятий. Основы церковного протокола и этикета. Организация документооборота. |
2. |
Организация работы в воскресной школе для детей Особенности организации приходской воскресной школы для детей. Принципы организации духовно-нравственного микроклимата в воскресной школе. Литургический принцип устроения воспитательного процесса в воскресной школе. Роль духовника в воскресной школе. Церковные документы, регулирующие деятельность воскресных школ. Положение о деятельности воскресных школ (основные положения). Стандарт учебно-воспитательной деятельности регулирующий деятельность воскресных школ. Виды воскресных школ, основные типологические отличия. Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы. Учебный план, Государственное лицензирование воскресных школ (необходимость, нормативно-правовые аспекты лицензирования, пошаговая инструкция для получения лицензии на образовательную деятельность). Особенности организации дошкольной ступени в воскресной школе. Православный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Примерное содержание программы православного воспитания детей дошкольного возраста (основные положения). Особенности организации учебно-воспитательного процесса на начальной ступени. Основные особенности организации учебно-воспитательного процесса на основной ступени. Учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (основные учебные пособия, рабочие тетради, используемые в практике). Дополнительная часть учебно-воспитательного процесса (кружки, секции их место в учебно-воспитательном процессе). Принципы организация промежуточной и итоговой аттестации воспитанников воскресной школы. Требования к организации учебно-воспитательной деятельности (подбору кадров, материально-техническому и информационному обеспечению). Организация летнего отдыха воспитанников. Организация школьных, межшкольных, благочиннических, епархиальных мероприятий. Семейная воскресная школа. |
3. |
Православная педагогика Основы православной педагогики Теория христианского воспитания. Основные факторы и условия христианского воспитания. Принципы христианского воспитания. Формы и методы воспитательной работы. Принципы и методы обучения. Типы и виды уроков. Методы педагогической работы по усвоению религиозных знаний. Духовно-нравственное воспитание и преподавание вероучительных знаний детям в церковно-приходской воскресной школе Особенности духовного воспитания дошкольников, детей младшего школьного возраста, подростков юношества. Формы, методы и методики проведения занятий по вероучительным дисциплинам с различными возрастными категориями детей. Стандарт необходимых вероучительных знаний и церковных навыков для воскресных школ. Анализ программ, пособий по духовно-нравственному воспитанию и православному образованию. Преподавание Основ православной культуры Цели и задачи изучения православной культуры. Специфика преподавания ОПК. Примерное содержание учебных курсов по ОПК. Характеристики основных учебно-методических комплексов по ОПК. Специфика культурологического подхода в преподавании ОПК. Использование мультимедийных пособий в преподавании ОПК. |
4. |
Особенности преподавания христианской этики в воскресной школе для детей Поиск смысла жизни и вера в Бога. Ответ на вопрос о смысле жизни в философиях и религиях мира. Ответ на вопрос о смысле жизни в Ветхозаветной религии. Декалог как основа нравственности человечества. Христианское понимание смысла жизни. Нагорная проповедь. Евангельский закон любви. Свобода человека. Покаяние как свободный выбор нового пути (притча о блудном сыне). Основные страсти человека. Основные добродетели человека. Этика человеческих отношений. Достоинство личности. Образ Божий. Этика общественного служения. Подвиг. |
5. |
Миссиология Богословское понимание миссии Церкви. История миссии. Организация миссионерской деятельности в епархиях Русской Церкви. Организация миссионерской работы на уровне прихода. Основные аспекты миссионерской работы. Приходская школа и ее просветительно-миссионерская деятельность. |
6. |
Сектоведение Понятие о секте. Секты протестантского происхождения. Восточные, неоиндуистские и неоязыческие секты. Псевдорелигиозные тоталитарные объединения. Сатанинские секты. |
7. |
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Церковь и нация. Церковь и государство. Христианская этика и светское право. Церковь и политика. Труд и его плоды. Собственность. Война и мир. Преступность, наказание, исправление. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. Здоровье личности и народа. Проблемы биоэтики. Церковь и проблемы экологии. Светская наука, культура, образование. Церковь и светские СМИ. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма. |
8. |
Основы экскурсионно-паломнической деятельности Духовный смысл паломничества. Паломничество в русской церковной традиции. Основные понятия. Историческое развитие. Русское православное паломничество в культурологическом освещении. Правовое регулирование паломничества и взаимодействие с федеральными государственными органами. Сходства и раздичия в технологии организации религиозных экскурсий познавательной направленности и паломнических экскурсий. Технология подготовки экскурсионного маршрута религиозной направленности и его технического оснащения. Особенности методических приемов. Документационное обеспечение. Актуальные вопросы и современное состояние православного паломничества. Пути развития паломничества в России. |
9. |
Логика, теория и практика аргументации Аргументация с точки зрения классической логики. Особенности аргументативного дискурса. Современные концепции аргументации. Коммуникативная структура аргументации. Правила и типичные ошибки аргументации. Составление аргументативного текста. Риторика и аргументативный дискурс. Ведение апологетической беседы. Моделирование дискуссии по религиозной проблематике. |
10. |
Психология Возрастная психология Проблема возраста и возрастная периодизация. Духовное, психическое и физическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Общие характеристики возрастов: дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, период юности, этапы зрелого возраста, пожилой возраст, старость. Психология общения Этика и психология общения: семейного, бытового, делового. Коммуникации с носителями безрелигиозного мировоззрения. Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Конфликты в религиозной среде. Психология разрешения конфликта. Психические нарушения личности. Коммуникации с лицами с психическими нарушениями личности. Основы психологической безопасности. Психология зависимости Природа зависимостей. Проявление склонностей к зависимости. Методы работы с зависимостью. Деятельность по противодействию деструктивным религиозным организациям. Виды и взаимосвязь зависимостей: алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания, игромания. Проблемы психологической зависимости. Профилактика. Помощь со-зависимым. Основы семейной психологии Духовное значение брака. Психология полов. Психологическое содержание понятия "семьи". Жизненный цикл семьи. Проблемы современной российской семьи. Нарушение жизнедеятельности семьи. Проблемы воспитания детей. Семейные конфликты: причины и последствия. Развод и его последствия. Практические вопросы воспитания детей. Проблема приемных детей. Другие вопросы практической психологии. |