Слово митрополита Варсонофия памяти 40-летия кончины митрополита Никодима (Ротова)

Слово митрополита Санкт-Петербургского
и Ладожского Варсонофия
на торжественном акте в память 40-летия со дня кончины
митрополита Никодима (Ротова) (4 сентября 2018 г.)
__________________________

Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
отцы, братья и сестры - гости торжественного собрания!


Позвольте сыновне приветствовать Вас, Ваше Святейшество, в родном Санкт-Петербурге на памятных мероприятиях в честь 40-летия со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), Вашего духовного учителя и наставника.

Здесь собрались его духовные чада, почитатели и близкие по духу люди - те, кому дорог идеал беззаветного служения Церкви Христовой, которому он бесстрашно следовал все годы своего служения.

Мы знаем, как Вы, Ваше Святейшество, бережно храните в сердце память об этом удивительном человеке. Когда бы Вы не посещали северную столицу, в сане ли митрополита, или особенно сейчас, возглавляя Русскую Православную Церковь, всегда совершаете заупокойную молитву на могиле этого выдающегося иерарха.

Бывает, что уходит человек из жизни и ничего о нем, кроме воспоминаний близких, не остается. Не так с митрополитом Никодимом. После себя он оставил целую плеяду архипастырей, пастырей, церковных тружеников, - можно сказать школу, - которые уже в новых условиях бытия Церкви в Отечестве осуществляли и осуществляют то, что он хотел видеть при своей жизни.

Наследие митрополита Никодима в учениках и продолжателях самого, наверное, главного его дела - чтобы Русская Православеая Церковь могла в полную силу нести людям свет Христовой Истины.

В истории нашей Церкви есть личности, именами которых называют целые эпохи. Таким человеком, несомненно, является Высокопреосвященнейший митрополит Никодим. Он не просто жил своим временем, отдавая силы на благо Церкви Христовой, но предвосхищал настоящее устремленностью в будущее. "Мне нужно воевать, - говорил он, - а судить меня будет история".

Деятельность иерарха была многогранной. Помимо послушаний, которые он выполнял в своё время, с 1963 по 1978 годы (практически 15 лет), он являлся правящим архиереем Ленинградской (Санкт-Петербургской) епархии - тридцатым с момента ее учреждения.

Впервые за время существования этой важной кафедры ее возглавил самый молодой митрополит. Ему было всего 34 года. Он был нетипичным для того времени архиереем. Вместо того, чтобы тихо сидеть на кафедре, как того хотели власти, владыка занялся реформированием многих сторон церковной жизни, приведением их в должный порядок.

Северная столица стала для него вторым домом. Владыка всегда подчеркивал свою любовь и уважение к ней, к ее многовековой истории. В беседах с близкими он так и называл себя: "Я митрополит питерский".

К моменту назначения, в начале 60-х годов активизировались уже было утихшие гонения советской власти на веру, началась компания по закрытию и уничтожению храмов Ленинградской области, многие из которых были памятниками архитектуры. Верующие лишались святынь. Это было время хрущевских гонений. Антицерковную кампанию в Ленинграде возглавил воинствующий атеист - уполномоченной по делам Русской Православной Церкви Григорий Жаринов.

Митрополиту Никодиму одному Богу известной ценой удалось остановить этот губительный процесс. Несмотря на сложное положение, он умудрялся сохранять на одном уровне количество действующих храмов и благочиний в Ленинграде и области.

Основными храмами для митрополичьих богослужений были Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, Князь-Владимирский и Спасо-Преображенский соборы, а также академический храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Владыка Никодим совершал богослужения и в других действовавших тогда храмах города и области. Он старался посещать приходы, которые требовали его мудрого архипастырского участия. Несмотря на трудности, люди нуждались в духовной поддержке, о чем говорят строки епархиальных отчетов тех лет: "Упадка посещаемости храмов верующими, особенно в праздничные дни, а также уменьшение обращений верующих в Святым Тайнам и требоисполнениям - не наблюдается".

Важным делом митрополита Никодима была отмена цензуры, когда правящий архиерей не проверял проповеди священников и не отправлял их на проверку в специальные органы. При нем же в Ленинграде был снят запрет на колокольный звон.

В 1967 году к Ленинградской митрополии присоединяется соседняя Новгородская епархия. Это было продиктовано полнейшим запустением в ней церковной жизни. По пути из Ленинграда в Москву митрополит Никодим посетил Новгород и поразился глубокому упадку там церковной жизни. Местный владыка - архиепископ Сергий (Голубцов) - не мог справиться с уполномоченным и церковная жизнь в древнем городе сошла на нет. Он предложил Святейшему Патриарху Алексию I присоединить Новгородскую епархию к Ленинградской. В отчетах перед Патриархией владыка Никодим писал: "Совершал богослужения в храмах города Ленинграда, Ленинградской и Новгородской областей".

Известно, что скрывалось за официальными строками о взаимоотношении церковных и светских властей Ленинграда в те годы: "Взаимоотношение правящего митрополита с уполномоченным Совета по делам религии при Совете Министров СССР было вполне нормальным и в духе полного взаимопонимания". В общественном пространстве Церковь могла принимать участие лишь в одном - оказывать поддержку популярному тогда движению за мир во всем мире. Она не только молилась устами духовенства и произносила проповеди на эту тему, но была обязана перечислять в соответствующие фонды значительные пожертвования с приходов.

Чтобы привлечь внимание мирового сообщества к церковной жизни Ленинграда и тем самым оградить ее от посягательств властей, владыка активно развивал межнациональный и межконфессиональный диалог.
Ежегодно город посещали десятки официальных делегаций Поместных Православных Церквей, а также христианских конфессий и религиозных объединений. Члены делегаций, приезжая в северную столицу, интересовались положением и жизнью Церкви в Советском Союзе, их интересовало количество храмов и духовенства. Членов официальных делегаций знакомили с церковной и богослужебной жизнью, с величественными соборами, с деятельностью духовной академии и семинарии.

Жизнь Ленинградской митрополии оживлялась, когда отмечались знаковые события в Церкви и государстве. Митрополит Никодим старался сам возглавлять памятные мероприятия и богослужения: 240-летие перенесения мощей святого Александра Невского, 175-летие освящения Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, 20-летие и 30-летие возрождения духовных школ, 30-летие Великой Победы.

Особое внимание митрополит уделял храмам, отмечавшим юбилейные даты и престольные праздники. В эти дни он старался быть со своей паствой. Его богослужения привлекали людей необычайной торжественностью и величием, отличались высоким молитвенным напряжением. В них отсутствовали искусственная напыщенность и фальшь, все было естественным. Владыка Никодим всегда произносил проповеди.

Возвращаясь из Москвы, между поездками, он полностью погружался в жизнь епархии, вёл прием посетителей, причем епархиальное управление зачастую работало в выходные дни. В отчетах так и говорилось: "Канцелярия митрополита принимала посетителей ежедневно". Ему приходилось лично рассматривать неотложные доклады благочинных и настоятелей, давать распоряжения канцелярии и членам епархиального совета. Лично подписывал много документов. Статистика показывает, что их количество с наложенными им резолюциями с каждым годом увеличивалось в разы: от 894-х в 1963 году до 1379-ти в 1976 году.

Особой заботы требовали Ленинградские духовные школы, которые при митрополите Никодиме становятся визитной карточной как епархии, так и всей Русской Церкви. Не секрет, что советские власти в начале 60-х годов планировали их закрытие. Известно, что архипастырь согласился возглавить Ленинградскую кафедру лишь для того, чтобы этого не допустить. Понимая важность религиозного образования для будущих священнослужителей, он, чтобы уберечь академию от закрытия, создал афро-азиатский факультет, где получали богословское образование иностранные студенты. После этого вопрос об упразднении учебного заведения уже не возникал.

Владыка Никодим постоянно проникался проблемами духовных школ, лично осуществляя общее руководство: просматривал и утверждал журналы педагогических советов, встречался с ректором и инспекторами, принимал учащих и учащихся по личным вопросам. Несмотря на плотный график, он любил посещать лекции и уроки, нередко вел собеседования с будущими студентами или возглавлял экзаменационные комиссии по аттестации выпускников. Что стоило ему в те годы организовать ежегодную студенческую конференцию с участием делегаций финской православной молодежи! Этот форум позволял студентам обмениваться опытом, обсуждать проблемы. Желание митрополита передавать богатый опыт будущим священнослужителям осуществилось, когда в 1976 году он стал читать лекции для студентов III курса по истории Русской Православной Церкви (Синодальный и послереволюционный периоды).

В стенах академического храма владыка Никодим регулярно проводил монашеские постриги и священнические хиротонии. Рукополагаемые священнослужители пополняли клир епархии. За первую половину служения в качестве митрополита Ленинградского он совершил 134 священнических и диаконских хиротоний. При нём статистика количества служащего в митрополии духовенства никогда не опускалась ниже отметки в 118 человек, а в некоторые годы значительно её превышала (в 1976 году - 137 человек служащего духовенства).

Владыка Никодим был инициатором создания в митрополии хора духовенства, существующего и сегодня. Он также занимался гимнотворчеством и при удобном случае записывал в блокнот мысли, на которых основывались новые богослужебные последования. Известен его русский перевод со славянских и греческих текстов Великого канона преподобного Андрея Критского.

"Город на Неве" - так любил называть владыка Санкт-Петербург, который в те годы стал духовной колыбелью для многих архиереев Русской Православной Церкви. Под сводами Свято-Троицкого собора лавры им было совершено 14 архиерейских хиротоний, большинство из которых - в период жизни Святейшего Патриарха Алексия I.

Не был в стороне владыка и от решения хозяйственных вопросов епархии. Под его пристальным вниманием в ней действовали свечная и просфорная мастерские.

К 49-ти годам владыка Никодим был уже тяжело больным человеком, перенесшим шесть инфарктов. Врачи прописывали ему покой и лечение, но даже находясь на больничной койке, он переживал за свою паству. Вот какие строки он писал Святейшему Патриарху Пимену: "Во время моей болезни в минувшем году более активнее совершать богослужения в храмах епархии и принимать посетителей пришлось викарному епископу преосвященному Мелитону, ко мне же часто приезжал секретарь, и мы регулярно имели контакты по телефону". Последнее богослужение в городе на Неве митрополит Никодим совершил 5 августа в храме Святой Троицы "Кулич и Пасха". Через месяц, 5 сентября, он отошёл ко Господу.

Завершая небольшой экскурс в жизнь этого удивительного человека, хотелось бы сказать, что своим примером и беззаветным служением Русской Православной Церкви он вошел в её историю не только как видный общественный и церковный деятель, но и архипастырь, который по слову Господа нашего Иисуса Христа полагал свою душу за людей.

Святой апостол Павел говорит: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13,7). Количество гостей, прибывших в эти дни молитвенно отметить день кончины митрополита Никодима, говорит о том, что слова апостолав полной мере исполнились в его учениках и последователях, сохраняющих память о нем для будущих поколений.

Благодарю за внимание.