Слово митрополита Варсонофия на дискуссии "Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига"

Слово митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
на "круглом столе" с участием архиереев и монашествующих епархий СЗФО на тему
"Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига"

(15 декабря 2021 г. 11:00 в формате видеоконференции)
_____________

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
досточтимые отцы игумены, матушки игумении,
братья и сестры!

На протяжении своей истории монашество было и остается особым служением Господу нашему Иисусу Христу, "узким путем" ведущим в жизнь вечную. Мало кто способен всецело посвятить себя Богу, оставив все мирское, и объявить войну своему ветхому человеку, чтобы облечься в нового, живущего не по плоти, но по духу.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы обсуждаем не только заданную тему, но и саму возможность ведения сегодня монашеской жизни в строгом соответствии с многовековыми традициями. Многое сказано отцами-аскетами и подвижниками о монашеских добродетелях по разным случаям и в разном контексте, о том, как они взращиваются и как бережно нужно их хранить. Несмотря на разные эпохи, добродетели остаются неизменными. Важно их актуализировать в контексте современной жизни.

В идеале монашество - это жизнь в высшей степени по заповедям Божиим и неустанная борьба со страстями, часто превосходящими человеческие силы. Именно в том и состоит подвиг, чтобы удобопреклонное ко злу человеческое естество вести к обожению. А это дело всей жизни. Трудность стяжания добродетелей обусловлено глубиной падения человека.
Нынешняя эпоха высокой скорости наложила отпечаток и на духовную сферу. Сегодня человек не только не готов нести подвигов, результат которых ему неочевиден, поскольку подъем в гору, как правило, сменяется скатыванием, но хочет скорое появление плодов от своих трудов.

В мире происходят изменения основополагающих парадигм. Это сегодня основной вызов для современного монашества. Переосмысливаются и меняются традиционные представления о семье, браке, свободе, ценностях, общество все более индивидуализируется, отрицаются авторитеты как необходимый элемент в жизни. Такое положение естественно отражается и на церковном устроении, и особенно на монашеском как ее части. Ведь желающие "ангельского жития" приходят в монастырь, получив воспитание и образование в миру, и лишь в теории представляющие, что такое жизнь в закрытой монашеской общине, послушание с радикальным отказом от своей воли.

Несмотря на негативное влияние мира, монастыри по милости Божией сохраняют свои многовековые основы. Находятся желающие спасать свою душу в монашеском чине.

Как древнее, так и современное монашество немыслимо без духовного преемства, заимствования и усвоения святоотеческого опыта духовной борьбы за очищение сердца от страстей, благодатного преображения и обновления внутреннего человека, его облечения во Христа.

Поэтому нам, живущим в XXI веке, необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы монашество на современном этапе развивалось в русле святоотеческой традиции.
Одна из ключевых проблем сегодняшних монастырей - это отсутствие духовных наставников, передающих духовный опыт через многие поколения - от учителя к ученику. А потом ученик сам становится учителем и передает опыт своим ученикам.

В процессе стяжания монашеских добродетелей важно не только слышать наставления, но и видеть личный пример другого. По святоотеческому учению, человек от человека научается. Хотя книги помогают, но сложно монаху перенять по ним опыт равноангельской жизни и увидеть себя таким, какой он есть на самом деле. Ведь обличения от других людей, даже близких, ранит совесть. Важно монаху искренне смиряться, что помогает познавать степень своей греховности, видеть себя трезво, осознавать недостатки и пороки. И тогда мало-помалу можно двигаться вперёд к совершенству - достижению наибольшей близости к Господу.

Конечно, сегодня люди не могут нести тех подвигов, которые несли подвижники прошлого. Но вместе с тем, независимо от эпохи или столетия, постоянно меняющихся условий бытия, монашеский идеал всегда оставался одним и тем же - это приготовление своего естества к встрече с Богом. Суть этого идеала сводится к жертвенному, беззаветному служению Богу и людям. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский учит, что "монашеская жизнь заключается не в постриге, а в делах и жизни ангельской, в забвении себя, в служении ближним".

Невозможность несения суровых физических подвигов прошлого, должно восполняться не менее легкими в душевном отношении, но по силам современным людям - это взращивание в себе любви к ближнему, терпение, смирение, внимательная молитва.

Говоря о преображении души монаха, его пути к святости, можно упомянуть многие добродетели. Но более пристально следует рассмотреть такие важные составляющие деятельности любой обители, как устроение молитвенной (богослужебной) жизни насельников, их духовное руководство, разъяснение основных понятий монашеского делания, понимание важности общежительного уклада монастырей.

Наряду с этим особое место занимает важность тщательной подготовки новоначальных до принятия монашеского пострига. Забота игумена или игумении, духовника обители в том, чтобы способствовать принятию кандидатом решения о постриге только после трезвого и серьезного размышления, после того, как он глубоко укрепился в своем желании жить монашеской жизнью, убедился, что именно в этом его призвание от Бога, только после долгого испытания.

Таков парадокс, что монастыри в основном созидались вдали от мира, но никогда в полной мере не могли удалиться от него, поскольку мир шел к ним в виде многочисленных паломников, а затем и поселений. Обители и сегодня не закрыты от людей. Являясь духовными, культурными, миссионерскими и паломническо-туристическими центрами, они ежегодно принимают тысячи гостей. Важно, чтобы насельники не забывали, что их личный пример отношения к людям отражает суть христианского служения. В наше непростое время монастыри должны оставаться не только средоточием духовного делания в них живущих, но и быть островками надежды, веры для ищущих спасения во Христе. Монашеские добродетели могут проявляться в отношении социальной и просветительской, паломнической деятельности.

За последние десятилетия возродились или были открыты более 800 обителей, и важно чтобы не только не уменьшалось число насельников, но в качественном отношении они были преемниками великих традиций монашеского делания.
Большое внимание сегодня также уделяется восстановлению монастырей, но это внешнее по отношению к монашеской жизни. Строить храмы, монастырские корпуса необходимо. Но главным в служении монахов остается собственно внутренняя жизнь, жизнь по Евангелию. Одним словом, нам необходимо больше обращать внимания на свое сердце.

Пусть монашество, всегда бывшее уделом немногих, и в наше непростое время являет миру свет Христовой любви через свою жизнь со Христом и во Христе.

Благодарю за внимание.