Слово митрополита Варсонофия на дискуссии о монашеском подвиге

Слово митрополита Санкт-Петербургского
и Ладожского Варсонофия
на "круглом столе" для монашествующих епархий СЗФО
"Суть монашеского подвига в современном мире"


Дорогие владыки, всечестные отцы,
дорогие братья и сестры во Христе!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в Северной столице, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, для обсуждения темы "Суть монашеского подвига в современном мире". Эта тема важна для настоящего и будущего Церкви Христовой. Вопрос о том, как сохранить и явить миру подлинный лик монашества в стремительно меняющихся условиях, касается самого сердца церковного бытия.

Уже более полутора тысяч лет монашество служит столпом Православия, путем особым, трудным, но неизменно благодатным, ведущим ко спасению. Оно являет миру радикальный ответ на евангельский призыв: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19:21). Через отречение от мира и принесение обетов монах устремляется к единственной непреложной цели - спасению бессмертной души и наследованию Царствия Небесного.

Каждая эпоха пытается предложить человеку свои, часто ложные, ответы на вечные вопросы о смысле жизни. И каждая эпоха бросает вызов евангельской Истине. Наше время - не исключение. Мы видим, как погоня за материальным благополучием возводится в абсолют, становясь главным мерилом успеха и счастья. Индивидуализм, доведенный до крайности, вырождается в откровенный эгоизм, убивающий любовь к ближнему и чувство общности. Подлинные духовные ценности подменяются суррогатами, понятие свободы трактуется как вседозволенность, отвергаются нравственные устои и ответственность.

Эти мощные течения современности представляют собой огромный соблазн для всякого христианина, но особенно - для монашествующих, призванных быть "солью земли" и "светом миру" (Мф. 5:13-14). И здесь встают острые вопросы: как в условиях современной иноческой жизни оградить себя от этих искушений? Как найти правильный баланс между тем, чтобы нести евангельскую проповедь миру, быть тем самым видимым "светом", и глубиной уединенной молитвы, верностью первоначальному отречению?  Как сочетать открытость служению (гостеприимство, дела милосердия, поддержка страждущих, ныне особенно - наших воинов и их семей) с неприкосновенностью внутренней кельи сердца?

Ответы на эти вызовы одновременно и просты и трудны.

Простота заключается в том, что суть монашеского подвига неизменна во все времена. Она зиждется на вечных столпах иноческой жизни. Послушание - как врачевство против своеволия и гордыни, как путь уподобления Христу, "послушливому даже до смерти" (Флп. 2:8). Смирение - как основание добродетелей, без которой невозможно стяжание благодати.

Целомудрие - как всецелая преданность Богу, целостность ума, сердца и воли, облеченная в чистоту души и тела. Нестяжание - как освобождение от рабства вещам и страсти сребролюбия, упование на промысел Божий.

Трудность же ответа в том, что конкретные формы искушений и проявления как добродетелей, так и грехов, меняются от века к веку. То, что было явным соблазном вчера, сегодня может облечься в изощренные, привлекательные одежды. И каждому поколению иноков, опираясь на неисчерпаемый опыт святых отцов и подвижников прошлого, предстоит заново осмыслить и воплотить эти вечные истины в контексте своего времени, дать личный ответ Богу в глубине своего сердца.

Особенность современного мира - небывалый информационный шум. Мир кричит множеством голосов, предлагает бесконечный поток образов, мнений, развлечений. В этой поверхностности и суете, легко потерять главное - безмолвное предстояние Богу. Поэтому ключевой подвиг монаха сегодня - в созидании и охранении внутреннего безмолвия и непрестанного трезвения.

Это означает не только физическое удаление от явных соблазнов (хотя оно по-прежнему важно, особенно для новоначальных). Но, прежде всего, построение неприступной крепости сердца посреди самого мира.Как писали отцы Церкви, монах - это тот, кто, где бы ни был, остается в своей келье. Усиленное внимание к умному деланию, к Иисусовой молитве как мечу духовному, рассекающему помыслы. Неослабная брань с прилогами, искушениями и рассеянием в условиях постоянного внешнего давления.

Ревностное сохранение молитвенного и богослужебного ритма как основы духовной жизни, как остова, удерживающего от распада. Монах в современном мире - это прежде всего страж своей внутренней кельи, где непрестанно предстоит Христос. Он призван охранять этот внутренний алтарь от вторжения мирского хаоса.

Мир навязчиво предлагает бесконечные, кажущиеся привлекательными, альтернативы и ложные свободы, маскируя их под "самовыражение" и "реализацию". Суть подвига сегодня - в ежечасном, добровольном, осознанном и, что крайне важно, радостном отказе от этих иллюзий. Отказе ради  единственной подлинной Свободы, которая есть во Христе - свободы от греха, страстей и власти смерти. Это постоянное обращение сердца к Богу, ежедневное подтверждение однажды сделанного выбора. Это неустанная борьба с духом теплохладности, который особенно коварен в мире, культивирующем комфорт и вседозволенность. Монашеские обеты - это не разовое событие в прошлом, а живое, ежедневное  следование за Христом и такой же ежедневый отказ от духа века сего.

Монашество призвано быть не музеем древнего благочестия, не ностальгией по ушедшим временам, а живым, сияющим, видимым знамением Царства Небесного здесь, на земле, здесь и сейчас. Явлением той иной радости, иного мира, иной любви, которые обретаются только во Христе. Именно жизнь по Евангелию, искренняя, жертвенная братская (или сестринская) любовь внутри общины, подлинное гостеприимство, деятельное милосердие - будь то социальное служение, помощь страждущим, духовная и материальная поддержка нашим воинам и их семьям - вот убедительный язык, понятный современному человеку. Наше служение должно стать осязаемым, зримым знаком Божией любви и милосердия для мира.

Нам выпала великая честь и ответственность подвизаться на земле, обильно политой потом и молитвами великих святых Северо-Запада. В суровых условиях этих краев, среди лесов и болот, воссияли множество светильников благочестия. Их подвиг, их стойкость в вере, их любовь к Богу и людям - не далекая история, а живой пример и неиссякаемый источник вдохновения для нас сегодня. 

В заключение хочу привести глубокие слова Святейшего Патриарха Кирилла, которые очень точно резюмируют суть нашего призвания:

"Мы не можем уклоняться от того, чтобы владеть современными знаниями, но мы должны сохранять внутреннюю свободу, чтобы стихии мира сего не разрушили наш внутренний мир. Собственно говоря, на этом и основывается непреходящее значение монашества в Православной Церкви. Иноки должны прежде всего хранить веру православную. Хранить так, чтобы быть способными отвечать на вызовы современного мира, и отвечать убедительно, не только словами, но и опытом всей своей жизни. Ведь монастырь - это не академия наук и не университет, сюда приходят не за какими-то особыми знаниями. Сюда приходят со своими скорбями и радостями, чтобы приобщиться к богатому духовному опыту иноков. Поэтому самое главное в жизни монаха - его внутренний, духовный мир".

Да поможет нам Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых, в земли Северо-Западной просиявших, нести возложенный на нас крест монашеского служения с истинным смирением, с терпением, но и с пасхальной радостью! Чтобы через нашу жизнь, через наше внутреннее устроение, через нашу любовь мир мог хотя бы отчасти узреть непреходящую красоту, спасительную силу и вечную актуальность следования за Христом по узкому, но единственно верному пути монашеского подвига.

Да поможет нам Господь нести крест монашеского служения со смирением и радостью, являя миру непреходящую красоту и спасительную силу следования за Христом. 

Благодарю за внимание.