Слово митрополита Варсонофия на форуме регионального отделения ВРНС

Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского
на форуме регионального отделения ВРНС
(Синий зале епархиального управления, 9 июня 2022 г. 12:30)


Дорогие братья и сестры!

Приветствую проведение столь крупного и значимого мероприятия, посвященного историческому наследию Петра Великого.

Санкт-Петербург масштабно отмечает 350-летие со дня рождения первого императора, возрождая славную и добрую традицию почитания дореволюционной истории России. Форум собрал специалистов, общественных и религиозных деятелей, радеющих о судьбе России и сохранении ее славных традиций.

Тема наследия Петра Великого, его преобразований и изменений, обширных реформ громко и остро звучит в современности. К сожалению, как и многие события истории России, время правления государя порождает споры. Его деяния оцениваются диаметрально противоположно: от всецелого одобрения до крайнего осуждения. Несмотря на всю неоднозначность, император остается одним из самых ярких правителей России. Этот факт отразился во многих произведениях русского искусства. В поэме "Медный всадник" Александр Пушкин дал такую характеристику самодержецу: "О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной на высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?"

Но что именно увековечило память о великом царе-реформаторе? Что чарует в этой исторической фигуре, настолько мифологизированной, что даже его многочисленные портреты могут вводить в заблуждение и противоречить друг другу. Трагичность и блистательная слава Петра воплощена в одном из его замечательных наследий - в прекрасном городе на Неве, в котором сплелись и трагедия, и лирика, и очарование Венеции, и сумрачность севера России.

Вспоминая о венценосце, мы называем главным образом его преобразования в самых существенных основах российской жизни. Проведенные им реформы были исключительно важны для победы России в Северной войне 1700-1721 годов. Преобразования позволили в короткие сроки создать регулярную армию и флот, сделать Россию одной из могучих военных держав Европы, вернуть выходы к Балтийскому морю, завладеть его побережьем, необходимым для стремительного развития страны.

Царь проявил себя не только как выдающийся реформатор, но и как исключительный полководец. Безусловно, его роль как руководителя - огромна и даже колоссальна. Но часто ли мы задаемся вопросом именно о личности Петра? Как часто мы смотрим на важные исторические личности именно с позиции христианской, православной - как на людей с их порывами и душевными терзаниями?

Важно отметить, что Петр Первый не боялся самостоятельного труда, любил учиться и завершать начатое. Несмотря на августейшую кровь и высокое положение, в 1697 году русский царь под видом обычного урядника Петра Михайлова в составе Великого посольства выехал в Европу. Побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии, Венеции и везде, везде учился, перенимал опыт, который мог пойти во славу государству Российскому. Так, в Риге он знакомился с устройством крепостей, в Курляндии - с состоянием польско-литовского войска. В Кенигсберге изучал артиллерийское дело, а в Голландии - уму непостижимо! - полгода работал плотником на верфи. Представьте себе, что монарх одного из самых крупных государств Европы учится строить корабли. Но он не останавливается, изучает кораблестроение в Англии. Этот талант говорит о благом воспитании и способностях к наукам и прилежании, который царь затем полностью употребит на построение нового государства Российского.

В своих начинаниях Петр Великий проявлял завидное упорство. Казалось бы, чуть не попав в плен в Азовских походах 1695-1696 годов, получив серьезнейшее поражение под Нарвой в 1700 году, он мог бы остановится. Но с еще большим энтузиазмом берется за реформирование армии и строительство флота. Его неутомимая энергия способствовала созданию непобедимой русской армии, и эта петровская традиция славных ратных побед до сих пор чтится, передается из поколения в поколение русскими воинами.

Царь Петр, безусловно, был православным христианином. Он верил в благой Промысл Божий, будучи убежденным, что Бог его хранит. С этим он жил и вершил великие дела - в 1702 году русские войска берут крепость Орешек, в 1703 - Ниеншанц, далее следуют победы под Ямом, Копорьем и Мариенбургом, Дерптом. Возвращается Нарва. Петр лично руководил войсками, возглавляя даже обычные части. Всем известна история, что 28 сентября 1708 года у деревни Лесной (около современного Могилёва) мобильные отряды русской армии наголову разбили шведский корпус, но мало кто знает, что этим отрядом командовал лично Петр.

Во время второй поездки в Архангельск в 1694 году царь со свитой отправился в Соловецкий монастырь на новой яхте "Святой Петр", построенной к его приезду. На подходе к Унской губе судно попало в шторм, только чудом вышло в безопасное место близ Пертоминского монастыря, все люди остались живы. В честь этого государь собственноручно вытесал из сосновых бревен крест и велел установить его на морском берегу. На кресте он вырезал надпись
по-голландски: "Сей крест поставил капитан Петр в лето от Христа 1694". Эта святыня до сих пор хранится в Архангельском музее.

Религиозность и любовь Петра к православной традиции выразились в любви к церковному пению - он пел на клиросе и читал за Божественной литургией Апостол. Сохранились многочисленные свидетельства о его отличном знании церковной службы - государь нередко поправлял в храме священников, когда те сбивались или путались. О глубокой вере свидетельствуют не только эти факты, но жемчужина Санкт-Петербурга - Исаакиевский собор. Будущий император родился 30 мая 1672 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, и очень почитал святого. Первая Исаакиевская церковь появилась напротив Адмиралтейства в 1707 году, и через продолжительное время, после многих планов и построек превратилась в то, что мы видим сейчас, - в величественный Исаакиевский собор.

Многие знают про реформы Петра Великого, касающиеся многих сфер жизни общества, но мало кто знает, что в начале ХVIII века начался процесс полноценного православного освоения и подвижничества в Сибири. К середине ХVIII века количество храмов в Российской империи выросло втрое, но процесс этот начался еще в начале века.

Несмотря на противоречия, исторический образ
- именно образ и пример самоотверженного служения Петра Первого - важны для научения подрастающего поколения и для вдохновения на новые свершения для блага государства и общества. Но самая важная часть в наследии Петра - это становление России в качестве полноценной империи, самостоятельной части мира, которая подарила человечеству великолепные образцы искусства. Именно это наследие должно стать фундаментом, на котором произойдет единение российского общества.

Реформы петровской эпохи не были узкими и одномерными. Изменения общества, государственного аппарата, структуры власти, не носили только характер "вестернизации". Такие мнения схожи с прочими попытками пересмотреть историю и представить развитие Российского государства в темных тонах, описать его как несамостоятельное.

Деятельность Петра, его самоотверженные реформы создали фундамент современной России, а его образ, настойчивость, примеры смирения и умения учиться, готовность до последнего отстаивать интересы государства являют добрый пример великого русского монарха, всецело положившего душу на служение Отечеству и народу!

Молитвенно желаю вам продуктивной работы и да пребудет на вас благословение Божие!

Благодарю за внимание.