Слово на конференции, посвященной 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Слово митрополита Санкт-Петербургского
и Ладожского Варсонофия
на научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)
(14 октября 2019 г.)
__________________________

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
дорогие отцы, братья и сестры!

Позвольте сердечно приветствовать вас на конференции по случаю памятной даты - 90-летия со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), выдающегося иерарха Русской Православной Церкви.

В прошлом году мы молитвенно вспоминали 40-летие его кончины, его беззаветное служение в северной столице и на посту председателя ОВЦС.

Сравнивая круглые даты, которые отмечаются с разницей в год, мы видим, как рано оставил свою паству приснопамятный владыка, сколько он мог бы еще сделать на благо Матери-Церкви в трудное советское время.

Господь призывает человека в мир иной по разным неведомым нам причинам, и одна из них - когда плод его жизни созреет. В свои 48 лет митрополит Никодим сделал для Церкви очень многое - сохранил Ленинградские духовные школы, отстоял на возможном для того времени уровне церковную жизнь, воспитал целое поколение достойных архипастырей и пастырей, преподавателей-богословов, вывел на международный уровень деятельность Церкви. Эти деяния можно охарактеризовать одной фразой - он отдал жизнь служению Богу.

Какой была эта жизнь, наверное, лучше расскажут его современники, для которых он был духовным отцом и наставником. Они присутствуют здесь и несут служение во многих уголках Русской Церкви, имея перед глазами его вдохновляющий пример.

А кто лично не знал владыку, могут судить о масштабе его личности, изучая историю.

Митрополит Никодим так и говорил: "Судить меня будут Бог и история". Похожие слова сказал Святейший Патриарх Тихон в условиях открытых гонений советской власти: "Пусть имя мое канет в истории, лишь бы Церкви была польза".

В одном из воспоминаний Святейший Патриарх Кирилл назвал владыку Никодима историософом - человеком, который видит историю как процесс, в котором есть высший смысл и действует промысл Божий. Такие люди творят историю в соработничестве с Богом, посвящают свои таланты и дарования, силы и время жизни делу Божиему. В этом случае извечный вопрос - человек определяет эпоху или эпоха определяет человека - не стоит. Творцом истории и самих людей является Бог, и если человек сообразует свою жизнь с волей Божией, то может вопреки кажущейся исторической логике менять и определять свое время. Это особенно проявляется в сложные периоды испытаний и распутий, как писал Федор Тютчев, "в минуты роковые". Такой была эпоха митрополита Никодима. Логика времени для многих его современников была понятна - люди жили в атеистическом государстве, где вера в Бога советскими идеологами пропагандировалась как пережиток темного и отсталого прошлого. А Церковь, по их представлением, доживала свой век: оставшиеся храмы постепенно закрывались, а желающих идти в священнослужители становилось все меньше.

Чтобы противостоять этой системе, требовались не только решительность и мужество, но и вера, что помощью Божией это состояние можно преодолеть, что Господь пошлет силы для несения подвига. В служении владыки Никодима были живы слова апостола Павла: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фл. 4:13). Он имел силы, а главное - ответственность принимать решения в интересах Церкви. Он совершал шаги на перспективу, исходя из логики будущего, а не враждебно настроенного настоящего. Как верующий человек, он знал, что "врата ада не одолеют Церкви" (Мф. 16:18), рано или поздно храмы вновь откроются, гонения прекратятся и на разрушенных, поруганных святынях будут воздвигнуты кресты. Так и случилось.

Каким был Санкт-Петербург в то время, какую историю наследовал, люди старшего поколения помнят: он имел славу "колыбели трех революций", города вождя мирового пролетариата. А владыка Никодим любил называть себя архиереем города многих святых, мучеников и исповедников. И не только это помнил, не только дорожил его духовной историей. Он боролся за то, чтобы это значение Санкт-Петербурга сохранилось. Мы благодарны ему за сохраненные здесь духовные школы. Находившиеся под угрозой закрытия, они были спасены его мудростью - приглашением иностранных студентов, оптимизацией учебного процесса, его личным участием в судьбе студентов. Это позволило не прервать традиции петербургского духовного образования. Помимо сохранения, действия иерарха позволили начать новую эпоху духовной академии, и ее нынешнее высокое положение в рейтинге духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в определенной степени обусловлено этим фактором.

Церковная жизнь Ленинграда, которая находилась в эпоху хрущевских гонений в упадке, при новом правящем архиерее возрождается: снимается цензура на проповеди, возвращается колокольный звон, приостанавливается закрытие храмов. Отношения с уполномоченным по делам религии остаются непростыми, но ценой собственного здоровья митрополит Никодим добивается своего, борется за каждого кандидата в священнослужители, за каждое решение на благо епархии. Священники, которые им были рукоположены или воспитаны, стояли у истоков возрождения церковной жизни Санкт-Петербурга в 90-е годы XX века. Многие из них до сих пор предстоят у престола Божиего, передавая свой во многом уникальный пастырский опыт молодому поколению священнослужителей.

Память о человеке сохраняется в сердцах людей, его знавших. Помнят живой пример, живую личность, искреннее отношение и любовь. Митрополит Никодим был примером пастыря, который душу полагал за овец, радел о вверенных ему чадах.

Особо хочу сказать о сыновнем отношении к митрополиту Никодиму Святейшего Патриарха Кирилла. В каждый свой приезд он посещает место погребения духовного отца, совершает заупокойную молитву, в словах назидания рассказывает, какой это был человек, как он любил Церковь и сколько делал для ее блага. Эта любовь к митрополиту Никодиму передается и нам, его верным чадам. К сожалению, владыка не дожил до этого исторического момента, которого так чаял и ради которого трудился. Он жил в эпоху Церкви плененной, но всегда мечтал о Церкви свободной, торжествующей.

Каждое время предлагает не только свои вызовы (иногда - на грани невозможного), но и рождает тех, кто на эти вызовы отвечает - яркие личности, героев. Их имена вписываются в летопись истории. Таким человеком был приснопамятный митрополит Никодим (Ротов).

Вечная ему память.

Благодарю за внимание.