Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
на "круглом столе" для монашествующих СЗФО
на тему: "Пополнение братства обители. От чего это зависит?"
(Александро-Невская лавра, 23 июля 2024, 12:00)
Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
За минувшие десятилетия были открыты сотни монастырей как исторических, так и новых, куда пришли желающие иноческого жития. Сегодня активного пополнения по ряду причин нет, не в последнюю очередь из-за сложной демографической ситуации в стране. По статистике в Русской Православной Церкви количество монашествующих в целом не уменьшается, но и положительная динамика отсутствует.
Что же влияет на пополнение обителей насельниками?
Монашеский подвиг - это, прежде всего, жертва Богу. "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною", - говорит Иисус Христос (Лк. 9:23).
Исторически монастыри формировались двумя способами. Первый способ - вокруг подвижника. Если посмотреть на древнейшие монастыри, то у основания их мы видим таких величайших преподобных как Антоний Великий, Пахомий Великий, Савва Освященный. Именно они примером своего подвижничества, жизни по заповедям Христовым привлекали людей так же идти по пути спасения, были им в этом опытными провожатыми, помогали бороться со страстями.
На Руси самые густонаселенные монастыри также связаны с именами известных преподобных - Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Сергия и Германа Валаамских, Арсения Коневского, Серафима Саровского, которые исполнили призыв апостола Павла: "…Подражайте мне, как я Христу." (1 Кор. 4:16).
Кроме Евангелия и примера древних подвижников благочестия, важно, чтобы перед человеком был и живой носитель монашеской традиции, являющий в реалиях XXI века идеал духовной жизни. Это может вдохновить юношу или девушку, помочь им выбрать нелегкий путь монашества. "Никто бы никогда не стал монахом, если бы не увидел в глазах другого монаха сияние вечной жизни", - гласит древнее благочестивое изречение.
И в светской жизни, и в церковной важна личность, способная организовать и вести за собой людей. В обителях собраны люди разного уровня образования, духовности, понимания жизни, поэтому нужны талант и мудрость игумена или игумении, чтобы собрать вокруг себя братию или сестер, организовать духовную жизнь так, чтобы они удержались.
Число призваний к истинному монашескому пути не может быть в наше время большим. И в более благочестивые времена, когда вера Христова занимала в жизни людей большее место, чем сегодня, приход в монастырь был не столь частым. Я говорю о целях, упоминаемых преподобным Иоанном Лествичником, ради которых следует принимать монашество.
Второй способ формирования монастырей - это так называемые "ктиторские" обители, которые сначала строились, а после заселялись. Яркий пример этому - Александро-Невская лавра, созданная по указу императора Петра Великого. Ктиторские монастыри часто были малонаселенными. В них могли привозить святыни, но не было важнейшей составляющей - старца или духовника, который бы организовывал духовную жизнь.
Теория монашеской жизни подробно описана в прекрасных трудах святителя Василия Великого, преподобных аввы Дорофея и Иоанна Лествичника. Но необходим человек, который примером будет показывать, как претворить теорию в практику.
Братия обители должна увеличиваться прежде всего за счет ищущих спасения в монашеском пути, желающих идти по нему с Божией помощью, имеющих к этому призвание и силы.
Часто в монастыри приходят люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, и те, кто просто хочет потрудиться в обители. Иногда приходят те, кому нравится тот или иной вид деятельности братией и сестер, будь то социальные, миссионерские, образовательные труды или собственное производство.
Приходящих следует ориентировать на ежедневную молитвенно-трудовую жизнь, где молитва должна быть во главе угла. Предоставляя трудникам кров, пищу и возможность трудиться, с самого начала нужно к ним относиться как к потенциальным насельникам, они должны быть закреплены за кем-то из духовных лиц, лучше, если это будет один духовник. Ими нужно заниматься, они не должны быть предоставлены сами себе. Обязательно для них участие в Таинствах, исполнение послушаний, чтение Священного Писания и житий святых для напитания духом веры.
Поскольку Александро-Невская лавра расположена рядом с духовной академией, хочу упомянуть о пополнении обителей студентами. Выпускники духовных школ могут быть братией современного монастыря. Из-за событий 1917 года мы почти полностью утеряли преемственность духовников в монастырях и традицию изучения православной веры для всех, когда больше было желающих учиться богословию и становится священниками. В некоторой степени потеря компенсируется уроками ОПК в школах. Надеемся, что изучение этого учебного модуля будет расширяться.
Безусловно, большая часть выпускников выберет семейную жизнь, но, исходя из опыта монастырей, находящихся рядом с духовной школой, хотя бы несколько человек с курса задумаются о том, чтобы выбрать монашеский путь.
Положительный опыт - это сотрудничество монастыря и семинарии, когда студенты могут регулярно приходить в обитель, молиться перед святынями, видеть, как живет братия, трудиться с насельниками. Мы знаем прекрасную практику пения мужских академических хоров в Троице-Сергиевой лавре.
При таком отношении и правильно выстроенной работе будет польза и монастырю, в котором всегда найдется кому потрудиться, хотя бы и временно, и учебному процессу, потому что духовные школы призваны в первую очередь взрастить будущих пастырей Церкви, а передача опыта от монастырских духовников подрастающему поколению жизненно необходима.
В завершение отмечу, что братство или сестричество монастыря в современном мире формируется и существует чудом Божиим. Если найдется несколько единомысленных людей, искренне желающих послужить Господу для своего спасения, это уже великое чудо в нашей время.
Благодарю за внимание.
на "круглом столе" для монашествующих СЗФО
на тему: "Пополнение братства обители. От чего это зависит?"
(Александро-Невская лавра, 23 июля 2024, 12:00)
Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
За минувшие десятилетия были открыты сотни монастырей как исторических, так и новых, куда пришли желающие иноческого жития. Сегодня активного пополнения по ряду причин нет, не в последнюю очередь из-за сложной демографической ситуации в стране. По статистике в Русской Православной Церкви количество монашествующих в целом не уменьшается, но и положительная динамика отсутствует.
Что же влияет на пополнение обителей насельниками?
Монашеский подвиг - это, прежде всего, жертва Богу. "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною", - говорит Иисус Христос (Лк. 9:23).
Исторически монастыри формировались двумя способами. Первый способ - вокруг подвижника. Если посмотреть на древнейшие монастыри, то у основания их мы видим таких величайших преподобных как Антоний Великий, Пахомий Великий, Савва Освященный. Именно они примером своего подвижничества, жизни по заповедям Христовым привлекали людей так же идти по пути спасения, были им в этом опытными провожатыми, помогали бороться со страстями.
На Руси самые густонаселенные монастыри также связаны с именами известных преподобных - Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Сергия и Германа Валаамских, Арсения Коневского, Серафима Саровского, которые исполнили призыв апостола Павла: "…Подражайте мне, как я Христу." (1 Кор. 4:16).
Кроме Евангелия и примера древних подвижников благочестия, важно, чтобы перед человеком был и живой носитель монашеской традиции, являющий в реалиях XXI века идеал духовной жизни. Это может вдохновить юношу или девушку, помочь им выбрать нелегкий путь монашества. "Никто бы никогда не стал монахом, если бы не увидел в глазах другого монаха сияние вечной жизни", - гласит древнее благочестивое изречение.
И в светской жизни, и в церковной важна личность, способная организовать и вести за собой людей. В обителях собраны люди разного уровня образования, духовности, понимания жизни, поэтому нужны талант и мудрость игумена или игумении, чтобы собрать вокруг себя братию или сестер, организовать духовную жизнь так, чтобы они удержались.
Число призваний к истинному монашескому пути не может быть в наше время большим. И в более благочестивые времена, когда вера Христова занимала в жизни людей большее место, чем сегодня, приход в монастырь был не столь частым. Я говорю о целях, упоминаемых преподобным Иоанном Лествичником, ради которых следует принимать монашество.
Второй способ формирования монастырей - это так называемые "ктиторские" обители, которые сначала строились, а после заселялись. Яркий пример этому - Александро-Невская лавра, созданная по указу императора Петра Великого. Ктиторские монастыри часто были малонаселенными. В них могли привозить святыни, но не было важнейшей составляющей - старца или духовника, который бы организовывал духовную жизнь.
Теория монашеской жизни подробно описана в прекрасных трудах святителя Василия Великого, преподобных аввы Дорофея и Иоанна Лествичника. Но необходим человек, который примером будет показывать, как претворить теорию в практику.
Братия обители должна увеличиваться прежде всего за счет ищущих спасения в монашеском пути, желающих идти по нему с Божией помощью, имеющих к этому призвание и силы.
Часто в монастыри приходят люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, и те, кто просто хочет потрудиться в обители. Иногда приходят те, кому нравится тот или иной вид деятельности братией и сестер, будь то социальные, миссионерские, образовательные труды или собственное производство.
Приходящих следует ориентировать на ежедневную молитвенно-трудовую жизнь, где молитва должна быть во главе угла. Предоставляя трудникам кров, пищу и возможность трудиться, с самого начала нужно к ним относиться как к потенциальным насельникам, они должны быть закреплены за кем-то из духовных лиц, лучше, если это будет один духовник. Ими нужно заниматься, они не должны быть предоставлены сами себе. Обязательно для них участие в Таинствах, исполнение послушаний, чтение Священного Писания и житий святых для напитания духом веры.
Поскольку Александро-Невская лавра расположена рядом с духовной академией, хочу упомянуть о пополнении обителей студентами. Выпускники духовных школ могут быть братией современного монастыря. Из-за событий 1917 года мы почти полностью утеряли преемственность духовников в монастырях и традицию изучения православной веры для всех, когда больше было желающих учиться богословию и становится священниками. В некоторой степени потеря компенсируется уроками ОПК в школах. Надеемся, что изучение этого учебного модуля будет расширяться.
Безусловно, большая часть выпускников выберет семейную жизнь, но, исходя из опыта монастырей, находящихся рядом с духовной школой, хотя бы несколько человек с курса задумаются о том, чтобы выбрать монашеский путь.
Положительный опыт - это сотрудничество монастыря и семинарии, когда студенты могут регулярно приходить в обитель, молиться перед святынями, видеть, как живет братия, трудиться с насельниками. Мы знаем прекрасную практику пения мужских академических хоров в Троице-Сергиевой лавре.
При таком отношении и правильно выстроенной работе будет польза и монастырю, в котором всегда найдется кому потрудиться, хотя бы и временно, и учебному процессу, потому что духовные школы призваны в первую очередь взрастить будущих пастырей Церкви, а передача опыта от монастырских духовников подрастающему поколению жизненно необходима.
В завершение отмечу, что братство или сестричество монастыря в современном мире формируется и существует чудом Божиим. Если найдется несколько единомысленных людей, искренне желающих послужить Господу для своего спасения, это уже великое чудо в нашей время.
Благодарю за внимание.