Слово митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
на отчётном собрании игуменов и игумений монастырей
Санкт-Петербургской епархии
(1 ноября 2022 г., 11:00, кабинет правящего архиерея)
Ваше Преосвященство,
досточтимые отцы игумены, матушки игумении, дорогие старшие сёстры монашеских общин!
Сердечно приветствую вас на отчетном собрании игуменов и игумений обителей епархии, которое в таком составе проходит во второй раз. Прошлая встреча была два года назад.
Прежде всего хочу вам представить и.о. наместника Троице-Сергиевой пустыни - игумена Варлаама (Переверзева). Его кандидатура находится на утверждении Священного Синода. Архимандрит Николай (Парамонов) по состоянию здоровья отошёл от управления и будет заниматься духовничеством в обители. Желаю вам, отец Варлаам, трудиться не покладая рук, чтобы обитель процветала и духовно, и материально.
Сегодня непросто заниматься монашеским деланием, современный мир полон вызовов, ставящих под сомнение ценности и образ жизни православного человека, особенно, если он избрал монашеский путь. Но эти вызовы могут помочь укрепить монашество в верности избранному пути, если мы будем постоянно обращать внимание на свой внутренний мир, бороться с той самой самостью, о которой говорят святые отцы-аскеты.
Поэтому необходимо все принимать спокойно, как средство, чтобы стать духовно сильнее и опытнее.
В сложное нынешнее время, "радуясь с радующимися и плача с плачущими" (Рим. 12,15), не следует забывать, что главное делание тех, кто ступил на путь иноческой жизни - "брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6,12) - то есть борьба с грехами, в первую очередь, собственными, и духовное совершенствование для стяжания благодати Святаго Духа и спасения души.
Дай Бог, чтобы в обителях нашей епархии этот великий труд совершался "со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением" (Еф. 4,2).
Эти добродетели апостола Павла нужно взращивать всем в Церкви трудящимся, том числе монашествующим. Поскольку жизнь по уставу изо дня в день, отрешение от всего мирского может создать иллюзию праведности, когда мы пренебрежительно относимся к мирским людям, нашим прихожанам. Как говорит митрополит Антоний Сурожский, "нужно называющему себя христианином стать сначала хотя бы человеком, а уж потом говорить о высоком звании ученика Христова". Поэтому строгость важно сочетать со снисходительностью, требовательность с любовью, и стараться избегать какой-бы то не было грубости и раздражительности, если человек что-то делает не так в храме или на территории.
На собраниях по монашеству мы постоянно говорим о ведущей роли старцев-духовников в деле духовного возрастания насельников, помогающих на пути спасения. Но приходится смириться с тем, что их нет и пока не предвидится. Но есть добросовестные и искренние священнослужители, добрые пастыри, которые могут давать правильные наставления, принимать исповедь. Есть душеполезная литература и особенно творения святых отцов - вот где кладезь мудрости, которой можно бесконечно назидаться. О подобной литературе как важном заменителе отсутствующих старцев ещё в XIX веке говорил святитель Игнатий Брянчанинов.
Количество монастырей в епархии на протяжении последних лет остаётся неизменным - три мужских и три женских.
Также действуют два сестричества, которые со временем могут получить статус монастыря - одно при храме апостола Иоанна Богослова на улице Некрасова, второе - при храме священномученика Фаддея Тверского в Горелове. Матушка Евфросиния и матушка Мануила полагают немало сил, чтобы монашеская жизнь под их духовным попечением процветала.
В отношении монастырей можно применить такую поговорку: "Xрам не только в брёвнах, но и в рёбрах". "Рёбра" - это люди, которые приходят в обитель с желанием посвятить жизнь Господу, принести плоды молитвы, покаяния и послушания. Благодаря им обители и существуют. Чем были бы монастыри, не будь в них монашествующих? Только лишь "брёвнами", теми архитектурными комплексами, памятниками зодчества, в конце концов музеями, которыми восхищаются туристы, знакомясь с историей того или иного края. И во многих христианских, даже православных странах, к сожалению, видна тенденция к постепенному угасанию монашеской традиции ввиду отсутствия желающих. Слава Богу, в Русской Церкви, и в частности, в Санкт-Петербургской епархии, ситуация другая.
Хочу поблагодарить игуменов и игумений и старших сестер за участие в социальной деятельности епархии - сборе средств на помощь беженцам и пострадавшим жителям Донбасса, Запорожской и Херсонской областей, и призвать вас в дальнейшем со тщанием поддерживать наших братьев и сестер, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Важно, что в настоящее время особое внимание уделяется повышению уровня образования монашествующих. В епархии уже не первый год действуют соответствующие базовые курсы в области богословия. В монастыри, как в качестве паломников, так и потенциальных насельников приходят разные люди и сталкиваются не только с игуменом, игуменьей и священнослужителями, но и с рядовыми насельниками и насельницами. Они задают вопросы, интересуются историей монастыря, вероучительными истинами, и особенно отношением Церкви к разным явлениям. Не каждый священник, окончивший семинарию, способен без подготовки правильно ответить, не говоря уже о других. Поэтому необходимо поддерживать, а где требуется, повышать уровень богословских знаний тех, кто в монастыре подвизается.
Главным и неизменным условием жизни монашествующих является молитва и послушание. Но мы живем и в духовном, и в материальном измерении. Монастырь - это сложный организм, который состоит из множества клеток. Здесь тоже есть градация - на первом месте богослужения и молитва - сердце этого организма, без которого он перестанет жить, храм, где бьется это сердце, где совершаются святые Таинства. Но ведь есть и другие органы, также важные для существования. Насельники совершают послушания, выполняют физическую работу, монастырь в определенной степени сам себя материально обеспечивает. Помимо храмов есть корпуса для проживания, хозяйственные постройки, мастерские, огород. Да и храм как здание необходимо поддерживать в благолепном состоянии. Нет ничего лучше золотой середины.
Важной частью жизни обители являются строительные и ремонтные работы. Что-то только возводится, что-то уже приходится восстанавливать. Нередко, этот процесс вообще не прекращается - одно следует за другим. В монастырях нашей епархии этот вопрос более чем актуальный. В Александро-Невской лавре в скором времени начнётся масштабная реставрация всех храмов и строений.
В Новодевичьем монастыре у матушки Софии также немало забот - необходимо завершить работы на воссозданной колокольне. Троице-Сергиева пустынь ждет возрождения храмов и церковных сторонний, разрушенных в богоборческие годы. Если ситуация с ремонтно-восстановительными работами в петербургских монастырях выглядит неплохо, то в Старой Ладоге работы - напочатый край.
Жизнь каждого человека состоит из непрестанных трудов, по заповеди Божией. Но бывает труд угнетающий, даже бессмысленный, а ваш - созидательный, благодатный, он приносит радость и удовлетворение.
К сожалению, в нынешнее время много того, что расходует нашу энергию и силы, которую можно направить в правильное русло. И в первую очередь, это использование Интернета, который забирает драгоценное время. Об этой проблеме в отношении монахов точно сказал Святейший Патриарх Кирилл на собрании игуменов и игумений монастырей Русской Церкви в сентябре этого года: "Когда монах посещает интернет-пространство, он должен отдавать себе отчет в том, что оказывается в волнах житейского моря, в бушующем мире, который во зле лежит (1 Ин. 5,19). Прежде чем коснуться экрана, нужно очень хорошо подумать, так ли необходима содержащаяся в сети информация, которая чаще всего разрушает умиротворение и вносит смущение в сердце". В условиях городских монастырей регламентировать использование смартфонов монашествующими - дело невозможное, но призывать их к духовой бдительности и контролю необходимо.
Последнее, на что хотел бы обратить внимание, это документ Межсоборного присутствия "Священнослужение монахов на приходах", одобренный Священным Синодом на заседании 25 августа. Следует с ним ознакомиться, если ещё этого не сделали, и принять к руководству. Вопрос, который в нем затрагивается, для нашей епархии, особенно мужских монастырей, актуален. В документе подчеркивается, что практика служения монахов в священном сане на приходах не должна восприниматься как правило. Канонически, монашествующий закреплен за определенной обителью, где обязан служить, и с которой ему необходимо сохранять связь не только через документы, но и реальную, духовную связь, участвовать в ее жизни, приходить на престольные праздники и памятные даты.
Ответственность за духовное состояние и возможные риски для монахов, совершающих приходское служение, лежит не только на архиерее, но и на игуменах монастырей, где они состоят насельниками.
В завершение хочу пожелать вам укрепления физических и духовных сил, помощи Божией в иноческих трудах, и обратиться словами из соборного послания апостола Петра: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твёрдою верою <…> Бог же всякой благодати <…> да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми" (1 Пет. 5, 8-10).
Благодарю за внимание.
Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
на отчётном собрании игуменов и игумений монастырей
Санкт-Петербургской епархии
(1 ноября 2022 г., 11:00, кабинет правящего архиерея)
Ваше Преосвященство,
досточтимые отцы игумены, матушки игумении, дорогие старшие сёстры монашеских общин!
Сердечно приветствую вас на отчетном собрании игуменов и игумений обителей епархии, которое в таком составе проходит во второй раз. Прошлая встреча была два года назад.
Прежде всего хочу вам представить и.о. наместника Троице-Сергиевой пустыни - игумена Варлаама (Переверзева). Его кандидатура находится на утверждении Священного Синода. Архимандрит Николай (Парамонов) по состоянию здоровья отошёл от управления и будет заниматься духовничеством в обители. Желаю вам, отец Варлаам, трудиться не покладая рук, чтобы обитель процветала и духовно, и материально.
Сегодня непросто заниматься монашеским деланием, современный мир полон вызовов, ставящих под сомнение ценности и образ жизни православного человека, особенно, если он избрал монашеский путь. Но эти вызовы могут помочь укрепить монашество в верности избранному пути, если мы будем постоянно обращать внимание на свой внутренний мир, бороться с той самой самостью, о которой говорят святые отцы-аскеты.
Поэтому необходимо все принимать спокойно, как средство, чтобы стать духовно сильнее и опытнее.
В сложное нынешнее время, "радуясь с радующимися и плача с плачущими" (Рим. 12,15), не следует забывать, что главное делание тех, кто ступил на путь иноческой жизни - "брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6,12) - то есть борьба с грехами, в первую очередь, собственными, и духовное совершенствование для стяжания благодати Святаго Духа и спасения души.
Дай Бог, чтобы в обителях нашей епархии этот великий труд совершался "со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением" (Еф. 4,2).
Эти добродетели апостола Павла нужно взращивать всем в Церкви трудящимся, том числе монашествующим. Поскольку жизнь по уставу изо дня в день, отрешение от всего мирского может создать иллюзию праведности, когда мы пренебрежительно относимся к мирским людям, нашим прихожанам. Как говорит митрополит Антоний Сурожский, "нужно называющему себя христианином стать сначала хотя бы человеком, а уж потом говорить о высоком звании ученика Христова". Поэтому строгость важно сочетать со снисходительностью, требовательность с любовью, и стараться избегать какой-бы то не было грубости и раздражительности, если человек что-то делает не так в храме или на территории.
На собраниях по монашеству мы постоянно говорим о ведущей роли старцев-духовников в деле духовного возрастания насельников, помогающих на пути спасения. Но приходится смириться с тем, что их нет и пока не предвидится. Но есть добросовестные и искренние священнослужители, добрые пастыри, которые могут давать правильные наставления, принимать исповедь. Есть душеполезная литература и особенно творения святых отцов - вот где кладезь мудрости, которой можно бесконечно назидаться. О подобной литературе как важном заменителе отсутствующих старцев ещё в XIX веке говорил святитель Игнатий Брянчанинов.
Количество монастырей в епархии на протяжении последних лет остаётся неизменным - три мужских и три женских.
Также действуют два сестричества, которые со временем могут получить статус монастыря - одно при храме апостола Иоанна Богослова на улице Некрасова, второе - при храме священномученика Фаддея Тверского в Горелове. Матушка Евфросиния и матушка Мануила полагают немало сил, чтобы монашеская жизнь под их духовным попечением процветала.
В отношении монастырей можно применить такую поговорку: "Xрам не только в брёвнах, но и в рёбрах". "Рёбра" - это люди, которые приходят в обитель с желанием посвятить жизнь Господу, принести плоды молитвы, покаяния и послушания. Благодаря им обители и существуют. Чем были бы монастыри, не будь в них монашествующих? Только лишь "брёвнами", теми архитектурными комплексами, памятниками зодчества, в конце концов музеями, которыми восхищаются туристы, знакомясь с историей того или иного края. И во многих христианских, даже православных странах, к сожалению, видна тенденция к постепенному угасанию монашеской традиции ввиду отсутствия желающих. Слава Богу, в Русской Церкви, и в частности, в Санкт-Петербургской епархии, ситуация другая.
Хочу поблагодарить игуменов и игумений и старших сестер за участие в социальной деятельности епархии - сборе средств на помощь беженцам и пострадавшим жителям Донбасса, Запорожской и Херсонской областей, и призвать вас в дальнейшем со тщанием поддерживать наших братьев и сестер, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Важно, что в настоящее время особое внимание уделяется повышению уровня образования монашествующих. В епархии уже не первый год действуют соответствующие базовые курсы в области богословия. В монастыри, как в качестве паломников, так и потенциальных насельников приходят разные люди и сталкиваются не только с игуменом, игуменьей и священнослужителями, но и с рядовыми насельниками и насельницами. Они задают вопросы, интересуются историей монастыря, вероучительными истинами, и особенно отношением Церкви к разным явлениям. Не каждый священник, окончивший семинарию, способен без подготовки правильно ответить, не говоря уже о других. Поэтому необходимо поддерживать, а где требуется, повышать уровень богословских знаний тех, кто в монастыре подвизается.
Главным и неизменным условием жизни монашествующих является молитва и послушание. Но мы живем и в духовном, и в материальном измерении. Монастырь - это сложный организм, который состоит из множества клеток. Здесь тоже есть градация - на первом месте богослужения и молитва - сердце этого организма, без которого он перестанет жить, храм, где бьется это сердце, где совершаются святые Таинства. Но ведь есть и другие органы, также важные для существования. Насельники совершают послушания, выполняют физическую работу, монастырь в определенной степени сам себя материально обеспечивает. Помимо храмов есть корпуса для проживания, хозяйственные постройки, мастерские, огород. Да и храм как здание необходимо поддерживать в благолепном состоянии. Нет ничего лучше золотой середины.
Важной частью жизни обители являются строительные и ремонтные работы. Что-то только возводится, что-то уже приходится восстанавливать. Нередко, этот процесс вообще не прекращается - одно следует за другим. В монастырях нашей епархии этот вопрос более чем актуальный. В Александро-Невской лавре в скором времени начнётся масштабная реставрация всех храмов и строений.
В Новодевичьем монастыре у матушки Софии также немало забот - необходимо завершить работы на воссозданной колокольне. Троице-Сергиева пустынь ждет возрождения храмов и церковных сторонний, разрушенных в богоборческие годы. Если ситуация с ремонтно-восстановительными работами в петербургских монастырях выглядит неплохо, то в Старой Ладоге работы - напочатый край.
Жизнь каждого человека состоит из непрестанных трудов, по заповеди Божией. Но бывает труд угнетающий, даже бессмысленный, а ваш - созидательный, благодатный, он приносит радость и удовлетворение.
К сожалению, в нынешнее время много того, что расходует нашу энергию и силы, которую можно направить в правильное русло. И в первую очередь, это использование Интернета, который забирает драгоценное время. Об этой проблеме в отношении монахов точно сказал Святейший Патриарх Кирилл на собрании игуменов и игумений монастырей Русской Церкви в сентябре этого года: "Когда монах посещает интернет-пространство, он должен отдавать себе отчет в том, что оказывается в волнах житейского моря, в бушующем мире, который во зле лежит (1 Ин. 5,19). Прежде чем коснуться экрана, нужно очень хорошо подумать, так ли необходима содержащаяся в сети информация, которая чаще всего разрушает умиротворение и вносит смущение в сердце". В условиях городских монастырей регламентировать использование смартфонов монашествующими - дело невозможное, но призывать их к духовой бдительности и контролю необходимо.
Последнее, на что хотел бы обратить внимание, это документ Межсоборного присутствия "Священнослужение монахов на приходах", одобренный Священным Синодом на заседании 25 августа. Следует с ним ознакомиться, если ещё этого не сделали, и принять к руководству. Вопрос, который в нем затрагивается, для нашей епархии, особенно мужских монастырей, актуален. В документе подчеркивается, что практика служения монахов в священном сане на приходах не должна восприниматься как правило. Канонически, монашествующий закреплен за определенной обителью, где обязан служить, и с которой ему необходимо сохранять связь не только через документы, но и реальную, духовную связь, участвовать в ее жизни, приходить на престольные праздники и памятные даты.
Ответственность за духовное состояние и возможные риски для монахов, совершающих приходское служение, лежит не только на архиерее, но и на игуменах монастырей, где они состоят насельниками.
В завершение хочу пожелать вам укрепления физических и духовных сил, помощи Божией в иноческих трудах, и обратиться словами из соборного послания апостола Петра: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твёрдою верою <…> Бог же всякой благодати <…> да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми" (1 Пет. 5, 8-10).
Благодарю за внимание.