Слово митрополита Варсонофия на собрании игуменов и игумений монастырей епархии

Слово
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
на собрании игуменов и игумений монастырей
Санкт-Петербургской епархии
(2 ноября 2023 г., 11:00, Епархиальное управление, кабинет правящего архиерея)
____

Ваше Преосвященство!
Дорогие отцы игумены и матушки игумении!

Сердечно вас приветствую на отчётном собрании, которое мы проводим традиционно в последние месяцы года.

В первую очередь хочу вас поблагодарить за труды, которые вы ревностно несёте по окормлению вверенных обителей, поддерживая духовную жизнь, восстанавливая в непростое время церковные здания и храмы, принимая паломников и обеспечивая им гостеприимство, а также за благотворительную и образовательную деятельность. Хотя время сейчас непростое, но многое у вас по милости Божией получается.

В этом году скончалась игумения Ангелина, возглавлявшая многие годы Староладожский Успенский монастырь, на её место назначена игумения Евфросиния, смиренно принявшая возложенное на нее послушание. Надеюсь, что матушка София будет и далее помогать своей воспитаннице, имея огромный опыт игуменского служения и восстановления порушенных святынь.

Также у нас новый наместник Александро-Невской лавры, вы его уже знаете, владыка Вениамин, который принял эстафету от епископа Назария. В период исторического восстановления обители он будет, в том числе, наблюдать за реставрационными работами, чтобы вовремя исправлять случающиеся недочеты.

Согласно статистике, приведенной Святейшим Патриархом Кириллом на Архиерейском совещании в июле, в Русской Православной Церкви действуют 490 мужских монастырей и 508 женских обителей, объединяющих около 16 тысяч насельников и насельниц. На территории России свыше 500 (пятисот) монастырей. Из них в Санкт-Петербургской епархии 3 мужских и 3 женских и два сестричества.

Я вижу, что в наши монастыри люди по-прежнему тянутся, поскольку им важно видеть высокий идеал исполнения заповедей Божиих, любви к Богу, где совершается уставная служба, живут и трудятся люди, идейно отказавшиеся от жизни по законам материального мира.

Всякий понимает, какой глубокий смысл заложен в посвящении всего себя Богу. Помогает мирским людям и самим стараться жить по заповедям Божиим, когда они видят, что при отсутствии мирских удовольствий монашествующие по-особенному умиротворённые, радостные, а главное, знают, зачем живут (многие люди не знают, зачем живут). Как говорит преподобный Исаак: "Если ты будешь истинным монахом и будешь служить только Богу, то мир придет к тебе, как раб, и ляжет у твоих ног".

Поэтому важно в монастырях поддерживать дух аскетизма, максимального желания насельников быть со Христом, сохранять уставное богослужение, распорядок трудов и совместных трапез.

Иногда бывает, что монашествующие не во всем следуют традиции, например, ходят в мирской одежде.

По этому поводу интересны вопросы епископа Феофана (Тулякова), бывшего наместника нашей лавры, заданные от лица братии митрополиту Антонию (Вадковскому) в 1909 году. "Ряд насельников просят разрешить пропуск в лавру после 10 вечера по причине того, что они не успевают вернуться с заседаний различных обществ, в которых они числятся, другие - из гостей из-за неподходящего поезда. Некоторые из братии тяготятся ношением клобука и ходят иногда в город в камилавках и в шляпах, мотивируя это тем, что на идущих в шляпах народ не обращает внимания, а в клобуках неудобно ходить по многолюдным улицам и ездить в трамваях. Поездка же на извозчике сопряжена со значительной тратой денег. В шляпах можно входить во все магазины, куда в клобуках неудобно ходить, особенно затруднительны клобуки для лиц, которые летом любят ездить по дачам. Летом ношение некоторыми монахами черных подрясников затруднительно, и они желают носить цветные и в них путешествовать по гостям и дачам".

Сейчас время другое, время удобства во всем, поэтому многое важное игнорируется как пережитки времени. Форма напоминает носителю, кто он и к чему призван. Если полицейский в форме только когда при исполнении, а на выходных в гражданской одежде, то монашествующий всегда "при исполнении".

Следует придерживаться всего разумного, что было раньше, и учитывать традиции, которые определили порядок в монастырях.

Вместе с тем вызывает одобрение, когда монастыри ведут церковно-общественную деятельность, особенно это касается сложных периодов в жизни Отечества и Церкви, требующих единения и помощи всех благонамеренных сил.

Мы живем в то время, когда весь западный мир во главе с США ведет войну против России, а наши защитники на поле брани героически бьются с силами зла в зоне СВО.

В исторические времена монастыри всегда занимали патриотическую позицию. Как говорит Святейший Патриарх Кирилл в слове к монашествующим нашей Церкви, сказанном в Троице-Сергиевой лавре 8 октября: "С нами святые угодники, с нами преподобный Сергий, с нами величайшая традиция Святой Руси, - и мы не можем иначе. И все мы должны молиться, должны воспитывать наш народ в глубокой вере православной, в любви к Отечеству, к преданности традициям наших святых предшественников, среди которых преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, не убоявшийся благословить Димитрия Донского. Он ведь ясно понимал, что это не только духовное, но и политическое деяние, однако тихий старец не убоялся, благословил и затем молился. А в результате - победа. Вот так и Церковь наша не должна сегодня бояться, не должна уходить в сторону, не должна молчать".

Но важна помощь и реальными делами, мы тоже со своей страной со страждущими, с теми, кто кровь проливает и жизнь отдает ради других.

В упомянутом обращении Святейший также призывает обязательно найти место приложения не только своей молитвенной силы, но и своего внимания, своей любви. "В первую очередь именно монашествующие должны посещать наших раненых! Всегда же было именно так - вспомните дореволюционную Россию. Когда мы вступаем в столь трудный исторический период, мы все должны быть мобилизованы. Архиереи, священники, монашествующие, монахини наши - все! Каждый должен задать себе вопрос: что я делаю сегодня для народа нашего, для Отечества нашего, для свободы нашей Церкви? Обращаюсь ко всем монашествующим - если не вы, то кто? Сестры милосердия - кто они были? В первую очередь монахини. Но и к отцам обращаюсь: и в монастырях должна сегодня оказываться реальная помощь тем, кто страдает. Братья, идите в госпитали, не жалейте себя! Себя пожалеете - Родину потеряете, уважение народа потеряете".

Дорогие отцы и матушки! Призываю вас со всей серьезностью отнестись к словам Святейшего Патриарха и приложить все усилия к тому, чтобы их исполнить.

Желаю вам помощи Божией в трудах, крепкой молитвы и добрых дел.

Благодарю за внимание.