Слово митрополита Санкт-Петербургского
и Ладожского Варсонофия
перед студентами Политехнического университета
Петра Великого
Уважаемый Андрей Иванович, ректор университета!
Дорогие студенты!
Этот год проходит в нашей стране под знаком святого благоверного великого князя Александра Невского - небесного покровителя Санкт-Петербурга, мы отмечаем 800-летие со дня его рождения.
Сердечно благодарю руководство вуза за приглашение поделиться мыслями о личности святого Александра Невского, особенно о той её стороне, которая не всем видна - о его глубокой вере в Бога, помогавшей совершать ратные подвиги. Благодаря умелым действиям князя русский народ сохранил в тяжёлое время православную веру и нравственные ценности, отстоял право на самобытность, собственные культуру и язык.
Имя Александра Невского, его дела, заветы и спустя восемь столетий продолжают оставаться актуальными.
Говоря словами Василия Ключевского, есть исторические имена, которые вышли из границ своего времени. Их дело по своему значению так глубоко и благотворно повлияло на жизнь дальнейших поколений, что постепенно с этих имён спадало все временное и местное, и они из исторических деятелей превращались в народную идею, а их дело из исторического факта становилось заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди для грядущих поколений становятся не просто великими предшественниками, а вечными спутниками, даже путеводителями.
В сложные периоды истории Отечества Господь посылает гигантов духа с особой миссией. Такие личности меняют ход истории, избавляют страну от неминуемой катастрофы, предопределяют её будущее. Александр Невский был искусным дипломатом, бесстрашным военачальником и патриотом, горячо любившим свой народ и страну. Но к нему можно применить не только эти высокие эпитеты. Он был человеком мира, старавшимся при любой возможности избегать войны. "Блаженны миротворцы, - говорит Господь, - ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5, 9).
Жизнь Александра Невского приходится на драматичные события отечественной истории XIII века: с востока на Русь шли монгольские орды, с запада - рыцари ливонского ордена.
Будучи талантливым стратегом, святой Александр не счел возможным вести войну на два фронта, поскольку поражения было не избежать из-за отсутствия единства среди русских князей. Он выбрал политику искусной дипломатии и допустимых уступок в отношении с Востоком, но отказался идти на компромиссы с Западом. По меткому выражению Святейшего Патриарха Кирилла, "татарам был нужен наш кошелек, а ливонским воинам нужна была наша душа. И он вступил в борьбу с иноземными захватчиками на западном фронте - с полным пониманием того, что борется не только за землю, не только за свое княжество, но и за душу русского народа".
Несомненно, монголы были меньшим злом для Руси. Хотя они завоевывали, но не подчиняли, давали русским князьям возможность управлять своими землями с условием собирать дань для Золотой Орды. Это было унизительной необходимостью.
Мир с Западом был возможен при единственном условии - принятия Русью католичества, а по сути изменения всей цивилизационной парадигмы. Это было невозможно. За триста лет православие настолько глубоко вошло в сознание русского человека, в его кровь и плоть, что попытка изменить веру несомненно привела бы к хаосу и нестроениям, подобно тем, что были в Европе в эпоху кровопролитных религиозных воин XVI столетия.
По словам историка Георгия Вернадского, "Александр Невский нёс два подвига − подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке. Они имели единственную цель − сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа".
Плохой мир, как известно, лучше хорошей войны, но войны сопровождают всю историю человечества после грехопадения и будут сопровождать до конца времен. Александр Невский был профессиональным воином, выигравшим все сражения, в которых участвовал, но не сделавшим войну целью и смыслом своей жизни. Она имела для него лишь вынужденный характер как средство к сохранению жизни народа.
Сражения, которые выиграл великий полководец, - Ледовое побоище, а еще раньше Невская битва, - имели оборонительный характер. Русскому человеку была глубоко чужда идея вести войну с целью расширения своего жизненного пространства.
Не каждый воин мог вернуться к мирной жизни. Из истории крестовых походов, которые происходили примерно в то же время, известно, что рыцари после возвращения из завоевательных походов не могли привыкнуть к мирной жизни, их тянуло на войну. Оставаясь воином, Александр Ярославич успешно занимался обустройством мирной жизни. При нём начинают восстанавливаться русские города и сёла, разрушенные после монголо-татарского нашествия, строятся новые храмы и монастыри как центры духовной жизни и образования. Великий князь и сам был просвещенным человеком своего времени, знал иностранные языки. Но не эти качества сделали его святым, а умелое их использование на благо ближних.
Защитник земли Русской по словам летописей был глубоко сострадательным и милостивым, он лично ездил к ордынскому хану для выкупа русских людей из плена. Это было скорее исключением в то время, чем правилом. Выкупали людей лишь знатного происхождения. В отличие от его современников, князь старался выкупать всякую живую душу, все для него были равными. Он не считал жестокость свойственную тому средневековому времени единственным и необходимым качеством для выживания.
В личности благоверного князя русский человек видел исполнение евангельских заповедей, которые слышал в храмах за богослужениями. Это любовь к Богу и ближним. Христианство открыло миру новое понимание силы как явления духовного порядка. Защитником от зла в народном понимании мог быть только тот, кто ведет праведную жизнь, а профессиональные качества вторичны. Для русского человека правда имела особое, почти сакральное значение. Правда равна святости. Неслучайно нашу страну раньше называли Святой Русью, что указывало не на святость людей, а на нравственные идеалы, которые были главным ориентиром в их жизни. Без этого ориентира сложно отличить добро от зла.
Характерными для того времени были братоубийственные войны, когда из-за корыстолюбия и властолюбия князья убивали друг друга, захватывали земли. Почему так происходило? Из-за того, что страсти затмевали их веру, которая как маяк указывает правильное направление. Без Бога в человеке происходит смещение шкалы ценностей в сторону человекоугодия, корыстолюбия, к карьере, богатству, сиюминутным привязанностям и увлечениям. У Александра Невского вера определяла все сферы его жизни, как личной, как и общественной.
Христианское понятие святости не равно безгрешности. Потому что, как говорят святые отцы, человеческая природа больна и нуждается в исцелении. Все святые нашей Церкви - это люди, которые с разным успехом старались идти по пути святости и достигали цели. Мы идем по пути святости лишь тогда, когда между универсальной правдой Божией и правдой человеческой, которая у всех своя, выбираем первую.
По словам русского мыслителя XIX века Владимира Соловьева, "человек должен укреплять дух и подчинять ему плоть не потому, чтобы в этом была цель его жизни, а потому, что, только освободившись от рабства слепым и злым материальным влечениям, может человек служить как следует правде и добру и достигнуть своего положительного совершенства".
Неслучайно слова Священного Писания, что не в силе Бог, а в правде, стали определяющим девизом в жизни Александра Невского.
Смотря за горизонт земного пути, князь избрал не временное, но вечное. Господь прославил своего угодника тем, что даровал ему небесное заступничество за свою землю! Князь был прославлен в лике святых в 1547 году. Недаром в судьбоносное время для нашего народа его святое имя становилось символом победы и свободы. Императорм Петр Великий перенес святые мощи князя из Владимира в новую столицу Российского государства - Санкт-Петербург, где они находятся и сегодня в Александро-Невской лавре.
Главное его достижение - сохранение русского народа на вверенных ему Богом землях. Целые княжества тогда были сожжены и вырезаны монголами из-за недальновидной политики князей, их разобщенности и желания быть первыми.
Александр Невский стал создателем нового мышления и вдохновителем новых идей, основоположником будущей политики московских князей по собиранию русских земель в единое государство.
Его осмотрительность, взвешенный подход в решении проблем уберегли Русь от окончательного разорения и распада. Он выиграл время для того, чтобы русский народ в будущем стал свободным.
Сегодня много говорится о свободе и о том, что она не должна быть ограничена нравственностью. Александр Невский, несомненно, был свободным человеком, умел владеть собой, не был управляем страстями. Свобода - это не возможность делать все, что хочешь, но способность, исходя из обстоятельств, не делать все, что хочешь, даже когда можешь.
Что же в таком случае даёт нам возможность быть истинно свободными? Это совесть, которую мы имеем с рождения. Она помогает соблюдать меру, отличать добро от зла. Поэтому мы знаем по внутреннему ощущению, как можно поступать, а как нельзя. И если поступаем неправильно - нас гложет совесть, на душе неспокойно.
Когда наша совесть сомневается и мы не знаем, как правильно поступать, нас выручают заповеди Божии, которые, как дорожные указатели и знаки, предостерегают нас от опасности и не дают сбиться с пути.
Следование земным законам отличает человека цивилизованного от дикаря, а следование христианским заповедям делает из цивилизованного человека святого - духоносную личность, для которой важнее не материальная составляющая жизни. Если земные законы призваны не позволить земле превратиться в ад, то христианские заповеди способны сделать из земли рай.
Рай - это близость к Богу, который есть любовь. А к Богу мы приближаемся, когда имеем любовь к ближнему.
Пример Господа Иисуса Христа указывает на то, что любить нужно не только ближних, и но и всех остальных, и даже врагов. Эта планка очень высокая, но Бог в нас верит. Конечно, любовь несовместима с эгоизмом, заботой лишь о собственном благе, когда в центр мы ставим только себя, а не собратьев или Бога. У эгоиста искаженное зрение, он видит мир иначе, в нем, как в зеркале, замечает только себя.
Любовь может быть только жертвенной, когда мы ради другого совершаем поступки, нужные не нам, но другому. Такая любовь делает нас счастливыми. Священное Писание говорит: "Блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20, 35).
Главной ценностью для нас должно быть не богатство и наслаждения, но стремление к святости. Каждый в конце жизни столкнётся с бесполезностью всего того, чем он жил и во что полагал свое сердце. Быть богатым не грех, грех быть алчным и добиваться материального достатка любыми путями. Алчным может быть и бедный. Святой Александр Невский, несомненно, не был ни бедным, ни алчным. У него был мир в душе, который проявлялся в его делах и поступках.
В завершение хочу пожелать вам, дорогие студенты, благословения Божия, чтобы Господь помогал вам на всех путях жизни. У каждого из нас есть выбор: идти путем жизни или путем смерти. В нашей воле - не ошибиться в выборе, чего всем вам желаю.
Благодарю за внимание.
и Ладожского Варсонофия
перед студентами Политехнического университета
Петра Великого
Уважаемый Андрей Иванович, ректор университета!
Дорогие студенты!
Этот год проходит в нашей стране под знаком святого благоверного великого князя Александра Невского - небесного покровителя Санкт-Петербурга, мы отмечаем 800-летие со дня его рождения.
Сердечно благодарю руководство вуза за приглашение поделиться мыслями о личности святого Александра Невского, особенно о той её стороне, которая не всем видна - о его глубокой вере в Бога, помогавшей совершать ратные подвиги. Благодаря умелым действиям князя русский народ сохранил в тяжёлое время православную веру и нравственные ценности, отстоял право на самобытность, собственные культуру и язык.
Имя Александра Невского, его дела, заветы и спустя восемь столетий продолжают оставаться актуальными.
Говоря словами Василия Ключевского, есть исторические имена, которые вышли из границ своего времени. Их дело по своему значению так глубоко и благотворно повлияло на жизнь дальнейших поколений, что постепенно с этих имён спадало все временное и местное, и они из исторических деятелей превращались в народную идею, а их дело из исторического факта становилось заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди для грядущих поколений становятся не просто великими предшественниками, а вечными спутниками, даже путеводителями.
В сложные периоды истории Отечества Господь посылает гигантов духа с особой миссией. Такие личности меняют ход истории, избавляют страну от неминуемой катастрофы, предопределяют её будущее. Александр Невский был искусным дипломатом, бесстрашным военачальником и патриотом, горячо любившим свой народ и страну. Но к нему можно применить не только эти высокие эпитеты. Он был человеком мира, старавшимся при любой возможности избегать войны. "Блаженны миротворцы, - говорит Господь, - ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5, 9).
Жизнь Александра Невского приходится на драматичные события отечественной истории XIII века: с востока на Русь шли монгольские орды, с запада - рыцари ливонского ордена.
Будучи талантливым стратегом, святой Александр не счел возможным вести войну на два фронта, поскольку поражения было не избежать из-за отсутствия единства среди русских князей. Он выбрал политику искусной дипломатии и допустимых уступок в отношении с Востоком, но отказался идти на компромиссы с Западом. По меткому выражению Святейшего Патриарха Кирилла, "татарам был нужен наш кошелек, а ливонским воинам нужна была наша душа. И он вступил в борьбу с иноземными захватчиками на западном фронте - с полным пониманием того, что борется не только за землю, не только за свое княжество, но и за душу русского народа".
Несомненно, монголы были меньшим злом для Руси. Хотя они завоевывали, но не подчиняли, давали русским князьям возможность управлять своими землями с условием собирать дань для Золотой Орды. Это было унизительной необходимостью.
Мир с Западом был возможен при единственном условии - принятия Русью католичества, а по сути изменения всей цивилизационной парадигмы. Это было невозможно. За триста лет православие настолько глубоко вошло в сознание русского человека, в его кровь и плоть, что попытка изменить веру несомненно привела бы к хаосу и нестроениям, подобно тем, что были в Европе в эпоху кровопролитных религиозных воин XVI столетия.
По словам историка Георгия Вернадского, "Александр Невский нёс два подвига − подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке. Они имели единственную цель − сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа".
Плохой мир, как известно, лучше хорошей войны, но войны сопровождают всю историю человечества после грехопадения и будут сопровождать до конца времен. Александр Невский был профессиональным воином, выигравшим все сражения, в которых участвовал, но не сделавшим войну целью и смыслом своей жизни. Она имела для него лишь вынужденный характер как средство к сохранению жизни народа.
Сражения, которые выиграл великий полководец, - Ледовое побоище, а еще раньше Невская битва, - имели оборонительный характер. Русскому человеку была глубоко чужда идея вести войну с целью расширения своего жизненного пространства.
Не каждый воин мог вернуться к мирной жизни. Из истории крестовых походов, которые происходили примерно в то же время, известно, что рыцари после возвращения из завоевательных походов не могли привыкнуть к мирной жизни, их тянуло на войну. Оставаясь воином, Александр Ярославич успешно занимался обустройством мирной жизни. При нём начинают восстанавливаться русские города и сёла, разрушенные после монголо-татарского нашествия, строятся новые храмы и монастыри как центры духовной жизни и образования. Великий князь и сам был просвещенным человеком своего времени, знал иностранные языки. Но не эти качества сделали его святым, а умелое их использование на благо ближних.
Защитник земли Русской по словам летописей был глубоко сострадательным и милостивым, он лично ездил к ордынскому хану для выкупа русских людей из плена. Это было скорее исключением в то время, чем правилом. Выкупали людей лишь знатного происхождения. В отличие от его современников, князь старался выкупать всякую живую душу, все для него были равными. Он не считал жестокость свойственную тому средневековому времени единственным и необходимым качеством для выживания.
В личности благоверного князя русский человек видел исполнение евангельских заповедей, которые слышал в храмах за богослужениями. Это любовь к Богу и ближним. Христианство открыло миру новое понимание силы как явления духовного порядка. Защитником от зла в народном понимании мог быть только тот, кто ведет праведную жизнь, а профессиональные качества вторичны. Для русского человека правда имела особое, почти сакральное значение. Правда равна святости. Неслучайно нашу страну раньше называли Святой Русью, что указывало не на святость людей, а на нравственные идеалы, которые были главным ориентиром в их жизни. Без этого ориентира сложно отличить добро от зла.
Характерными для того времени были братоубийственные войны, когда из-за корыстолюбия и властолюбия князья убивали друг друга, захватывали земли. Почему так происходило? Из-за того, что страсти затмевали их веру, которая как маяк указывает правильное направление. Без Бога в человеке происходит смещение шкалы ценностей в сторону человекоугодия, корыстолюбия, к карьере, богатству, сиюминутным привязанностям и увлечениям. У Александра Невского вера определяла все сферы его жизни, как личной, как и общественной.
Христианское понятие святости не равно безгрешности. Потому что, как говорят святые отцы, человеческая природа больна и нуждается в исцелении. Все святые нашей Церкви - это люди, которые с разным успехом старались идти по пути святости и достигали цели. Мы идем по пути святости лишь тогда, когда между универсальной правдой Божией и правдой человеческой, которая у всех своя, выбираем первую.
По словам русского мыслителя XIX века Владимира Соловьева, "человек должен укреплять дух и подчинять ему плоть не потому, чтобы в этом была цель его жизни, а потому, что, только освободившись от рабства слепым и злым материальным влечениям, может человек служить как следует правде и добру и достигнуть своего положительного совершенства".
Неслучайно слова Священного Писания, что не в силе Бог, а в правде, стали определяющим девизом в жизни Александра Невского.
Смотря за горизонт земного пути, князь избрал не временное, но вечное. Господь прославил своего угодника тем, что даровал ему небесное заступничество за свою землю! Князь был прославлен в лике святых в 1547 году. Недаром в судьбоносное время для нашего народа его святое имя становилось символом победы и свободы. Императорм Петр Великий перенес святые мощи князя из Владимира в новую столицу Российского государства - Санкт-Петербург, где они находятся и сегодня в Александро-Невской лавре.
Главное его достижение - сохранение русского народа на вверенных ему Богом землях. Целые княжества тогда были сожжены и вырезаны монголами из-за недальновидной политики князей, их разобщенности и желания быть первыми.
Александр Невский стал создателем нового мышления и вдохновителем новых идей, основоположником будущей политики московских князей по собиранию русских земель в единое государство.
Его осмотрительность, взвешенный подход в решении проблем уберегли Русь от окончательного разорения и распада. Он выиграл время для того, чтобы русский народ в будущем стал свободным.
Сегодня много говорится о свободе и о том, что она не должна быть ограничена нравственностью. Александр Невский, несомненно, был свободным человеком, умел владеть собой, не был управляем страстями. Свобода - это не возможность делать все, что хочешь, но способность, исходя из обстоятельств, не делать все, что хочешь, даже когда можешь.
Что же в таком случае даёт нам возможность быть истинно свободными? Это совесть, которую мы имеем с рождения. Она помогает соблюдать меру, отличать добро от зла. Поэтому мы знаем по внутреннему ощущению, как можно поступать, а как нельзя. И если поступаем неправильно - нас гложет совесть, на душе неспокойно.
Когда наша совесть сомневается и мы не знаем, как правильно поступать, нас выручают заповеди Божии, которые, как дорожные указатели и знаки, предостерегают нас от опасности и не дают сбиться с пути.
Следование земным законам отличает человека цивилизованного от дикаря, а следование христианским заповедям делает из цивилизованного человека святого - духоносную личность, для которой важнее не материальная составляющая жизни. Если земные законы призваны не позволить земле превратиться в ад, то христианские заповеди способны сделать из земли рай.
Рай - это близость к Богу, который есть любовь. А к Богу мы приближаемся, когда имеем любовь к ближнему.
Пример Господа Иисуса Христа указывает на то, что любить нужно не только ближних, и но и всех остальных, и даже врагов. Эта планка очень высокая, но Бог в нас верит. Конечно, любовь несовместима с эгоизмом, заботой лишь о собственном благе, когда в центр мы ставим только себя, а не собратьев или Бога. У эгоиста искаженное зрение, он видит мир иначе, в нем, как в зеркале, замечает только себя.
Любовь может быть только жертвенной, когда мы ради другого совершаем поступки, нужные не нам, но другому. Такая любовь делает нас счастливыми. Священное Писание говорит: "Блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20, 35).
Главной ценностью для нас должно быть не богатство и наслаждения, но стремление к святости. Каждый в конце жизни столкнётся с бесполезностью всего того, чем он жил и во что полагал свое сердце. Быть богатым не грех, грех быть алчным и добиваться материального достатка любыми путями. Алчным может быть и бедный. Святой Александр Невский, несомненно, не был ни бедным, ни алчным. У него был мир в душе, который проявлялся в его делах и поступках.
В завершение хочу пожелать вам, дорогие студенты, благословения Божия, чтобы Господь помогал вам на всех путях жизни. У каждого из нас есть выбор: идти путем жизни или путем смерти. В нашей воле - не ошибиться в выборе, чего всем вам желаю.
Благодарю за внимание.