Для чего в городе святого апостола Петра было построено четыре собора святого Исаакия Далматского?
Общественность Санкт-Петербурга взволновала новость о передаче Исаакиевского собора в пользование Русской Православной Церкви.
В одном из интервью директор ГМП "Исаакиевский собор" Николай Буров заявил: "Все наши музеи работают в том режиме, к которому привыкли. У нас режим динамичного развития. За сезон мы примем только в Исаакиевском соборе около четырех миллионов посетителей, этот музей дает высокую прибыль, и мы планируем перечислить налогов в бюджет города около 60 миллионов рублей".
Но неужели приносить прибыль - это главное предназначение собора? Ведь Исаакий - не просто православный храм, он строился как главный собор Российской империи, символ великой России...
В истории Санкт-Петербурга было четыре храма святого Исаакия Далматского, и уже в первой Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание государя Петра Алексеевича и Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины I).
В 1723 году царь Петр I, особо чтивший этого святого, поскольку был рожден в день его памяти, подписал Высочайший указ, предписывающий всем чинам Адмиралтейства и морякам Балтийского флота принимать присягу только в этом храме, а служивому и рабочему люду с верфей молиться в нем.
Нынешний Исаакиевский собор, четвертый по счету, был построен на месте предшествующих. Строительство обошлись российской казне в немыслимую по тем временам сумму - более 23 млн рублей серебром. Храму, судьбе которого было предназначено стать главным собором Российской империи, придавалось огромное значение. Когда предложили создать в Санкт-Петербурге торговый порт для большегрузных судов, столь нужный для нарождающейся российской промышленности, император Николай Павлович его отклонил - деньги нужны были для завершения Исаакиевского собора.
Никакой критики не выдерживает постоянно насаждаемое мнение о том, что собор никогда не был храмом как таковым, а был собором лишь "для показа". Показа чего?..
С момента освящения в его стенах ежедневно проводились богослужения, в том числе торжественные в честь святых, сопровождавшиеся крестными ходами и парадами гвардии. С особой торжественностью проходили празднования годовщины Ништадтского мира, Полтавской и Чесменской викторий, в память "чудесного спасения Руси от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков" - в честь победы в Отечественной войне 1812 года (установленный в 1814 году, этот праздник отмечался 25 декабря).
В Санкт-Петербурге день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского был общегородским праздником: в этот день совершались многотысячные крестные ходы от Исаакиевского собора в Александро-Невскую лавру. Помимо городского духовенства в процессии шествовали кавалеры главных российских орденов, и во главе шествия - кавалеры ордена святого Александра Невского с образами своего небесного покровителя.
Нам безапелляционно внушают, что "храм никогда не был приходским, прихода там не было". Но откуда там появилось легендарное Исаакиевское православное братство, которое занималось религиозно-нравственным просветительством, борьбой с пьянством и развратом, благотворительностью, помощью неимущим? На содержании общества находились более тридцати общественных столовых и школ для бедных. А прихожанками собора графинями Марией Орловой-Давыдовой и Елизаветой Воронцовой-Дашковой были учреждены школа для бедных девочек и убежище-мастерская для обучения увечных воинов портновскому мастерству.
Кстати, в Исаакиевском соборе всегда уделялось большое внимание и музейному делу, ведь приезжавшие в столицу иностранцы считали необходимым побывать в этом храме. Его посещали царственные особы других государств, президенты, высшие духовные лица: восточные митрополиты, армянские католикосы, католические и англиканские епископы, и клирики знакомили гостей с историей жемчужины Санкт-Петербурга.
Кафедральный собор святого Исаакия Далматского всегда был символом имперской великой и могучей России, ведь именно о его золотых куполах грезили воины Северо-Западной добровольческой Белой армии Николая Юденича, когда шли на охваченный красной смутой Петроград, - об этом писал прекрасный русский писатель Александр Куприн.
Неспроста новая богоборческая власть нанесла удар расколом по русскому православию именно в Исаакиевском соборе, передав храм в руки обновленцев.
Либеральной общественностью через либеральные же СМИ насаждается мнение, о том что Русская Православная Церковь желает отобрать у людей "один из лучших музеев России", тогда как в письме митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия речь идет лишь о передаче собора в пользование Церкви, чтобы там проходили ежедневные службы и велась приходская жизнь, а двери храма всегда были открыты для верующих.
Более того, епархия не меньше самих работников музея заинтересована в том, чтобы в городе продолжал функционировать музей собора, чтобы сюда стекались не только паломники и богомольцы, но и туристы со всего света. Величественные церковные службы только сделают собор более привлекательным для туристов.
На одном из "круглых столов" ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий, сказал, что "епархия, безусловно, за совместное использование храмов Церковью и музеями, но тут главное, чтобы это были музеи при храмах, а не как у нас сейчас - храмы при музеях".
Неужели у кого-то найдутся аргументы против?..
Общественность Санкт-Петербурга взволновала новость о передаче Исаакиевского собора в пользование Русской Православной Церкви.
В одном из интервью директор ГМП "Исаакиевский собор" Николай Буров заявил: "Все наши музеи работают в том режиме, к которому привыкли. У нас режим динамичного развития. За сезон мы примем только в Исаакиевском соборе около четырех миллионов посетителей, этот музей дает высокую прибыль, и мы планируем перечислить налогов в бюджет города около 60 миллионов рублей".
Но неужели приносить прибыль - это главное предназначение собора? Ведь Исаакий - не просто православный храм, он строился как главный собор Российской империи, символ великой России...
В истории Санкт-Петербурга было четыре храма святого Исаакия Далматского, и уже в первой Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание государя Петра Алексеевича и Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины I).
В 1723 году царь Петр I, особо чтивший этого святого, поскольку был рожден в день его памяти, подписал Высочайший указ, предписывающий всем чинам Адмиралтейства и морякам Балтийского флота принимать присягу только в этом храме, а служивому и рабочему люду с верфей молиться в нем.
Нынешний Исаакиевский собор, четвертый по счету, был построен на месте предшествующих. Строительство обошлись российской казне в немыслимую по тем временам сумму - более 23 млн рублей серебром. Храму, судьбе которого было предназначено стать главным собором Российской империи, придавалось огромное значение. Когда предложили создать в Санкт-Петербурге торговый порт для большегрузных судов, столь нужный для нарождающейся российской промышленности, император Николай Павлович его отклонил - деньги нужны были для завершения Исаакиевского собора.
Никакой критики не выдерживает постоянно насаждаемое мнение о том, что собор никогда не был храмом как таковым, а был собором лишь "для показа". Показа чего?..
С момента освящения в его стенах ежедневно проводились богослужения, в том числе торжественные в честь святых, сопровождавшиеся крестными ходами и парадами гвардии. С особой торжественностью проходили празднования годовщины Ништадтского мира, Полтавской и Чесменской викторий, в память "чудесного спасения Руси от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков" - в честь победы в Отечественной войне 1812 года (установленный в 1814 году, этот праздник отмечался 25 декабря).
В Санкт-Петербурге день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского был общегородским праздником: в этот день совершались многотысячные крестные ходы от Исаакиевского собора в Александро-Невскую лавру. Помимо городского духовенства в процессии шествовали кавалеры главных российских орденов, и во главе шествия - кавалеры ордена святого Александра Невского с образами своего небесного покровителя.
Нам безапелляционно внушают, что "храм никогда не был приходским, прихода там не было". Но откуда там появилось легендарное Исаакиевское православное братство, которое занималось религиозно-нравственным просветительством, борьбой с пьянством и развратом, благотворительностью, помощью неимущим? На содержании общества находились более тридцати общественных столовых и школ для бедных. А прихожанками собора графинями Марией Орловой-Давыдовой и Елизаветой Воронцовой-Дашковой были учреждены школа для бедных девочек и убежище-мастерская для обучения увечных воинов портновскому мастерству.
Кстати, в Исаакиевском соборе всегда уделялось большое внимание и музейному делу, ведь приезжавшие в столицу иностранцы считали необходимым побывать в этом храме. Его посещали царственные особы других государств, президенты, высшие духовные лица: восточные митрополиты, армянские католикосы, католические и англиканские епископы, и клирики знакомили гостей с историей жемчужины Санкт-Петербурга.
Кафедральный собор святого Исаакия Далматского всегда был символом имперской великой и могучей России, ведь именно о его золотых куполах грезили воины Северо-Западной добровольческой Белой армии Николая Юденича, когда шли на охваченный красной смутой Петроград, - об этом писал прекрасный русский писатель Александр Куприн.
Неспроста новая богоборческая власть нанесла удар расколом по русскому православию именно в Исаакиевском соборе, передав храм в руки обновленцев.
Либеральной общественностью через либеральные же СМИ насаждается мнение, о том что Русская Православная Церковь желает отобрать у людей "один из лучших музеев России", тогда как в письме митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия речь идет лишь о передаче собора в пользование Церкви, чтобы там проходили ежедневные службы и велась приходская жизнь, а двери храма всегда были открыты для верующих.
Более того, епархия не меньше самих работников музея заинтересована в том, чтобы в городе продолжал функционировать музей собора, чтобы сюда стекались не только паломники и богомольцы, но и туристы со всего света. Величественные церковные службы только сделают собор более привлекательным для туристов.
На одном из "круглых столов" ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий, сказал, что "епархия, безусловно, за совместное использование храмов Церковью и музеями, но тут главное, чтобы это были музеи при храмах, а не как у нас сейчас - храмы при музеях".
Неужели у кого-то найдутся аргументы против?..
Владимир Дервенев,
председатель паломнического отдела Санкт-Петербургской епархии