Слово митрополита Варсонофия на III петербургском форуме ВРНС

Уважаемые участники форума, дорогие отцы, братья и сестры!

Перед началом нашей работы хотел бы выразить слова сердечной благодарности руководству Всемирного Русского Народного Собора и лично его главе - Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за поддержку инициативы в проведении нашего форума.

В этом зале собрались единомышленники - активные граждане нашей страны, разделяющие общие взгляды на ситуацию в России и мире.

Наши мысли на протяжении всего года в думах о нашей стране, которая проходит период испытаний. Следует сегодня сказать о духовных причинах того, что происходит на Украине. То, во что вылилось открытое военное противостояние, - это не просто человеческие амбиции и страсти, хотя отчасти причина конфликта кроется и в этих пороках. Причина носит фундаментальный, смысловой характер. 

Последние десятилетия мир входил в стадию крупных трансформаций, социальных потрясений и даже скрытых экспериментов. Стало понятно, что идеи русофобии, в ряде случаев национализма прочно вошли в повестку дня наших западных соседей. Коллективный запад способствовал воспитанию на Украине человека, не знающего нашей общей истории и веры, которому чужды русский язык и богатейшая русская культура.
 
Украинское руководство грубо вмешивалось и вмешивается в церковную жизнь, пытаясь расколоть украинцев по внутреннему принципу на "хороших" и "плохих" православных, оказывая давление на каноническую Церковь Украины. Долго зревший конфликт, скрытая брань, стала явной. Отечество встало на защиту людей Донбасса и Луганщины. Мы верим, что Богу содействующу, ложь национализма как пути зла будет одолена, а правда и добро восторжествуют!

Одной из форм ответа на указанные вызовы стало подписание президентом России указа от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Это важное событие: указ закладывает настоящую основу Российского государства и общества. В нем отражены основополагающие идеи, которые сейчас, как никогда, востребованы народом.

В тексте указа к традиционным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Это значимая, системообразующая, в чем-то даже философская совокупность необходимых нашей стране идей.
 
В тексте говорится о фундаментальных ценностях, значимых и для Европы, но Европы прежней, христианской, где либеральные ценности в их измененном виде, еще не были так популярны и еще не менли взгляд на человека и общество. 

Право на жизнь, человеческое достоинство, права и свободы - основа любого правового государства, которое рассматривает европейскую, христианскую культуру как свое историческое наследие. Указ предлагает возвращение к основам европейской культуры, к преемственности традиции.

На Западе вместо идеи абсолютной ценности, связанной с Богом, и вытекающими от взаимоотношения с Ним ценности жизни, человеческого достоинства и свободы появилась идея, в соответствии с которой единственной ценностью является человек как мера всех вещей. Человек - с узкокорыстными экономическими интересами, индивидуалист-одиночка с ложным восприятием действительности. Человек - отделившийся и забывший Бога! Произведя трансформацию, уйдя от Богочеловека к человекобогу, современные западные мыслители исказили христианское учение о свободе. Достаточно посмотреть на формы либерализма, которые попытались навязать нам западные кураторы, по-своему переведя на русский язык свои принципы "свободы слова", "свободы совести" и т.п.
 
Вместо принципа "свободы вероисповедания" - идеи о самостоятельной ответственности человека за свой религиозный выбор, они предоставили идею "свободы совести" - неизвестного на самом деле термина. Разве может быть совесть человека свободна? Или, может быть, человек свободен от совести? Как известно, "душа обязана трудиться и день и ночь".

В кондаке Великого покаянного канона святого Андрея Критского прямо говорится, что мы всегда должны как бы разговаривать со своей душой, призывая ее бодрствовать: "Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий".

Именно совесть является побуждающим голосом Божиим в сердце человека, который заставляет нас отвращаться от всякого зла и творить благо. Таково традиционное православное понимание свободы.

Ярким примером разницы между либеральными и традиционными ценностями выступают и идеи идентичности, то есть принадлежности к тому или иному этносу, нации, вероисповеданию, социальной или сословной группе. На Западе идентичность понимается как "различие", удаление людей друг от друга, а в России - как "отличие", когда при наличии отличительных черт объединяет всех единое, человеческое. На основе именно такого понятия идентичности в Европе велось множество войн, тогда как в России ничего подобного не было.

В указе также важны следующие идеи, которые в полной мере отражают русский характер, русскую духовную и культурную традицию: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за него. И это действительно те исторические, те смысловые концепции, которые объединяют народы России на протяжении веков. Они нашли свое отражение не только в героических подвигах и великих свершениях, но и в русской философии и культуре. Ведь все эти вышеперечисленные идеи можно описать одной извечной евангельской фразой "Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя" (Ин. 15:13). И эта любовь к согражданам, желание помочь, спасти Отечество были в России всегда, вспомним слова великого философа Николая Бердяева: "Любовь к Родине не нуждается в оценках, обоснованиях, она естественна, возникает вне зависимости от достижений России, не выносит торга и искусственности".

Эти ценности одинаково были актуальны и для поданных Российской империи, и для граждан СССР, и для современных жителей России. И мы видим множество героических, самоотверженных примеров проявления этих качеств и среди современников. Сколько представителей разных профессий оставили всё, чтобы помогать воинам России, выполняющим свой долг? Сколько людей без всякого понуждения, по доброй воле оказывали и постоянно оказывают безвозмездную помощь нуждающимся и беженцам? Сколько тонн гуманитарных грузов, одежды, медикаментов было отправлено в регионы, охваченные боевыми действиями? Это, еще раз скажу, прямое и честное исполнение заповеди милосердия и действенной любви, о которых неоднократно говорит Господь в Евангелии.

Указ вслед за Конституцией РФ однозначно трактует семью как союз мужчины и женщины. Теме семьи уделяется особое внимание. Ведь семья стала объектом нападок либеральной идеологии очень давно. Идея семьи как союза мужчины и женщины на западе неприемлема, потому что и человек в христианском смысле неприемлем. Там воцаряются антихристианские законы трансгуманизма, где под видом вседозволенности и "абсолютной свободы" воцаряются культ эгоизма, алчности, жестокости, лицемерия, гедонизма, культ потребления, концепция жизни без детей, всех тех пороков, которые приводят западноевропейское общество к гуманитарной катастрофе.

Напомню, что право на жизнь стоит впереди ряда ценностей, перечисленных в указе. Идеям права на жизнь и идеям крепкой семьи противоречит ужасающая и разрушающая идея аборта - убийства ребенка во чреве матери. К сожалению, при всем том, что мы много говорим об этом, пока проблема абортов является демографическим бичом России. Очевидно, что необходимо приложить еще много усилий, чтобы выйти из демографической ямы 90-х годов!

Указ предоставляет новую программу для России, позволяющую на законодательном уровне говорить о традиционных ценностях, дает им огранку и делает объектом правотворчества. Отрадно, если наши законодатели также примут эту эстафету от президента и начнут созидать законы, основываясь на данном документе.

Крайне важной является инициатива руководства ВРНС по созданию при главах субъектов Российской Федерации советов по сохранению и укреплению традиционных ценностей. 

И нам в Санкт-Петербурге следует подумать над созданием такого важного совещательного органа при губернаторе, в котором будут представлены многие деятели культуры, науки, предприниматели, представители традиционных конфессий. 

Создание год назад регионального отделения ВРНС было воспринято с одобрением общественной средой города, внесло живую струю и поддержало традиционный уклад петербуржцев. Если подобный совет при губернаторе будет создан и начнет действовать, можно многого положительного добиться, объединив усилия патриотически настроенной части общества, руководства города и отдельных граждан, для которых понятия "Бог", "Родина", "честь", "правда", "семья", "человек" являются абсолютными нравственными императивами.

В тексте указа упомянут также и созидательный труд, и я хочу обратиться к залу, ко всем собравшимся. 

Дорогие братья и сестры! Только совместным, единым созидательным трудом мы сможем создать общество на основе ценностных ориентиров, которые и зафиксированы в законе. Только постоянным трудом, трудом для преодоления внешних преград и трудом над самими собой, мы сможем помочь многим людям вокруг, как заповедал нам преподобный Серафим Саровский: "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи". Только созидая, мы сможем добиться гармонии с Богом, с людьми, с ближними.

Желаю всем нам доброго труда на путях Божиих по созиданию нашего дорогого и горячо любимого земного Отечества!

Благодарю за внимание.