Реставрация в Казанском соборе

Реставрация в Казанском соборе

В Казанском кафедральном соборе восстановлены четыре иконы в исторических окладах в южном нефе собора, по обеим сторонам Голгофы. Прежние иконы, как и многое из внутреннего убранства собора, в годы гонений на Церковь были утеряны. По благословению настоятеля Казанского собора протоиерея Павла Красноцветова были написаны три новые иконы - Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и священномученика Философа Орнатского. Четвертая икона - образ святого праведного Иоанна Кронштадтского - находится в процессе написания и вскоре вместе с остальными будет размещена на местах утерянных икон. Первые две иконы - Пресвятой Богородицы и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова - были освящены настоятелем 16 апреля.

Над написанием икон трудился художник Казанского кафедрального собора Иван Москвин, преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина. Весомую помощь по нахождению и восстановлению подлинных чертежей Константина Тона, касающихся оформления иконостасов, оказал начальник научно-исследовательской части Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения имени императора Александра I доктор технических наук, профессор Анатолий Лялинов. 

Внутреннее убранство собора было разорено в 1922 году, и все иконы, которые находились в храме, были переданы в разные музеи, в частности, в Русский музей, где сейчас хранятся все подлинные иконы из главного и двух боковых иконостасов. Эти иконы написаны знаменитыми русскими живописцами, особую ценность представляют работы кисти Владимира Боровиковского. 

"По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия было решено написать на пилонах, которые расположены по всему периметру собора, иконы двунадесятых праздники большого размера в золоченных рамах. Раньше там располагались подаренные прихожанами небольшие аналойные иконы, - рассказал протоиерей Павел Красноцветов. - На сегодня единственным не до конца оформленным участком собора осталась ниша у Голгофы. Историческое распятие было написано в академическом стиле, сейчас здесь стоит Голгофа, написанная в древнерусском стиле, но без предстоящих. Согласно исторической справке, раньше с правой стороны стояла предстоящая Божия Матерь, а слева - святой апостол Иоанн Богослов. Мы восстановили эти иконы, написав их в том же академическом стиле, в каком был написан весь иконостас". 

Отец Павел напомнил, что на следующих двух пилонах, завершающих нишу, также были расположены иконы. Найти точное описание этих икон не удалось, и было принято решение написать образы петербургских - священномученика Философа Орнатского и праведного Иоанна Кронштадтского.

По словам настоятеля, важным этапом восстановления Казанского собора явились работы по воссозданию иконостаса в приделе святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, расположенном слева от центрального иконостаса, в 2011 году - к 200-летию собора. Исследования, расчет и изготовление центрального иконостаса также заняли немало времени и усилий. Исторически иконостас был покрыт художественным листовым серебром массой 50 пудов (800 килограмм), который пожертвовали собору казаки атамана графа Матвея Платова, отбившие серебро, похищенное из православных храмов России наполеоновскими мародерами в 1812 году. Сегодня иконостас Казанского собора воссоздан в прежнем виде, правда, не с оригинальными иконами, а с их новыми списками, выполненными мастерами Санкт-Петербургской академии художеств - профессором Александром Крыловым и его учениками. В новом иконостасе вместо листового серебра установлены планшеты с прикрепленной лепниной, покрытые сусальным серебром и золотом. Нетронутым в советское время остался только иконостас в приделе Рождества Богородицы, который музейщики оставили в качестве экспозиции. 

"Перед нами стоит еще задача восстановить распятие. Но это мы будем делать позже, так как одновременно все это делать невозможно. Таким образом, можно сказать, что внутреннее убранство собора полностью восстановлено силами клира и прихожан без помощи государства. Поскольку собор передали Русской Православной Церкви в пользование, а не в собственность, он остается государственным зданием, и стены собора вместе с кровлей реставрировались за счет государства. Как памятник архитектуры Казанский собор входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО", - заключил отец Павел.

Казанский собор возводился по проекту Андрея Воронихина с 1801 по 1811 годы для чудотворной Казанской иконы Божией Матери по повелению императора Павла I. Это памятник русской воинской славы: здесь похоронен фельдмаршал Михаил Кутузов, находятся французские боевые знамена и ключи от французских крепостей, взятых русской армией в Отечественную войну 1812 года. В советское время собор был закрыт, в 1932 году в нем разместился Музей истории религии и атеизма. В декабре 1990 года в хранилище музея были обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского, считавшиеся навсегда утраченными. С 1991 года - действующий храм, несколько лет сосуществовал с экспозицией музея. С 2000 года - кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии.