Заявление пресс-центра Александро-Невской лавры по Благовещенской церкви

Заявление пресс-центра Александро-Невской лавры по Благовещенской церкви
В связи с многочисленными запросами и недостоверной информацией, распространяемой руководством Государственного музея городской скульптуры и группой депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в СМИ по вопросу передачи Санкт-Петербургской епархии здания церкви Благовещения Пресвятой Богородицы считаем необходимым разъяснить свою позицию и довести до сведения общественности следующее.

Более 10 лет Александро-Невская лавра ведет диалог с органами власти о необходимости возвращения монастырю одного из главных храмов обители - Благовещенского. Старейшая двухэтажная церковь монастыря имеет особое значение.

Благовещение Пресвятой Богородицы, в честь которого освящена нижняя церковь, является датой основания Александро-Невской лавры. Верхний храм святого Александра Невского - единственный в монастыре, освященный во имя небесного покровителя Санкт-Петербурга и Александро-Невской лавры - хранительницы мощей святого. На сегодняшний день монастырь, носящий имя святого, не имеет престола в его честь. Именно сюда собственноручно император Петр I перенес мощи великого князя в 1724 году. После постройки Свято-Троицкого собора и перенесения туда святых мощей назначение и посвящение храма святого Александра Невского не изменялось вплоть до закрытия монастыря и храма в советское время.

Не соответствует истине утверждение музея городской скульптуры, что каменное здание Благовещенской церкви якобы строилось и использовалось как усыпальница.

Благовещенская церковь изначально строилась как православный храм, а не пантеон ("храм всех богов"). В полу нижней церкви хоронили известных людей и членов рода Романовых, что полностью отвечало церковной традиции, когда верующие, ступая на могильную плиту, поминали того, кто под ней лежит. Благовещенская церковь была возведена прежде всего для совершения богослужений.  Документально подтверждается, что в храмах лавры богослужения совершались регулярно. Даже после закрытия монастыря в 1933 году при Благовещенской церкви еще несколько лет существовал приход. Богослужения прекратились только после закрытия храма во второй половине 1930-х годов.

Из архивных источников следует, что в верхнем храме (святого  Александра Невского) Божественные литургии совершались ежедневно. Что касается расположенной в церкви усыпальницы, то сохранились документальные свидетельства того, что изначально в подвале нижнего храма вообще предполагалось обустройство трапезной. И только позднее, за неимением других почетных мест, в Санкт-Петербурге для захоронения выдающихся людей в подвале церкви была устроена усыпальница. Многие хотели быть захороненными именно в храме, где ежедневно возносится молитва Богу. А в нынешних условиях на несколько десятилетий они оказались в музейном учреждении. Полагаем, что великий русский полководец Александр Суворов, известный как глубоко верующий христианин, не хотел бы покоиться в музее.

В случае принятия решения о передаче в пользование монастыря Благовещенской церкви захоронения и исторически относящиеся к нижней церкви-усыпальнице надгробные памятники, входящие сейчас в состав Музейного фонда РФ, будут переданы по договору в пользование религиозной организации, что соответствует законодательству и не является исключительным случаем. Подобная практика существует по другим церковным памятникам, в которых расположены предметы, впоследствии включенные в Музейный фонд РФ. Например, при возвращении здания Казанского кафедрального собора епархии были переданы в пользование музейные предметы, исторически относящиеся к интерьеру собора, в частности, находящиеся над усыпальницей Михаила Кутузова мемориальные доски, трофейные знамена и ключи от взятых крепостей и городов.

В действующей церкви надгробные памятники не перестанут быть доступны. Более того, в режиме действующего храма за право приобщиться к культурным ценностям не будет взиматься плата. (В отличие от того, как сегодня Музеем городской скульптуры взимается входная плата для посещения только Благовещенской церкви в 100 рублей, а некрополей Александро-Невской лавры - в 300 рублей). Примером тому является Свято-Троицкий собор лавры, который ежедневно свободно посещают многочисленные паломники и туристы независимо от вероисповедания. Стоит напомнить, что в Казанском соборе похоронен другой великий русский полководец - Михаил Кутузов, могилу которого могут свободно и бесплатно посетить все желающие.

Положительный опыт возвращения храмов в составе монастырских комплексов, закрепленных в советские годы за музейными учреждениями, имеется во многих регионах России. Примером тому являются Новодевичий монастырь в Москве, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Странно и даже дико звучат тиражируемые в СМИ предположения, что необходимо, к примеру, демонтировать и куда-то перевозить надгробные плиты и памятники, захороненных в Благовещенской церкви знаменитых людей России. Их присутствие в храме не мешало совершению богослужений до революции, не станет препятствием и впредь. Александро-Невская лавра готова полностью взять на себя уход за захоронениями, а также обеспечение сохранности памятников Благовещенского храма и будет осуществлять его строго по музейным правилам. У монастыря есть для этого и специалисты, и технические возможности. Монастырь в течение двух последних лет за свой счет обеспечивает отопление здания Благовещенской церкви, находящейся в управлении музея.

Исторически на территории лавры Благовещенская церковь была не единственной церковью, являвшейся одновременно усыпальницей. Двухэтажная Федоровская церковь-усыпальница, симметричная Благовещенской, построенная в более поздний период, возвышается в юго-восточном углу монастырского ансамбля. Погребения в ней производились с 1806 года до начала XX века. Здесь хоронили, в основном, представителей грузинских княжеских родов, а также духовенства. Из Федоровской церкви происходит эпитафия царевича Теймураза Багратиони, выдающегося грузинского литератора, а также надгробный знак митрополита Евгения Булгара, известного греческого эрудита и духовного писателя, одного из создателей новогреческого литературного языка. В 1930-е годы интерьеры храма были уничтожены, в здании разместили рабочее общежитие и считалось, что надгробия безвозвратно утрачены. После передачи церкви в пользование монастырю началась сложная научно-реставрационная работа, были обнаружены надгробные плиты, сокрытые в советские годы под забетонированным полом. Монастырю удалось установить имена погребенных в усыпальнице, которых насчитывается 130 человек, восстановить надгробные плиты. Восстановление Федоровской церкви в историческом виде близится к завершению. Вскоре начнется регулярное совершение богослужений, однако судьба этого храма (не многим по своему назначению отличающегося от Благовещенской церкви) у группы людей, позиционирующих себя как ревнителей сохранения культурного наследия и выступающих против передачи Благовещенской церкви, почему-то не вызывает никакого интереса или опасений за его сохранность.

В аргументах противников передачи Благовещенской церкви отдельное место занимает беспокойство в связи с расположенными на первом этаже памятниками фельдмаршалу князю Александру Голицыну, изображающего нагого гения славы, и полуобнаженного юноши в надгробии графа Никиты Панина. Как указывается в протестных заявлениях, эти памятники якобы имеют особо "смутительный" характер для верующих, и в связи с этим могут быть недоступны посетителям в условиях действующего храма. Это мнение приводится в качестве чуть ли не главного аргумента невозможности передачи Благовещенской церкви монастырю. Музейные объекты останутся на своих местах без изменения их внешнего вида, и все желающие смогут их осмотреть. В договорах о передаче религиозной организации в пользование надгробных памятников предусматривается невозможность перемещения и изменения внешнего вида переданных объектов.

В связи с многочисленными последними заявлениями директора музея городской скульптуры Владимира Тимофеева, тиражируемыми СМИ, о том, что музей "выбрасывают" на улицу, бесценные надгробные памятники усыпальницы "пострадают" или "станут недоступными" для посетителей, а епархия и лавра не готовы идти на переговоры, считаем необходимым подчеркнуть следующее. Все последние годы музей не готов был рассматривать хоть какие-то компромиссные варианты использования храма в связи с нежеланием признавать церковь-усыпальницу, имеющую историко-культурную ценность, одновременно духовной ценностью и культовым сооружением. Напротив, табличка с надписью "пантеон" на здании Благовещенской церкви и ограда, отделяющая ее от остальных зданий лаврского каре, появились уже после возрождения в лавре монастырской жизни. При этом долгие годы после официальной передачи монастыря Санкт-Петербургской епархии братия обители ждала переезда из занимаемых зданий станции переливания крови, предприятия "Прометей" и других учреждений, проявляя при этом большое терпение и понимание.

За последние годы монастырь провел огромный объем восстановительных работ в лаврских зданиях, относящихся к памятникам федерального значения, переданных ему в пользование в разоренном, порой аварийном состоянии. Проделана огромная работа по возрождению старейшей обители Санкт-Петербурга, которая после торжественного празднования своего 300-летия оценивается как один из главных духовных центров страны. Труды по восстановлению лавры подтверждают состоятельность монастыря в деле восстановления и сохранения культурного и исторического наследия.

Александро-Невская лавра неразрывно связана с историей России и ее культурой, искусственное противопоставление культуры и Церкви свидетельствует о желании пренебречь нашей общей историей.

Главный монастырь Санкт-Петербургской епархии - Александро-Невская лавра выражает надежду, что Благовещенской церкви будет возвращено первоначальное историческое и богослужебное назначение, и она, как и прежде, станет местом молитвы, в том числе по всем погребенным в этой церкви.