НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД В ШКОЛЕ ТРЕЗВЕНИЯ

15 сентября 2005 года начался новый учебный год в Школе трезвения, которая располагается в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Как отмечают выпускники...

15 сентября 2005 года начался новый учебный год в Школе трезвения, которая располагается в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Как отмечают выпускники, Школа представляет собой училище трезвости, христианской любви, дружбы и взаимной поддержки.

О Школе трезвения рассказывает ее руководитель, ответственный секретарь Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии Владимир Анатольевич Цыганков.

Занятия в школе трезвения

Школа трезвения - это народный университет здоровья. Здоровья, прежде всего, духовно-нравственного. Основной курс Школы направлен на помощь людям в преодолении алкогольной и табачной зависимости.

Школа трезвения - новое явление в стенах Лавры, однако большинство наших преподавателей имеют многолетний опыт трезвенной работы в приходах Санкт-Петербургской епархии. Среди них - протоиерей Валерий Швецов, священники Алексий Мороз и Александр Калинин, медицинский психолог высшей квалификации Галина Витальевна Любегина, руководитель Школы трезвения во Всеволожске Антоний Антониевич Кондратович.

Курс по преодолению алкогольной и табачной зависимостей состоит из восьми занятий. Проводятся они с 18 до 20 часов два раза в неделю, то есть курс длится около месяца. Численность группы обычно составляет 20-25 человек.

От наших слушателей мы ожидаем, что они пожелают проявить твердую решимость отказаться от отравления души и тела алкоголем и (или) табачным дымом. Именно потому, первый вопрос, который мы задаем слушателям Школы трезвения, звучит так: "А готовы ли вы к изменениям в своей жизни?"

Ведь как это ни покажется странным, но для многих, к примеру, алкогольная зависимость куда удобнее трезвости. Почему?

Во-первых, зависимому человеку чаще сочувствуют, чем трезвому, поскольку "болящего пожалеть нужно". На этом основании можно устраниться от ответственности за свою загубленную жизнь - это во-вторых. Не надо работать над собой, менять себя - в-третьих. Можно считать себя заложником тяжелых жизненных обстоятельств и безудержно осуждать начальство, родных и близких - в-четвертых. В-пятых, можно продекларировать желание избавиться от алкоголизма и переложить проблему избавления на плечи священника, врача, психолога - пусть они стараются, а если у них ничего не выйдет, сами будут и виноваты. Есть и в-шестых, и в-седьмых, и в-восьмых, но пока остановимся.

Некоторые считают, что раз "бросить пить/курить никогда не поздно", то они сделают это когда-нибудь потом, что начнут новую жизнь с понедельника, с нового месяца, с нового года. Не надо строить иллюзий! Можно годами выжидать удобного момента, чтобы "завязать", стать лучше. Можно прожить всю жизнь в несбыточных надеждах на чудодейственные средства от пристрастия к курению или алкоголю. Можно прочитать на тему преодоления алкогольно-табачной зависимости гору умных книжек. Результат окажется нулевой, если отсутствует начальное условие - намерение жить трезво. Именно с принятия твердого решения жить трезво трезвая жизнь и начинается.

Неужели все так просто - стоит только пожелать обрести трезвость, и страсть уходит? Разве не оказывается зачастую иначе: люди стремятся к добру, а в результате получается. Ничего не получается? Конечно, избавиться от зависимости вовсе не просто. Потому-то преподаватели Школы трезвения видят свою задачу в том, чтобы человек не только нашел тропинку к трезвости, но не угодил в многочисленные ловушки, расставленные на ней.

Одной из первых ловушек на пути человека к спасению нередко оказывается убеждение в том, что "я справлюсь сам". Не стоит надеяться отстать от какого-либо дурного пристрастия, опираясь лишь на собственные силы, поскольку легко убедиться, что "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин., 8, 34). Вот тут-то по мере осознания невозможности спастись собственными силами, по мере понимания, что зависимость - смертельная болезнь души, по мере переживания за свое гибельное состояние человек может обрести веру в Спасителя, почувствовать нужду в Нем. Такая вера действительно спасает.

Попробуем заглянуть в глубинную сущность проблемы: почему все больше и больше людей становятся зависимыми от алкоголя, сигарет, наркотиков? Из православного опыта утверждения трезвости мы знаем, что алкоголизм и иные формы наркотической зависимости в основном формируются в том случае, если у человека отсутствуют высокие цели, определяющие смысл существования на земле. Изо дня в день смотреть в рюмку или в телевизор да отбывать трудовую повинность на нелюбимой работе - разве в этом заключается смысл жизни?

Кому-то может показаться, что он пьет от безысходности жизни, из-за потери или предательства друзей, измен или смерти близких, сложных отношений с начальством или конфликтов в семье и т. д. и т. п. Подобные мнения - очередная ловушка. Если обращать внимание только на вторичные факторы, влияющие на развитие зависимости, а первопричину игнорировать, то нормальная, трезвая жизнь станет недоступна. Зависимость возникает не из-за того, что жизнь наносит душевные раны, а потому, что в трудных обстоятельствах человеку не на что опереться, кроме бутылки или шприца.

В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" говорится: "Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов". И верно: чем бы человека ни развлекала цивилизация, безверие непременно приведет к духовному фиаско, к целому "букету" психических и физических расстройств личности, что особенно сильно проявляется с середины бессмысленно прожитой жизни.

Чтобы слушатели Школы трезвения навсегда смогли отказаться от одурманивающих средств, мы предлагаем им определить главную цель своей жизни. Как же ее выбрать? Избрать для себя настоящую жизненную цель можно через стремление к пониманию смысла собственного существования. Кто я такой? Зачем живу? Приносят ли мои слова и мои поступки людям добро? Да, это трудные вопросы, но дать на них ответ необходимо.

Кроме главной цели в жизни у человека существуют промежуточные цели, которые можно определить, ответив на такие вопросы: какой жизненный путь следует избрать? Какие ценности считать важными? Что я готов сделать ради их достижения?

Большинство слушателей Школы трезвения после завершения курса занятий ведут трезвую жизнь. Залог их успеха состоит в том, что они избрали высокие духовно-нравственные цели. А эти цели, в свою очередь, вытащили их из привычной обыденности, поскольку наши трезвомыслящие подопечные прилагали усилия и упорство к изменению себя.

Секреты успеха наших слушателей состоят в том, что они:

1. Осознанно выбрали трезвость, очистив свой рассудок от ложных "питейных" и "табачных" представлений, усвоив достоверные трезвенные убеждения.

2. Познав невозможность собственными силами избавиться от глубоко укоренившихся в душе страстей, обрели упование на Бога и веру в Него.

3. Покаялись за содеянное, совершили глубоко прочувствованную исповедь в храме. Искреннее покаяние и твердое намерение не возвращаться более к дурному пристрастию обязательно привлекают благодатную помощь Божию.

4. Приняли решение жить в согласии с Божией волей и своей совестью, которая с каждым днем сильнее и сильнее понуждает очищать душу от зла.

5. Обрели высокую цель жизни - спасение души.

6. С Божией помощью упорно преодолевают жизненные препятствия, учатся видеть окружающий мир, в котором есть место добру.

7. В случае срыва пытаются разобраться в том, что сделали неверно, зная: падение - еще не гибель, а нераскаянный грех - это смерть.

8. В неудачах винят себя, а не обстоятельства или людей, воспринимают окружающий мир как духовное училище, в котором одна ситуация учит добродетели, другая подсказывает, как делать не стоит, а третья оказывается экзаменом выученному уроку.

9. Стремятся помогать высокому делу утверждения трезвости, откликаясь на призыв трезвых людей: "Выбрался сам - помоги другому".

10. Отношения в семье строят по пословице "где любовь да совет - там и горя нет" (это сделать легче, если курс Школы трезвения посещают члены семьи).

В последние годы в нашем обществе происходит удивительное явление. Трезвость становится престижной. Да-да, именно так! Все больше и больше людей видит в обретении трезвой жизни залог счастья и житейского благополучия. Только вот птицу трезвого счастья самостоятельно поймать трудновато. Гораздо легче решать подобные задачи в группе, где можно найти поддержку и понимание, необходимые знания и примеры многолетней трезвой жизни.

В Санкт-Петербургской епархии есть несколько Школ трезвения. Три из них тесно сотрудничают с нами. Они действуют при обществах трезвости в городах Луге и Всеволожске, а также в поселке Володарский Красносельского района Санкт-Петербурга. Результат нашей работы - трезвость выпускников. Их круг постоянно расширяется. Общение с ними душевно окрыляет наших слушателей, которые делают в Школе трезвения первые шаги на пути к трезвости. Если вы намерены преодолеть алкогольную или табачную зависимость, можете прийти к нам. Пусть трезвых людей станет больше.

Школа трезвения

Школа трезвения располагается по адресу: Санкт-Петербург, Наб. реки Монастырки д. 1. Митрополичий корпус Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 1 этаж, пом. 70. Тел. для справок: 274-33-04.

Информация Отдела
по противодействию наркомании и алкоголизму
Санкт-Петербургской епархии