ПАЛОМНИЧЕСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ТРЕЗВЕННИКОВ В СТАРУЮ ЛАДОГУ

24 апреля 2006 года православные трезвенники Санкт-Петербурга отправились во второе в этом году паломничество - в Старую Ладогу, древнюю столицу Руси.

Школа трезвения при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии продолжает возрождать дореволюционную традицию паломничеств православных трезвенников по святым местам. 24 апреля 2006 года православные трезвенники Санкт-Петербурга отправились во второе в этом году паломничество - в Старую Ладогу, древнюю столицу Руси.

Старая Ладога находится в 125 километрах на восток от Санкт-Петербурга в низовьях реки Волхов. К сожалению, об этом уголке России знают немногие. Но ведь это то самое место, которое есть все основания считать родиной исторической Руси. Датой основания славянами города Ладоги считается 753 год (по результатам археологических раскопок анализ спила одного из бревен постройки выявил эту дату). Тогда новые поселенцы срубили на этом месте первую избу. На территории Старой Ладоги и в ее окрестностях открыты памятники и более раннего времени, но пока точно установлена лишь дата, упомянутая выше.

С возникновением Ладога становится древнейшим средневековым городом не только на Руси, но и всей Восточной и Северной Европы. Как отмечает профессор А.Н. Кирпичников, именно в то время волна славянского расселения достигла низовьев Волхова. В создании славянского центра на ранее малонаселенных землях воплотилась вековечная "балтийская идея" восточных славян, а затем и русских - получить выход к Балтийскому морю, к свободным и непосредственным связям со странами Скандинавии и Западной Европы.

Геополитическое и стратегическое значение исторической Ладоги определило ее ведущую роль в укреплении северных рубежей Руси. Этому получено конкретное археологическое подтверждение. На месте нынешней каменной крепости XVI века были обнаружены две ее каменные предшественницы. Одну, возможно, построил князь Олег, который, по словам летописи, в 882 году, укрепляя границы государства, "нача городы строити" (здесь город обозначает крепость). В 1113-1114 гг. на ее месте последним самодержцем Киевской державы князем Мстиславом Великим была воздвигнута новая каменная твердыня (современный паломник теперь может видеть нижнюю часть стены 1113-1114 гг.).

В XV в. Ладога, как и Новгород, делилась на "концы". Их в описных книгах указано пять: Климентовский, Никольский, Спасский, Богородицкий и Семеновский. Названия, вполне вероятно, связаны с церквями и монастырями, находящимися в этих концах или по соседству с ними. В разное время в Ладоге - "в городе" и на посаде - насчитывалось пять монастырей и восемь церквей.

Православные трезвенники посетили храмы и обители, сохранившиеся до нашего времени, - это Никольский и Успенский монастыри, а также церкви: Рождества Иоанна Предтечи, святителя Василия Кессарийского и Алексия человека Божия.

Никольский Старо-Ладожский монастырь
Никольский Старо-Ладожский монастырь

Владимир Анатольевич Цыганков,
руководитель Школы трезвения
в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре