Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии сообщает, что с 20 по 21 апреля 2006 года в Мариинском дворце пройдет конференция, посвященная проблемам государственной антинаркотической политики. Конференцию организует крупнейшая международная организация Европейские Города против Наркотиков (ECAD). Представляем задачи, которые планируется обсудить на этом форуме, а также авторов программ по антинаркотической политики.
№ |
ПРОБЛЕМА |
КАК РЕШАЕТСЯ |
АВТОРЫ |
|
1. В блоке анализа работы ECAD в России (знания, обмен опытом) | ||
1 |
"Мы должны аккумулировать накопленные знания и опыт, чтобы последовательно преодолевать тяжелую наркотическую болезнь, поразившую значительную часть человечества" (2005) |
Кто конкретно в стране или субъекте это делает и отвечает за это (в Положении есть)?
|
Черкесов
|
2 |
"Где тот порог, за которым меры добровольного характера могут смениться мерами принудительными? К сожалению, ответ на это вопрос пока не прозвучал" (2005) |
Основной принцип профилактики - "раннее выявление и раннее вмешательство" нигде не реализуется из-за ошибочного поиска "порога".
|
Найговзина Нелли Борисовна, зам. нач. Экспертного управления адм-ции Президента РФ |
3 |
"…сегодня приводились эти цифры: в закрытых исправительных учреждениях, где сидят преступники, четверть первый раз пробует наркотики, то возникает вопрос - а как они туда попадают? А почему именно те органы, которые охраняют и содержат преступников, дают возможность этим наркотикам туда проникнуть?
|
Кто "откроет" ФСИН для международного опыта в этой сфере?
|
Нарусова Людмиле Борисовна
|
4 |
Существуют устойчивые точки Министерства здравоохранения на неизлечимость наркомании (то есть только медики не могут справиться с проблемой). Проблема требует комплексного межведомственного подхода, в котором все разделены по предметам ведения. |
Кто решиться реформировать наркологию в социальную службу "раннего выявления и патронажа"? |
Малышева
|
|
|
|
|
|
2. В блоке анализа президентской составляющей антинаркотической политики (координация) | ||
1 |
"В целях координации законотворческой деятельности в области совершенствования антинаркотического законодательства создать при Председателе Государственной Думы Совет по законодательному обеспечению противодействия незаконному обороту наркотиков и распространения наркомании в РФ из представителей заинтересованных комитетов и комиссий Государственной Думы" (2001) |
Что помешало?
|
Рекомендации ГД ФС РФ Материалы парламентских слушаний. ГД РФ 26.10.2001
|
2 |
"Меры управленческого характера…Это перевод антинаркотической политики государства из-под правительственной опеки в ведение Администрации Президента Российской Федерации. Правительственная Комиссия по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконным оборотом, созданная в 1994г., осуществила немало полезных мероприятий… Но координирующая составная антинаркотической политики в России оставляет желать лучшего. И лишь власть Президента Российской Федерации в состоянии здесь свести все концы с концами. (2001) |
|
Ковалев Николай Дмитриевич, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности, председатель комиссии по борьбе с коррупцией |
3 |
"…ситуация на этом направлении оставляет желать лучшего. Причины кроются как в неотработанности реальных механизмов осуществления эффективной профилактики и реабилитации, так и в отсутствии должной координации, слабом межведомственном взаимодействии всех участников процесса.
|
Что это за программа?
|
Малышева
|
4 |
"Раньше работала правительственная комиссия, которая координировала работу в этом направлении всех заинтересованных министерств и ведомств…Было бы неплохо, если бы такая комиссия была восстановлена при Президенте России или при Совете Безопасности и не подчинялась бы одному ведомству. Важно, чтобы Госнаркоконтроль тоже подчинялся этой комиссии" (2005) |
Полномочия директора ФСКН РФ (в ранге министра) не соответствует задачи, поставленной перед ФСКН в сфере координации Указом Президента РФ.
|
Иванец
|
5 |
"…вся эта работа может оказаться малоэффективной, если мы не сумеем создать механизм взаимодействия государственных органов власти, местного самоуправления и общественных организаций по профилактики наркомании" (2005) |
Нет эффективного механизма координации.
|
Катренко Владимир Семенович, зам. председателя. ГД РФ, д.э.н. |
6 |
"…нерешенные нами проблемы… отсутствие координации усилий государства и гражданского общества в преодолении наркоагрессии (необходима четкая программа действий, планирование)" (2004) |
Каков путь ее решения?
|
Волков
|
7 |
"…в нашем ведомстве создано… управление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, которое должно заниматься вопросами координации…В настоящее время нарабатывается опыт…Да, следует признать: пока еще результаты не очень радуют" (2005) |
Почему?
|
Костенников Дмитрий Вячеславович руководитель Департамента ФСКН РФ |
8 |
"…до тех пор, пока не будет создан орган, отвечающий за координацию всех ведомств на федеральном уровне, в виде соответствующей правительственной комиссии. Такая комиссия работала до марта 2004 года, по-видимому, надо возродить ее работу" (2005) |
Зачем возрождать структуру, при которой наркотики стали угрозой для национальной безопасности?
|
Иванова Валентина Николаевна, зам пред. Комитета ГД РФ,
|
9. |
"Сегодня многочисленные субъекты профилактики как в государственных органах, учреждениях, так и в общественных объединениях, разобщены… Наш задача состоит в том, чтобы собрать все эти силы воедино" (2004) |
По силам ли это ФСКН?
|
Целинский
|
10 |
"Давайте мы, законодательно поможем в плане координации деятельности, чтобы все задействованные в решении этой проблемы структуры, допустим, сельское хозяйство, Министерство обороны и так далее, были законодательно определены их задачи и, соответственно, функции, а контроль за всем этим делом возложить на эту федеральную службы.
|
Что законодательного сделано за 2 года для создания правового поля механизма координации:
|
Колесников Владимир
|
11 |
"… на практике решение задач по координации профилактической деятельности зачастую затруднено тем, что в нормативно правовые акты, определяющие полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, не включены вопросы противодействия наркомании" (2005) |
Что удалось изменить за год?
|
Седых
|
|
|
|
|
|
3. В блоке анализа законодательной составляющей антинаркотической политики (нормативно-правовые акты) | ||
1 |
"Ввести в практику замены наказания лечением наркоманов, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности" (2001) |
Что помешало?
|
Рекомендации ГД ФС РФ Материалы парламентских слушаний. ГД РФ 26.10.2001
|
2 |
"Наше антинаркотическое законодательство еще не имеет целостной идеологии борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими" () |
|
Нургалиев
|
3 |
"Министерство здравоохранения и социального развития совместно с нашей службой в настоящее время готовят для рассмотрения в Правительстве комплексный нормативно-правовой акт по внесению необходимых изменений в закон о наркотических средствах…и в другие законодательные акты…
|
Почему бы ФСКН раньше совместно с антинаркотической общественностью и населением страны не разработать новую Концепция антинаркотической политики РФ, а уже потом на ее основе не осуществлять эту работу?
|
Костенников
|
4 |
"…Человек, потребляющий наркотики, тоже представляет опасность для общества, и мы имеем право его права ущемлять, это нужно закрепить законодательно. … Здесь говорилось, что нам нужно чуть-чуть подкорректировать законы. Качественно нужно менять законы, иначе мы проиграем войну с наркобизнесом" (2005) |
Что мешает сначала сделать это в новой Концепции?
|
Решетников
|
5 |
"Отсутствует законодательство, регламентирующее профилактическую деятельность, права, обязанности, пределы компетенции ФСКН РФ. "2004" |
Как быть с этой проблемой? |
Волков
|
6 |
"…наркоманы - это больные люди и им надо помогать…в ряде случаев наркоманы могут представлять опасность для общества. Есть немало профессий, в которых существуют жесткие ограничения по здоровью…Как сделать, чтобы, не ущемляя и не отвергая людей, создать гарантии безопасности для всех"?(2005) |
Почему у министра только вопрос?
|
Фурсенко
|
7 |
"Действующее законодательство в настоящее время недостаточно полно регламентирует нормативно-правовые аспекты профилактики наркомании, выявления лиц, потребляющих наркотические средства, поэтому депутатам ГД РФ необходимо внести изменения в ФЗ №3 в части регламентирования вопросов организации работы в учреждениях образования по профилактике наркомании…" |
Кто подготовил
|
Васильев
|
8 |
"…явно недостаточно реализован потенциал СМИ в антинаркотической пропаганде…причина…в отсутствии практики размещения прямой социальной рекламы. Здесь….необходима коррекция законодательства, прежде всего ФЗ "О рекламе", который хотя и предусматривает возможность размещения социальной рекламы, но не определяет механизмы для этого" (2005). Речь о статье 18. |
Кем изучен вопрос?
|
Целинский
|
9 |
"…необходимо на федеральном уровне четко регламентировать вопросы выявления, учета и взаимного информирования о н/летних и молодежи потребляющих наркотические средства…В частности, следует принять межведомственный документ, определяющий порядок действий соответствующих органов и учреждений в данной области"(2005) |
Это новый нормативно-правовой акт?
|
Апатенко
|
10 |
"Когда мы говорим об изменении законодательства …мы должны представлять себе, что не позволить учиться детям, употребляющим наркотики, - это все равно, что выбросить их на улицу. Уже есть миллион беспризорников, мы просто увеличим их число" (2004)
|
Кто нашел выход из этого противоречия?
|
Васильев Владимир Абдулатипович, пред. Комитета ГД.РФ, к.ю.н.
|
|
|
|
|
|
4. В блоке анализа исполнительной составляющей антинаркотической политики
| ||
1 |
"Я видел, как из города уходят наркоторговцы. Вот когда в городе не дают торговать наркотиками, оптом в город никто не повезет. Это бесполезно, никто не повезет в город, если в городе не дают торговать наркотиками" (2004) |
Это возможно в других городах или нет?
|
Ройзман
|
2. |
"Исключительно силовыми средствами проблему наркопотребления не решить. Необходимо искать новые формы и пути для оказания систематического и массированного влияния на среду потенциальных потребителей наркотиков, особенно на подростков и молодежи, на их социальное поведение, вкусы, запросы и потребности" (2005) |
Какая организация за это отвечает?
|
Федоров Александр Вячеславович, зам. директора
|
3 |
"Необходимо отметить слабую координацию федеральных и региональных органов власти. Возможно, за основу модели такой координации стоит взять модель Московской области, где издан указ губернатора об образовании в Администрации отдела по профилактике наркомании" (2005) |
|
Целинский
|
4
|
Создание в 2003 году ФСКН РФ привело к ликвидации антинаркотических координационных структур (уже накопивших опыт работы) в таких субъектах как Краснодарский край, Тюменская область и др. Хорошо, что сохранились отделы по координации антинаркотической деятельности в таких крупных МО, как Екатеринбург, Пермь. Но угроза их ликвидации более чем реальна, так как законодательно они не предусмотрены. |
Нужно субъекту РФ в Правительстве иметь структуру для координации антинаркотической деятельности отраслевых и территориальных (входящих в субъект) органов исполнительной власти или нет?
|
Зазулин
|
|
|
|
|
|
5. В блоке анализа судебной составляющей антинаркотической политики | ||
1. |
"…о последовательном сокращении практики привлечения к уголовной ответственности в виде лишения свободы лиц, зависимых от наркотиков. Больше внимания….уделять добровольной и недобровольной формам …избавления осужденных наркоманов от патологии" (2001) |
|
Материалы парламентских слушаний. ГД.РФ 26.10.2001 |
|
|
|
|
|
6. В блоке анализа проекта новой Концепции антинаркотической политики РФ | ||
1 |
"…ввиду фактического исполнения и моральной устарелости Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в РФ (1993 год) рекомендовать разработать и утвердить по согласованию с ФС РФ и ГС РФ новую концепцию государственной политики в данной области на 2002 - 2006 годы" (2001) |
Почему ни у одного органа современного государства российского нет сил, воли, ответственности на то, чтобы в течении 5 лет разработать новую стратегию - Концепцию? |
Рекомендации Президенту РФ. Материалы парламентских слушаний ГД РФ 26.10.2001 |
2 |
"…борьбу с этим явлением следует начинать с разработки государственной антинаркотической политики. Необходима разработка концептуальных основ этой политики. Говоря о “Концепции..” 1993 года следует отметить, что она осталась нереализованной. За последние годы актуальность "Концепции…" утратилась в силу изменения наркотической ситуации" (2001) |
Есть потребность Способны ли ученые МВД разработать и предложить проект новой Концепции альтернативный? |
Беляев Л.В., Академия управления МВД России, д.ю.н. |
3 |
"Одной из причин низкой эффективности государственной антинаркотической деятельности является отсутствие в стране консенсуса, идеологии, разделяемой большинством населения" (2004) Тонков Е.Е.
|
Если нет консенсуса в идеологии, то путем обсуждения проекта новой Концепции можно найти разделяемую большинством населения антинаркотическую идеологию?
|
Тонков
|
4 |
"Прошедшее с момента принятия Концепции (1993 год) время показало, что государство не справилось с возложенными на него функциями в рассматриваемой сфере…"(2004) |
Почему?
|
Тонков
|
5 |
"Мы полагаем, что поиск новых, перспективных идей по преодолению наркотизации общества следует проводить с позиции теории конфликта" (2004) |
Действующая Концепция не основана на теории конфликта. Возможно она именно поэтому устарела? Кто в государстве даст заказ на разработку проекта новой Концепции с позиции теории конфликта? |
Тонков
|
6 |
"… действующая Концепция контроля наркотиков принималась в условиях распада СССР. За прошедшие годы много изменилось…" |
Каков должен быть механизм разработки новой Концепции (ее статус и научность), чтобы, она объединила все ценные знание в этой сфере и позволяла за 5 -10 лет снизить уровень наркоугрозы с национальной безопасности до сугубо медицинской? |
Костенников
|
7 |
В разработке и обсуждении проекта новой Концепции государственной антинаркотической политики должно принимать участие все граждански активное российское общество. |
Как включить все ветви российской государственной власти в разработку проекта новой Концепции?
|
Зазулин
|
Для участия в конференции необходимо связаться с координатором Марией Кудрявцевой. Тел. (812) 328-96-65. Факс. (812) 328-96-65.
Информация Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму
Санкт-Петербургской епархии