Анонс - КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПРОБЛЕМАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

С 20 по 21 апреля 2006 года в Мариинском дворце пройдет конференция, посвященная проблемам государственной антинаркотической политики.

Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии сообщает, что с 20 по 21 апреля 2006 года в Мариинском дворце пройдет конференция, посвященная проблемам государственной антинаркотической политики. Конференцию организует крупнейшая международная организация Европейские Города против Наркотиков (ECAD). Представляем задачи, которые планируется обсудить на этом форуме, а также авторов программ по антинаркотической политики.

ПРОБЛЕМА

КАК РЕШАЕТСЯ

АВТОРЫ


1. В блоке анализа работы ECAD в России (знания, обмен опытом)

1

"Мы должны аккумулировать накопленные знания и опыт, чтобы последовательно преодолевать тяжелую наркотическую болезнь, поразившую значительную часть человечества" (2005)

Кто конкретно в стране или субъекте это делает и отвечает за это (в Положении есть)?
Какая государственная
организация?

Черкесов
Виктор Васильевич,
директор
ФСКН РФ

2

"Где тот порог, за которым меры добровольного характера могут смениться мерами принудительными? К сожалению, ответ на это вопрос пока не прозвучал" (2005)

Основной принцип профилактики - "раннее выявление и раннее вмешательство" нигде не реализуется из-за ошибочного поиска "порога".
Его реализация требует принуждения со стороны государства (в объеме достаточном для контроля) с нулевого порога, т.е. везде: в семье, школе, вузе, на работе.
Как с этим быть?

Найговзина Нелли Борисовна, зам. нач. Экспертного управления адм-ции Президента РФ

3

"…сегодня приводились эти цифры: в закрытых исправительных учреждениях, где сидят преступники, четверть первый раз пробует наркотики, то возникает вопрос - а как они туда попадают? А почему именно те органы, которые охраняют и содержат преступников, дают возможность этим наркотикам туда проникнуть?
Известны ли нам случаи, когда бы начальник такой колонии был осужден пока без конфискации за то, что на территорию его колонии проникли наркотики? Таких случаев нет (2004)

Кто "откроет" ФСИН для международного опыта в этой сфере?
ФСКН и ФСИН есть ли координация?
Если есть, то в чем?

Нарусова Людмиле Борисовна
член Совета Федерации РФ

4

Существуют устойчивые точки Министерства здравоохранения на неизлечимость наркомании (то есть только медики не могут справиться с проблемой). Проблема требует комплексного межведомственного подхода, в котором все разделены по предметам ведения.

Кто решиться реформировать наркологию в социальную службу "раннего выявления и патронажа"?

Малышева
Наталья
Александровна,
советник председателя
Совета Федерации РФ






2. В блоке анализа президентской составляющей антинаркотической политики (координация)

1

целях координации законотворческой деятельности в области совершенствования антинаркотического законодательства создать при Председателе Государственной Думы Совет по законодательному обеспечению противодействия незаконному обороту наркотиков и распространения наркомании в РФ из представителей заинтересованных комитетов и комиссий Государственной Думы" (2001)

Что помешало?
Сколько было принято законов в сфере профилактики наркомании в субъектах РФ? Их эффективность?
Кто обобщает законодательный опыт регионов в этой области сегодня?

Рекомендации ГД ФС РФ Материалы парламентских слушаний. ГД РФ 26.10.2001
Гуров А.И.
Герасименко
Н.Ф
Горячева
С.П.

2

"Меры управленческого характера…Это перевод антинаркотической политики государства из-под правительственной опеки в ведение Администрации Президента Российской Федерации. Правительственная Комиссия по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконным оборотом, созданная в 1994г., осуществила немало полезных мероприятий… Но координирующая составная антинаркотической политики в России оставляет желать лучшего. И лишь власть Президента Российской Федерации в состоянии здесь свести все концы с концами. (2001)


Ковалев Николай Дмитриевич, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности, председатель комиссии по борьбе с коррупцией

3

"…ситуация на этом направлении оставляет желать лучшего. Причины кроются как в неотработанности реальных механизмов осуществления эффективной профилактики и реабилитации, так и в отсутствии должной координации, слабом межведомственном взаимодействии всех участников процесса.
Для преодоления этих проблем, со стороны Совета Федерации в рамках Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации осуществляется программа "Взаимодействие и координация усилий для снижения уровня наркоугрозы",2005

Что это за программа?
Как она поддержана ФСКН?
Организационное ее обеспечение?
Статус? Ресурсы?

Малышева
Наталья
Александровна,

4

"Раньше работала правительственная комиссия, которая координировала работу в этом направлении всех заинтересованных министерств и ведомств…Было бы неплохо, если бы такая комиссия была восстановлена при Президенте России или при Совете Безопасности и не подчинялась бы одному ведомству. Важно, чтобы Госнаркоконтроль тоже подчинялся этой комиссии" (2005)

Полномочия директора ФСКН РФ (в ранге министра) не соответствует задачи, поставленной перед ФСКН в сфере координации Указом Президента РФ.
Это лишает структуры МВП ФСКН возможности решать задачи стоящие перед ними.

Иванец
Николай
Николаевич,
дир. нац-ного центра наркологии Минздрава и соцразвития РФ, член-корреспондент академии медицинских наук

5

"…вся эта работа может оказаться малоэффективной, если мы не сумеем создать механизм взаимодействия государственных органов власти, местного самоуправления и общественных организаций по профилактики наркомании" (2005)

Нет эффективного механизма координации.
Каков сегодня этот механизм?

Катренко Владимир Семенович, зам. председателя. ГД РФ, д.э.н.

6

"…нерешенные нами проблемы… отсутствие координации усилий государства и гражданского общества в преодолении наркоагрессии (необходима четкая программа действий, планирование)" (2004)

Каков путь ее решения?
А разве не отсутствует координация трех ветвей власти?

Волков
Алексей
Николаевич,
депутат ГД РФ

7

"…в нашем ведомстве создано… управление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, которое должно заниматься вопросами координации…В настоящее время нарабатывается опыт…Да, следует признать: пока еще результаты не очень радуют" (2005)

Почему?
А возможна ли радость в принципе, при таком статусе?
Задачи МВП сквозные для ФСКН, на них должны работать все департаменты, а этого нет.
Как это сделать?

Костенников Дмитрий Вячеславович руководитель Департамента ФСКН РФ

8

"…до тех пор, пока не будет создан орган, отвечающий за координацию всех ведомств на федеральном уровне, в виде соответствующей правительственной комиссии. Такая комиссия работала до марта 2004 года, по-видимому, надо возродить ее работу" (2005)

Зачем возрождать структуру, при которой наркотики стали угрозой для национальной безопасности?
Ковалев Н.Д (пункт.2) не прав?

Иванова Валентина Николаевна, зам пред. Комитета ГД РФ,
д.э.н.

9.

"Сегодня многочисленные субъекты профилактики как в государственных органах, учреждениях, так и в общественных объединениях, разобщены… Наш задача состоит в том, чтобы собрать все эти силы воедино" (2004)

По силам ли это ФСКН?
Как практически?

Целинский
Борис Прокофьевич,
ФСКН РФ,
к.ю.н.

10

"Давайте мы, законодательно поможем в плане координации деятельности, чтобы все задействованные в решении этой проблемы структуры, допустим, сельское хозяйство, Министерство обороны и так далее, были законодательно определены их задачи и, соответственно, функции, а контроль за всем этим делом возложить на эту федеральную службы.
Потому что на сегодняшний день соответствующей координацией, которая предусматривала ответственность и так далее практически не существует" (2004)

Что законодательного сделано за 2 года для создания правового поля механизма координации:
-федеральный уровень
-региональный
-муниципальный?
Что еще надо сделать?

Колесников Владимир
Ильич, заместитель Генерального прокурора РФ

11

"… на практике решение задач по координации профилактической деятельности зачастую затруднено тем, что в нормативно правовые акты, определяющие полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, не включены вопросы противодействия наркомании" (2005)

Что удалось изменить за год?
Как это вообще возможно?

Седых
Николай
Петрович,
зам. нач-ка Управления по СЗФО 1-го департамента ФСКН РФ






3. В блоке анализа законодательной составляющей антинаркотической политики (нормативно-правовые акты)

1

"Ввести в практику замены наказания лечением наркоманов, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности" (2001)

Что помешало?
Как сейчас обстоит решение?

Рекомендации ГД ФС РФ Материалы парламентских слушаний. ГД РФ 26.10.2001
Гуров А.И.
Герасименко
Н.Ф
Горячева
С.П.

2

"Наше антинаркотическое законодательство еще не имеет целостной идеологии борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими" ()


Нургалиев
Рашид
Гумарович,

министр
МВД РФ

3

"Министерство здравоохранения и социального развития совместно с нашей службой в настоящее время готовят для рассмотрения в Правительстве комплексный нормативно-правовой акт по внесению необходимых изменений в закон о наркотических средствах…и в другие законодательные акты…
ФСКН разработан перспективный план мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы…, который в настоящее время проходит согласование в заинтересованных ведомствах и будет представлен в Правительство РФ на утверждение. … Это около десятка постановлений, которые пока составляют пробел в правовом регулировании этой сферы" (2005)

Почему бы ФСКН раньше совместно с антинаркотической общественностью и населением страны не разработать новую Концепция антинаркотической политики РФ, а уже потом на ее основе не осуществлять эту работу?
Что мешает?

Костенников
Дмитрий
Вячеславович,
руководитель департамента ФСКН РФ

4

"…Человек, потребляющий наркотики, тоже представляет опасность для общества, и мы имеем право его права ущемлять, это нужно закрепить законодательно. … Здесь говорилось, что нам нужно чуть-чуть подкорректировать законы. Качественно нужно менять законы, иначе мы проиграем войну с наркобизнесом" (2005)

Что мешает сначала сделать это в новой Концепции?
Там найти баланс ограничения прав индивида и наличие прав у государства в отношении индивида потребляющего наркотики.

Решетников
Михаил
Михайлович,
ректор Восточно-европейского института психоанализа, д.псих.н.

5

"Отсутствует законодательство, регламентирующее профилактическую деятельность, права, обязанности, пределы компетенции ФСКН РФ. "2004"

Как быть с этой проблемой?

Волков
Алексей
Николаевич,
депутат ГД РФ

6

"…наркоманы - это больные люди и им надо помогать…в ряде случаев наркоманы могут представлять опасность для общества. Есть немало профессий, в которых существуют жесткие ограничения по здоровью…Как сделать, чтобы, не ущемляя и не отвергая людей, создать гарантии безопасности для всех"?(2005)

Почему у министра только вопрос?
Почему у министра
Нет ответа?
Кто в праве дать ему Указание требовать от
директоров школ реализации школьной политики в отношении наркотиков?
Нужна новая Концепция?

Фурсенко
Андрей Александрович,
Министр образования,
д.ф-м.н.

7

"Действующее законодательство в настоящее время недостаточно полно регламентирует нормативно-правовые аспекты профилактики наркомании, выявления лиц, потребляющих наркотические средства, поэтому депутатам ГД РФ необходимо внести изменения в ФЗ №3 в части регламентирования вопросов организации работы в учреждениях образования по профилактике наркомании…"

Кто подготовил
изменения?
Как вузовской общественности,
студентам принять участие в обсуждении проекта закона?

Васильев
Владимир Николаевич,
Председатель
Совета ректоров вузов
СПб, д.т.н.

8

"…явно недостаточно реализован потенциал СМИ в антинаркотической пропаганде…причина…в отсутствии практики размещения прямой социальной рекламы. Здесь….необходима коррекция законодательства, прежде всего ФЗ "О рекламе", который хотя и предусматривает возможность размещения социальной рекламы, но не определяет механизмы для этого" (2005). Речь о статье 18.

Кем изучен вопрос?
Кто его решает?
Что сделано?

Целинский
Борис Прокофьевич,
ФСКН РФ,
к.ю.н.

9

"…необходимо на федеральном уровне четко регламентировать вопросы выявления, учета и взаимного информирования о н/летних и молодежи потребляющих наркотические средства…В частности, следует принять межведомственный документ, определяющий порядок действий соответствующих органов и учреждений в данной области"(2005)

Это новый нормативно-правовой акт?
Кто готовит?
Что уже сделано?

Апатенко
Сергей Николаевич, д-р департамента по госуд-ной мол. политике, воспитанию и соц. защите Минобрнауки РФ, к.э.н.

10

"Когда мы говорим об изменении законодательства …мы должны представлять себе, что не позволить учиться детям, употребляющим наркотики, - это все равно, что выбросить их на улицу. Уже есть миллион беспризорников, мы просто увеличим их число" (2004)
"Если в классе в сентябре появился наркоман, то к концу учебного года он приобщит к потреблению наркотиков 5-7 человек" (2004)

Кто нашел выход из этого противоречия?
Что говорит закон?
Каким путем идет практика?

Васильев Владимир Абдулатипович, пред. Комитета ГД.РФ, к.ю.н.



Ройзман
Евгений Вадимович
депутат ГД РФ






4. В блоке анализа исполнительной составляющей антинаркотической политики
(организация, структура)

1

"Я видел, как из города уходят наркоторговцы. Вот когда в городе не дают торговать наркотиками, оптом в город никто не повезет. Это бесполезно, никто не повезет в город, если в городе не дают торговать наркотиками" (2004)

Это возможно в других городах или нет?
Роль исполнительной власти?
Кто объявит народную войну наркоторговцам?

Ройзман
Евгений Вадимович,
депутат ГД РФ

2.

"Исключительно силовыми средствами проблему наркопотребления не решить. Необходимо искать новые формы и пути для оказания систематического и массированного влияния на среду потенциальных потребителей наркотиков, особенно на подростков и молодежи, на их социальное поведение, вкусы, запросы и потребности" (2005)

Какая организация за это отвечает?
На федеральном уровне, на уровне субъекта РФ или МО?

Федоров Александр Вячеславович, зам. директора
ФСКН РФ, к.ю.н.

3

"Необходимо отметить слабую координацию федеральных и региональных органов власти. Возможно, за основу модели такой координации стоит взять модель Московской области, где издан указ губернатора об образовании в Администрации отдела по профилактике наркомании" (2005)


Целинский
Борис Прокофьевич,
ФСКН РФ,
к.ю.н.

4


Создание в 2003 году ФСКН РФ привело к ликвидации антинаркотических координационных структур (уже накопивших опыт работы) в таких субъектах как Краснодарский край, Тюменская область и др. Хорошо, что сохранились отделы по координации антинаркотической деятельности в таких крупных МО, как Екатеринбург, Пермь. Но угроза их ликвидации более чем реальна, так как законодательно они не предусмотрены.

Нужно субъекту РФ в Правительстве иметь структуру для координации антинаркотической деятельности отраслевых и территориальных (входящих в субъект) органов исполнительной власти или нет?
Тоже самое в крупных МО?
Позиция ФСКН РФ?


Зазулин
Георгий Васильевич,
доцент кафедры конфликтологии философского факультета СПбГУ, к.ю.н.







5. В блоке анализа судебной составляющей антинаркотической политики

1.

"…о последовательном сокращении практики привлечения к уголовной ответственности в виде лишения свободы лиц, зависимых от наркотиков. Больше внимания….уделять добровольной и недобровольной формам …избавления осужденных наркоманов от патологии" (2001)


Материалы парламентских слушаний. ГД.РФ 26.10.2001






6. В блоке анализа проекта новой Концепции антинаркотической политики РФ

1

"…ввиду фактического исполнения и моральной устарелости Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в РФ (1993 год) рекомендовать разработать и утвердить по согласованию с ФС РФ и ГС РФ новую концепцию государственной политики в данной области на 2002 - 2006 годы" (2001)

Почему ни у одного органа современного государства российского нет сил, воли, ответственности на то, чтобы в течении 5 лет разработать новую стратегию - Концепцию?

Рекомендации Президенту РФ. Материалы парламентских слушаний ГД РФ 26.10.2001

2

"…борьбу с этим явлением следует начинать с разработки государственной антинаркотической политики. Необходима разработка концептуальных основ этой политики. Говоря о “Концепции..” 1993 года следует отметить, что она осталась нереализованной. За последние годы актуальность "Концепции…" утратилась в силу изменения наркотической ситуации" (2001)

Есть потребность Способны ли ученые МВД разработать и предложить проект новой Концепции альтернативный?

Беляев Л.В., Академия управления МВД России, д.ю.н.

3

"Одной из причин низкой эффективности государственной антинаркотической деятельности является отсутствие в стране консенсуса, идеологии, разделяемой большинством населения" (2004) Тонков Е.Е.




"Какое может быть доверие, между обществом, государством и органами внутренних дел, если только в прошлом году более ста милиционеров осуждено за торговлю наркотиками?" (2005) Решетников М.М.

Если нет консенсуса в идеологии, то путем обсуждения проекта новой Концепции можно найти разделяемую большинством населения антинаркотическую идеологию?

Кто восстановит доверие, кто это сделает?
Президент РФ?

Тонков
Евгений Евгеньевич, декан юрид ф-та Белгородского госуд. унив-та. д.пед.н.



Решетников
Михаил
Михайлович,
ректор Восточно-европейского института психоанализа

4

"Прошедшее с момента принятия Концепции (1993 год) время показало, что государство не справилось с возложенными на него функциями в рассматриваемой сфере…"(2004)

Почему?
Где гарантии, что оно справиться теперь?
В чем они?

Тонков
Евгений Евгеньевич

5

"Мы полагаем, что поиск новых, перспективных идей по преодолению наркотизации общества следует проводить с позиции теории конфликта" (2004)

Действующая Концепция не основана на теории конфликта. Возможно она именно поэтому устарела? Кто в государстве даст заказ на разработку проекта новой Концепции с позиции теории конфликта?

Тонков
Евгений Евгеньевич

6

"… действующая Концепция контроля наркотиков принималась в условиях распада СССР. За прошедшие годы много изменилось…"

Каков должен быть механизм разработки новой Концепции (ее статус и научность), чтобы, она объединила все ценные знание в этой сфере и позволяла за 5 -10 лет снизить уровень наркоугрозы с национальной безопасности до сугубо медицинской?

Костенников
Дмитрий
Вячеславович,
руководитель департамента ФСКН РФ

7

В разработке и обсуждении проекта новой Концепции государственной антинаркотической политики должно принимать участие все граждански активное российское общество.

Как включить все ветви российской государственной власти в разработку проекта новой Концепции?
Как обсуждать ее проект в обществе (на сайте ФСКН, круглые столы и т.д.)?

Зазулин
Георгий Васильевич,
доцент кафедры конфликтологии философского факультета СПбГУ, к.ю.н.

Для участия в конференции необходимо связаться с координатором Марией Кудрявцевой. Тел. (812) 328-96-65. Факс. (812) 328-96-65.

Информация Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму
Санкт-Петербургской епархии