УРОК ДЛЯ ДУШИ

Школатрезвения при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизмупредставляет православный опыт утверждения трезвости в приходе храмасвятого благоверного князя Александра Невского в г. Екатеринбурге.

Школатрезвения при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизмупредставляет православный опыт утверждения трезвости в приходе храмасвятого благоверного князя Александра Невского в г. Екатеринбурге.Здесь уже 10 лет успешно действует православное общество "Трезвение",духовником которого является священник Игорь Бачинин. О том, как вэтом обществе помогают людям в преодолении алкогольной и табачнойзависимостей, рассказывает бакалавр журналистики Елена Серебрякова.

Настоящимнациональным бедствием современной России стали курение, алкоголизм инаркотики. Православная Церковь называет эти проблемы проблемамидуховного, религиозно-нравственного характера и советует разрешать ихв лоне Православной Церкви. "Мы должны жить на земле так,- говорил старец Амвросий Оптинский, - как колесо вертится -чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременностремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем".Любая страсть порабощает человека. Особенно ярко видно это на примереалкогольной и наркотической зависимостей. Они угрожают разрушениемчеловеческой личности, трагедиями в семье, гибелью доброго имени,талантов и способностей, потерей работы, социального статуса,наконец, своей и чужой жизни.

Как ласточкиногнездо порой таится под крышей дома, так почти под куполом храмасвятого благоверного князя Александра Невского расположилсяПросветительский центр. В его состав входит мощное общество,именуемое "Трезвение". К слову, под трезвениемправославные понимают не только трезвый образ жизни, но состояние,когда человек постоянно стоит на страже своего ума.

В декабре 2005г. общество отпраздновало свой юбилей - десятилетие со дняоснования. Существует общество уже 10 лет, находясь под окормлениемсвященника Игоря Бачинина. Членами общества являются те, кто принялобет трезвения, кто в храме, перед крестом и Евангелием, дал Богуобещание воздерживаться от любых одурманивающих веществ наопределенный срок или на всю жизнь.

Целями своейдеятельности "Трезвение" считает содействиераспространению трезвого образа жизни, противодействие социальнымпорокам, восстановление приоритетов целомудренной семейной жизни,возрождение благочестивых традиций, оказание помощи страждущим вборьбе с греховными пристрастиями, в духовном возрастании ипреображении личности, в обретении опыта церковной жизни, освящающегои облагораживающего нашу жизнь. Добиваются этого разными средствами.

К числуосновных мероприятий, организуемых обществом, можно отнести курсылекций для людей, страдающих винопитием и табакокурением, курсы дляродственников страждущих, консультации по вопросам на эти темы,встречи, объединяющие православных трезвенников, совместную работу и,конечно, молитву.

Много прошлочерез общество людей с искалеченной судьбой и истерзанной душой. Нокрепкое желание изменить свою жизнь, вера в Бога, Божия благодать идуховные традиции русского народа всегда помогали человекуутвердиться в добре. Так было, есть и будет. Практический опытвнутренней жизни, получаемый в Церкви, ничем не заменишь. В этомопыте - существо духовной жизни.

Уникальными пометодике и по силе своего положительного воздействия на мировоззрениечеловека являются курсы для страждущих от вина и табака.Верующие и неверующие, из разных городов и регионов России приезжаюти приходят, чтобы прослушать из уст священника 9 лекций о полноценнойчеловеческой жизни. "Человеческая душа вечна. То есть вы какличность никогда не прекратите своего бытия. Это важно понимать.Причем свершится сей факт вне зависимости от того, нравится ли вамэто или нет, заботитесь и думаете ли вы об этом или нет, хотите ли выэтого или нет", - говорит отец Игорь. Жизнь должна бытьустремлена в вечность. При подобном понимании вещей мы можем свободнодумать о смысле жизни. Нас перестанут беспокоить рассуждения такогоплана: жизнь какая-то большая глупость, ведь бесследно исчезают умныехорошие люди, ведь исчезну и я, лягу в могилу, а время и червипревратят меня в прах. Человек просто понимает, что мировой процессимеет великий и вечный смысл. И что от него лично многое зависит…

Осторожно итихо зашли мы в открытую дверь и аккуратно расселись за дружнымирядами парт в одной из аудиторий общества "Трезвение".Оглядываясь по сторонам, каждый невольно обращал внимание на плакат:"Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол,ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет.5,8). Скоро стало шумно; почти все места были заняты. Кто-то ужесидел на стульях в проходе. Мягкий свет и покой окружали нас. Людисидели, зажавшись, трогательно поджав губы, и играли с ручками. И вотмимо нас, группы с порядковым номером 201, быстро прошел серьезный истрогий на вид священник средних лет. Он встал около темно-зеленойдоски. Оглядев нас спокойным уверенным взором, он произнес:"Помолимся!". Развернувшись к нам спиной, отец Игорьобратился лицом к иконам над доской и с чувством прочитал молитву.

"Главноев Церкви - это возможность внутреннего преображения личности",- с этих слов началась первая лекция.

В основеметодики бесед священника Игоря Бачинина лежит творчески обработанныйтезис о существовании социально-психологической программы (СПП).Впервые этот термин ввел в обиход Геннадий Андреевич Шичко, ученик ипоследователь знаменитого Павлова. Программа в данном случаеопределяется как набор информации, накопленный человеком впроцессе формирования его мировоззрения, в силу которого человексовершает поступок, опираясь на этот внутренний информационный багаж.Имеющаяся информация и определяет поступок, который человек совершаетякобы по своей свободной воле. И определяющей является социальнаянаправленность, а не личный опыт. Собственно, все мы дети своеговремени, и почти никому не удалось избежать пагубного его влияния. Улюбого человека можно сформировать любое убеждение, не учитываяжелания самого человека. Мы пьем, курим, употребляем наркотики,делаем что-то еще, так как находимся в плену огромного количествамифов, которые в конечном итоге сводятся к одному: все это хорошо,естественно, правильно. Корень наших пороков стоит искать в семье, внашем окружении, в СМИ, в рекламе, вообще в информационном поле, вкотором существует российское общество и каждый из нас в отдельности.

Слушателилекций разбирают этапы формирования социально-психологическойпрограммы, используют инструкции по разрушению СПП, заполняют анкеты,ведут дневники, пишут сочинения, рисуют лестницу Шичко, схемупроявления порока и т.д. Для чего? Чтобы вскрыть индивидуальныепроблемы отельной личности, принуждая ее наблюдать за собой,исследовать себя. Например, к темам сочинений относятся такие: "Каку меня сформировался порок?", "Как я буду менять своюжизнь?", "О тех, кого нет рядом из-за пристрастия калкоголю и табаку" и др. Вот одно из сочинений…

"Никогдане забуду семью моих хороших давних друзей - муж, жена, дведочери. Его звали Володя, её - Татьяна. Жили дружно. Взрослыеработали на заводе, заочно заканчивали техникум. Он был бригадиром,она мастером - технологом. Дочери учились: младшая в школе,старшая - в институте. Володя увлекался охотой, Татьяна была активнойучастницей всех мероприятий в цехе. Мы вместе получили ордера наквартиры в новом доме. Как говорится, живи да радуйся.

Но пришел1991 год, и все изменилось. На "Уралмаше", где все мыработали, перестали выплачивать зарплату, сокращали рабочие места.Попала под сокращение и Татьяна. Новую работу ей найти было сложно.Мужу денег не платили.

Начали питьгорькую. Инициатором оказалась Татьяна, Володя не сопротивлялся.Наверно, тяга к выпивке была у Тани и раньше, но не проявлялась таксильно. Сдерживал стыд перед коллективом. Прямо на глазах женщинастала опускаться. Пьяная, она могла выйти во двор "в неглиже".

Прошло летшесть-семь. Старшая дочь вышла замуж. С ними осталась младшая -Лена. Несколько лет мы не общались. Однажды от соседей я услышала,что Татьяна умерла. Отметила свое 50-летие, уснула и не проснулась.Видимо, случился сердечный приступ.

К томувремени похоронила своего мужа и я. Он был старше меня на 20 лет.Причина смерти - инсульт на почве пьянки. Ему было 53 года. Осталисьмы - я и Вова - родителями - одиночками. Его дочериЛене было 20 лет, моей - 14. Ему, мужчине, жилось тяжелее, чем мне.Тем более, что Лена пристрастилась к алкоголю. Она становиласьнеуправляемой, скатываясь вниз также быстро, как мать.

Следствиемпьянства и курения стал пожар. Выгорела большая комната. Никто, ксчастью, не пострадал. Только дыма наглотались. Нужен был ремонт. Егоначали с выпивки с горя и длительного запоя. В результате не прошло имесяца, случился второй пожар. Сильно пострадала Лена. Она заснулапьяная с сигаретой, и под ней загорелась постель. Досталось и отцу.Его сильно попинали пожарники. Это была та же команда, что приезжалав прошлый раз.

Володяпродолжал пить. Прошло недели три, когда он впервые пришел в больницук дочери. Состояние Лены потрясло его; при ней он держался, а послерасплакался. С этого дня он "завязал". Стал вместе сомной ухаживать за Леной.

Прошелмесяц. Я так и разрывалась между домом, работой и больницей. Как-тодоговорились мы с Володей встретиться, чтобы вместе пойти к Лене. Язашла утром на следующий день, но никто не подошел на звонок. Сильновыла собака в квартире. Я открыла дверь сама, заглянула и увидела еголежащим на полу в луже крови. Володя был мертв. Как потом скажут,умер при невыясненных обстоятельствах. Но это было убийство.

От Лены яскрывала правду, но ей все равно сообщила сестра и приехавшие напохороны родственники. Когда я пришла к ней снова, она, плача,сказала мне: "Не будет отца, не будет и меня". Через тридня я нашла в палате пустую кровать и свернутый матрац. Лена умерла.Вот такая история семьи".

Нас на занятияху священника Игоря Бачинина было около 150 человек. До конца курсовдошло две трети от общего числа тех, кто был на первой лекции. У насочень быстро появилось ощущение, что мы принадлежим к большой крепкойсемье. Мы чувствовали себя братьями и сестрами. В наших глазах быловзаимопонимание, сострадание и любовь друг к другу, мы сердечнообщались, вместе пили чай в перерыве. На столе стояли домашние джемы,выпечка, конфеты, фрукты. Все это приносили мы сами. "Чтоповлияло на мое решение остаться после первого занятия? -пишет один из слушателей. - Ощущение того, что я не один такой. Вдуше у меня зажглась вера, что я брошу раз и навсегда пить этугадость. Я понял, что убиваю этим пороком и себя, и близких мнелюдей. Мне запомнились радость, вера, сила воли, появившиеся у всехнас".

Это были 9занятий, которые изменили нас.

Они заставилизадуматься о своей жизни, о ее смысле, укрепили нашу силу духа,вселили желание борьбы за свои идеалы, помогли разобраться в себе ивзять ответственность за свои поступки на себя. Указали, где черпатьдуховные силы, чтобы справиться с существующими и постоянновозникающими новыми проблемами. Приблизили к Церкви, к Православнойвере. Многих из тех, кто был на лекциях, теперь можно встретить вхраме святого благоверного великого князя Александра Невского наслужбах, на акафистах в часовне, увидеть на уборке монастырскойтерритории. "Благодарю Вас за то, что Вы раскрыли мне глаза!Спасибо Вам большое за Ваше благое дело. Вы спасли не только меня, нои мою семью. Низкий Вам поклон. С уважением, Сергей" - этислова посвящены отцу Игорю. "Это были 9 занятий, которыедали мне второе рождение", - пишет человек. "Девятьдней, которые я провела на курсах, показали мне, как я грешна. И нетолько грешна, но и нравственно мертва; нет во мнеистинно-нравственной и духовной жизни". Именно в этомкаждый из нас и увидел источник собственных трудностей. Один мог быговорить от лица всех.

"Боротьсянадо не с человеком, а за человека", - учил нас священник ИгорьБачинин. Своей жизнью и деятельностью он показал нам пример борьбы.Но перед тем как начать бороться за себя, за своих близких, нужночетко понимать, каков должен быть человек. Святой Иоанн Златоустсоветует: "если вы хотите узнать, что такое человек, неподнимайте глаз к престолу царей и вельмож; вознеситесь взором кПрестолу Божию, и вы увидите Человека, сидящего во славе…ЕдинственныйЧеловек, который полностью, совершенно Человек, это Господь ИисусХристос, потому что в Нем полнота Божества обитала телесно, потомучто сама Его телесность пронизана Божеством, потому что ОнБого-Человек; и это - наше призвание".

Елена Серебрякова,
бакалавр журналистики,
студентка УрГУ.
Информация Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму
Санкт-Петербургской епархии