28 июня 2007 года в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках специальных психологических курсов Школы трезвения прошел семинар-тренинг под названием "Созависимые игры в семье пьющего человека". Семинар проводил руководитель Школы трезвения, психолог Владимир Анатольевич Цыганков.
Созависимые игры, о которых шел разговор на семинаре-трениге, - это сценарии с определенными ролями, по которым играют пьющие люди и члены их семьи (их называют созависимыми), втягивая друг друга в психологические ловушки. Подобные игры, носят деструктивный характер и нередко завершаются драматичным исходом. Различные виды деструктивных игр впервые описал Э. Берн.
С помощью 30-минутного тренинга "Треугольник спасательства" слушатели семинара наглядно убедились, что алкоголезависимый человек и члены его семьи, то есть созависимые люди, играют в своих отношениях один и тот же ограниченный набор ролей. Эти роли можно свести к трем:
- Спасатель
- Жертва
- Преследователь.
Алкоголезависимый человек чаще всего играет роль Жертвы, созависимый член семьи (обычно жена или мать) - роль Спасателя. Спасатель "помогает" Жертве (пьющему мужу, сыну). Жертва беспомощна, инфантильна, а также безответственна, а потому сколько ее ни "спасай", она все равно найдет причины оставаться Жертвой и не брать на себя ответственность за собственные поступки.
Жертва, то есть пьющий член семьи, может не пить некоторое время (неделю, месяц, несколько месяцев, реже - год и более). В период "трезвости" все этому радуются, но потом его снова находят "в канаве". Какое-то время Жертва безудержно пьянствует, затем просит прощения, а Спасатель его "устраивает на лечение", кормит за свой счет, обстирывает, создает благоприятствующие условия для выпивок. Через некоторое время у Жертвы вновь наступает этап "отдыха в канавах", и все повторяется по прежней схеме. Сценарий этой игры строится по так называемому треугольнику "спасательства":
Спасатель | |
Жертва | Преследователь |
Спасать - в созависимых отношениях означает пособничать. Любые действия, которые помогают алкоголезависимому человеку продолжать пить и спасают его от закономерных последствий, вызванных его пьянством, способствуют тому, чтобы он пил и дальше. Вот это и считается пособничеством.
Спасатель (его можно назвать иначе - Пособник) после бесплодных попыток "помочь, образумить и спасти" проблемного члена семьи сам начинает чувствовать себя в роли Жертвы, а "спасаемого" воспринимать как источник неприятностей. Раздражение и обиды Спасателя нарастают, и когда гнев, наконец, вырывается открыто, Спасатель, ставший Жертвой, закономерно превращается в Преследователя: ругает и наказывает спасаемого. Наказанный спасаемый становится еще более несчастным, а преследующий, "выпустив пар", готов вновь вернуться к исходной роли Спасателя.
Созависимые родственники с упорством, достойным лучшего применения, "спасают" Жертв - людей, которые, по их мысли, не способны сами отвечать за себя. Фактически же Жертвы сами в состоянии позаботиться о себе, несмотря на то, что их близкие думают иначе.
Обычно алкоголезависимые люди исполняют роли по нижним углам треугольника (то есть Жертвы и Преследователя) и висят там, ожидая созависимых родных, дабы заставить их двигаться и прыгать по сторонам треугольника вместе с ними. И каждый раз у созависимых людей все повторяется по одной и той же схеме: Спасатель - Жертва - Преследователь - Спасатель.
Драматизм ситуации состоит в том, что, гоняясь по треугольнику "спасательства", созависимые родственники все время усугубляют болезнь Жертвы. А их задача состоит в том, чтобы прекратить исполнение пагубных ролей, перестав быть Спасателями.
В чем заключается трудность разрушения связей в треугольнике "спасательства"? В том, что Спасатель часто фактически оказывается (порой не отдавая себе в том отчета!) заинтересованным в том, чтобы Жертва продолжала пить. Почему? Да потому, что чувствует, что, бросив пить, Жертва заодно бросит и Спасателя (Жертва поменяется к лучшему, а Спасатель - нет, если не станет работать над собой. Прежняя патологическая система взаимоотношений исчезнет, но появится ли у Спасателя новая, конструктивная?). А еще Спасатель перестанет чувствовать себя нужным (некого будет "спасать") и получать преимущества в сравнении себя с Жертвой ("Я ведь не спилась (не спился)!") Кроме того, станет некого поучать, читать нотации. Вдобавок ко всему будет потеряна благородная роль "мученика", прощающего своего непутевого члена семьи "до семидесяти семи раз". На первый взгляд такое поведение благочестиво, но на самом деле оно выполняет для созависимого роль своеобразного наркотика.
Спасатель, благородно жертвуя собой, постоянно заботится о других. Заботиться о других - это, конечно, прекрасно, но плохо то, что спасательство, а лучше давайте говорить прямо - пособничество, вредит самой Жертве. Плохо еще и то, что Спасатель также вредит и себе, забывает о своих нуждах: "Помогая другим, мне не придется обращать внимание на себя, а тем более заниматься собой". Все, с чем неприятно иметь дело в самом себе, откладывается в долгий ящик. Естественно, эти неприятные болячки сами по себе не исчезают, а загнивают.
Решение не своих проблем дает Спасателю возможность доминировать, управлять, контролировать и чувствовать свою значимость. Удовлетворяя эти ложные потребности, Спасатели не замечают, что при этом лишают других людей веры в свои силы, грубо попирают их психологические границы, навязывают им свою систему ценностей и потакают их ничегонеделанию. Спасателям нужны несчастные Жертвы, потому что без них будет невозможно осуществить потребность во власти, контроле и в "заслуженном" ожидании благодарности, то есть подтверждении своей значимости, для чего наилучшим образом подходит близкий человек, зависимый от спиртного.
На семинаре-тренинге, который проводил руководитель Школы трезвения В.А. Цыганков, собравшиеся уяснили и почувствовали: пока созависимый человек не проработает свои глубинные проблемы, пока его раны, так сказать, не будут открыты, промыты и излечены, он обречен на постоянные неудачи. Поверхностные решения типа "Я сделаю то-то и то-то, чтобы успокоить себя" принесут только новую боль и порочный круг закрутится с новой скоростью: спасать, чтобы помочь себе; не помогает; спасать еще активнее, больше, дольше... Нет, единственно настоящее спасение - вскрыть и разрешить свои глубинные проблемы.
Есть и еще один аспект созависимости. Спасатель (как это часто бывает - трудоголик), не обращает внимания не только на свое духовное и психическое здоровье, но и на физическое тоже. И оно в результате начинает сдавать. А физически больные люди не могут плодотворно работать ни на одном поприще.
Результат опроса и тестирования в конце семинара-тренинга показал значительное снижение тревожности у слушателей семинара и развитие мотивации на преодоление созависимых отношений в своих семьях.
В конце семинара слушатели смогли приобрести в книжной лавочке Школы трезвения книги, аудио- и видеокурсы по алкогольной зависимости и созависимости, материалы по православной семейной психологии.
Для тех, кто пожелает принять участие в подобных семинарах, сообщаем контактные телефоны:
274-33-04, 8-911-741-20-35.
Ведущий семинара-тренинга, руководитель Школы трезвения Владимир Анатольевич Цыганков |
Книжная лавочка Школы трезвения |
Информация Отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии