С 3 по 7 октября 2001 года в выставочном центре "Михайловский манеж" прошла Седьмая Всероссийская выставка "Православная Русь".Духовно-просветительская значение выставки "Православная Русь" возрастает год от года благодаря участию в выставке Санкт-Петербургской епархии и Санкт-Петербургских духовных школ.
"РУСЬ ЕЩЕ ЖИВА..."
В 1995 году, когда приснопамятный владыка Иоанн (Снычев) благословил устроить первую в России выставку "Православная Русь", никто не надеялся, что она станет поистине всероссийской - и важным событием для почти всех епархий нашей Церкви. На одной из лучших выставочных площадок Петербурга каждый год встречаются участники из Москвы и Московской области, Центральной России, Северо-Запада, Урала, Сибири и даже Дальнего Востока.
Открывая выставку, преосвященнейший Владимир (Котляров), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, назвал ее "счастливой, так как проходит она в седьмой раз" и посвящена 300-летию Петербурга. По словам правящего архиерея, она год от году становится все лучше. Отслужив молебен вместе с епископом Тихвинским Константином (Горяновым), ректором Санкт-Петербургских Духовных школ, владыка Владимир освятил все стенды и экспонаты выставки, не жалея святой воды и на собравшийся во множестве народ, нетерпеливо предвкушавший праздник.
После молебна состоялся концерт: прозвучали духовные песни, с русскими песнями и плясками выступали народные коллективы.
Дни выставки "Православная Русь" - это настоящий праздник для православных жителей не только Петербурга, но и всего Северо-Запада. Она замечательна неповторимо-нежной, сердечной атмосферой всеобщего родства во Христе, взаимопонимания, тихой радости: будто здесь все родные, свои собрались... А за пять дней здесь прошли тысячи петербуржцев и гостей города.
За минувшие семь лет сложился круг постоянных участников: "Софрино", как обычно, демонстрировало церковную утварь для убранства храмов, крупные фирмы из Москвы и Петербурга - "Собор", "Рик-С", "Реставратор-Анфилада" представляли современные и традиционные технологии реставрации храмов, ювелиры из Ростова ("Ростовская финифть"), Екатеринбурга ("Обретение культурных ценностей"), Москвы ("Кавида"), Петербурга ("Художественные мастерские Федорова") - золотые и серебряные изделия: кресты, цепочки, подвески, пасхальные яйца, образки, выполненные в традициях Православной Руси.
Монастыри многих епархий привезли дивные вышивки ручной работы, шитые иконы, облачения, церковные сувениры. Невольно вспоминался И.С. Шмелев: "Я слышу всякие имена, всякие города России"... Недаром с нетерпением дожидались открытия выставки представители духовенства, настоятели монастырей, отцы экономы - и миряне. Многие православные петербуржцы пришли семьями. Кто-то решал здесь серьезные хозяйственные вопросы и вел деловые переговоры, а кто-то приобретал "благословленное утешение": иконки, лампадки, лампадное маслице разных сортов от Новоспасской обители в Москве, настоящие восковые свечи, пахнущие "пчелкой", медовым сотом от рязанского скита в память преподобного Сергия Радонежского, - радуясь той мысли, что делая покупки, ты помогаешь разным монастырям, и бедным заключенным, в чью пользу стоит ящик для пожертвований у стенда "Всех скорбящих Радость", и особенно русским обителям на Святой горе Афон - афонитам сейчас тяжко, русские иноки "в обстояниях"... И у прилавка "Русский Афон", где сладостно тянуло византийским ладаном, было густо народу. Там можно было приобрести и елей с мощей великих Угодников Божиих... А кипарисовые четки! А монастырский, по приемлемой цене, мед! И дорогие оренбургские шали, и льняные кофты, и сыромятные ремешки с молитвами, и резные киоты со стеклами, для больших церковных икон, и пелены со Спасом Нерукотворным, и литые иконы и кресты, от коих веяло суровой стариной, и совсем озорные, отдающие славянской мифологией, обереги - на веничке миниатюрный горшок, полный "гречневой каши" - высыпающейся крупы, и перчик красный от лихого ворога, и лесенка к соломенному солнышку, а еще есть лапоточки, полные "мешков с житом" и всякого добра, и даже целая малороссийская хатка с плетнем, коллекция счастливых символов... Тут верилось: жив народ мой, еще играет детская, светлая душа его, и поет "голубиное сердце при отсутствии змеиной печени" (В.Стасов)...А как цвели здесь народные промыслы! Было чему подивиться!
Щепной голубок - символ Духа Святаго, что то же свастика, сакральный знак солнечного круга.
-"Это из креста деревянного делается: одна часть расщепляется на крылышки, из другой вытесывается тельце..." - пела-говорила молодайка в национальном костюме при стенде "Сергиево-посадская игрушка". Тут висел дивный парчовый костюм русской горожанки, пожалуй, купеческой дочери. (Его вскоре купили.) А какие расписные курочки клевали пшено, стоило запустить деревянный шар на нити, - и сказка сказывалась: "куры-то клюют, петухам не дают"... А медведики с топориками, а хитрые деревянные мужички! От воспетой Шмелевым ("Богомолье") сергиево-посадской деревянной игрушки было не отогнать детей. Это - улыбка Руси, не чета пластиковым монстрам "Детского мира" и пресловутой "Барби".
Время от времени кто-нибудь из ребятишек ударял в один из трех колоколов, представленных на выставке нашим Балтийским заводом, освоившим не так давно колокольное литье, и торг на минуту утихал, прислушиваясь к торжественному гласу металла. По словам мастеров, их колоколами заинтересовались представители зарубежных православных общин - из Германии и Америки.
-"Русь еще жива, // Русь еще поет..." - разливался от прилавков с духовной музыкой (здесь и кассеты, и лазерные диски) звучный голос Жанны Бичевской, поющей песни иеромонаха Романа. А ей вторила соловьем матушка Юлия Березова: "За цесаревича младого Алексия // Помолись, церковная Россия" ... Почитание Царственных Страстотерпцев - подлинно народный культ - тут выразилось широко как нигде. Акафисты, царские портреты, иконы... Сестры из Ново-Тихвинской обители Екатеринбурга столь бойко торговали ладанками с "землицей с места убиения Царской Семьи и из Алапаевской шахты", что ощущалась некоторая неловкость. Понятно, что это - святыни, но это страшные реликвии, это память русской погибели... Индустриальный размах торга попросту пугал. Все-таки купить "землицу" с места величайшего злодеяния - это иное, нежели поехать на Урал, и поплакать там, и самому с благоговейными слезами взять щепотку праха... Простите мне, если мнение мое неверно.
В эти дни Михайловский манеж был самой крупной ярмаркой православной литературы: все еще чувствуется голод по духовной книге. Люди брали книги самых разных издательств России, благо, они были широко представлены на выставке. Здесь расходилась и православная пресса - от патриотического журнала "Русский Дом" до епархиальных газет. Были стенды православного радио и православной студии телевидения, газеты "Православный Санкт-Петербург". У стенда "Санкт-Петербургская епархия" можно было купить духовную литературу и журналы - "Епархиальные Ведомости" и "Церковный Вестник".
То и дело слышалось радостное: "Благословите, батюшка", - прихожане встретили тут случайно своих пастырей.
Безусловное достоинство выставки - катехизаторские беседы, которые вели преподаватели Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии с недавно воцерковленными, заботливо холя "новую траву".
У фотовернисажа епархиального фотографа Ю. П. Костыгова толпились посетители, любовались снимками, и слышалось: "почему нет в продаже его авторского альбома, вот бы купить-то". Несомненно, работы признанного мастера церковной фотографии украсили выставку, и жаль, что к 300-летию Петербурга, оставшиеся дни до коего отсчитывают часы на Малой Садовой, нет даже перспективы издать такой альбом: все упирается в банальное отсутствие жертвователей.
Печальное соседство, примета времени: зал игровых автоматов, открытый у входа на выставку - подростки сосредоточенно играли в мертвые игры, убивая время в пустой надежде выигрыша. А в зале - было так отрадно и утешно...Тем же петербуржцам, кто не смог посетить "Православную Русь" нынче, остается пожелать не пропустить ее в будущем: даст Бог, в октябре следующего года откроется и зашумит восьмая выставка на радость православной душе.