XII Международные Рождественские чтения
25-31 января 2004 года
Доклад Министра образования РФ Филиппова В.М.
Москва. Кремль. Торжественное открытие чтений 25 января 2004 год
(расшифровка аудиозаписи)
ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РОССИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТОГО ГОСУДАРСТВА НА БЛАГО БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ
Ваше Святейшество!
Уважаемые участники Рождественских чтений!
Ставшие традиционными образовательные чтения, не только для педагогической общественности, а во многом - и для всего российского общества в целом, стали связующим звеном между государством и Церковью.
Рождественские чтения побудили российское общество заново осмыслить основополагающую роль образования не только в обучении, но и в духовном развитии личности, в просвещении новых поколений, формирование у них нравственных устоев, правильного понимания своего жизненного предназначения. Тем самым, наш форум, несомненно, оказывает благотворное влияние на деятельность государственных органов власти и управления.
Рождественские чтения вносят весомый вклад в то, чтобы в Российском обществе стали реальностью приоритеты образования и воспитания.
В этом учебном году российская система образования … то есть, тех, кто учится и тех, кто учит, работает в системе образования, таковых в этом учебном году 40 млн. 386 тыс. человек.
Хочу сегодня от имени Министерства образования, от лица миллионов учителей, педагогов поблагодарить всех Вас - многолетних сподвижников Рождественских чтений. Особо признательность хочу выразить за неустанное попечение в образовании и воспитании детей и молодежи Русской Православной Церкви и ее предстоятелю - Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. (Аплодисменты).
Уважаемые участники Рождественских чтений!
Сегодня с полным основанием можно сделать вывод о том, что образовательные чтения стали и для всех нас школой, где мы приобщаемся к тысячелетнему опыту Православия, православной культуры, когда переосмысляем высшие ценности человеческого бытия, те ценности, которые и должны быть в основании системы образования, венчать ее в качестве главных целей.
В современной системе образования происходят принципиальные изменения в содержании начального, основного и полного среднего школьного образования. Новые образовательные стандарты, подготовка которых уже практически завершена, кардинально улучшают условия для духовного и физического развития детей и подростков. За счет сокращения времени на обязательные наукообразные знания, за счет повышения качественно новых возможностей путем введение профильного обучения в старших классах школы, удалось значительное время выделить на воспитание и оздоровление школьников, на организацию с ними факультативных занятий с учетом индивидуальных способностей и интересов. Введение предпрофильного обучения в 9 классе для осознанного выбора дальнейшего своего обучения в учреждениях начального или среднего профессионального образования, в профессиональных лицеях и колледжах, или выбор соответствующего профиля в 10-11 классах для дальнейшего поступления в высшие учебные заведения - все это несомненно позволит улучшить подготовку учащихся к продолжению образования, а также к труду, гражданскому служению.
Работа по подготовке нового поколения стандартов школьного образования велась совместно с учеными Российской Академии образования и даже преимущественно ими в течение многих лет. Особенно активно, с бурными обсуждениями в российском обществе, эта работа шла последние четыре года, после проведенного здесь, в Кремле, пятитысячного съезда работников образования в январе 2000 года с участием Владимира Владимировича Путина.
Пользуясь присутствием здесь президента Российской Академии Образования, хочется выразить слова искренней благодарности не только за совместную работу над новыми воспитательно-ориентированными стандартами школьного образования, но и за неустанную многолетнюю деятельность по возвращению школе истинных целей просвещения народа президенту Российской Академии образования Никандрову Николаю Дмитриевичу. (Аплодисменты).
Реализация новых стандартов, их введение потребует большой подготовительной работы. Только с 1 сентября 2005 года будут введены стандарты для 9 предпрофильного класса, с 1 сентября 2006 года начнется введение новых стандартов для 1, 5 и 10 классов и далее поэтапно для всех последующих классов. За этот период предстоит организовать подготовку нового поколения учебников и учебных пособий, провести повышение квалификации почти 1,5 млн. учителей.
Особое внимание предстоит уделить образовательным учреждениям на селе, составляющим 2/3 всех российских школ. Подчеркну еще раз, речь не может идти о механическом закрытии малочисленных сельских школ. Правительство России во главу угла в работу по сельским школам ставит задачу обеспечения качественного образование сельских школьников. Надо безусловно обеспечить необходимую близость к дому начальных школ для детей младшего возраста в сочетании с укреплением и развитием основных девятилетних и старших одиннадцатилетних школ, которые по уровню оснащения и качеству учебно-воспитательного процесса должны обеспечивать достойные результаты для их выпускников. Именно сельские общеобразовательные учреждения первыми получали и будут получать современные компьютеры, мультимедийные учебные пособия, современное оборудование. В массовом первоочередном порядке будет организовано повышение квалификации именно сельских учителей. Именно школа может и должна быть основой возрождения села, основой для воспитания нового поколения истинных хозяев на русской земле.
За прошедший после прошлогодних Рождественских чтений год в стране произошло событие, имеющее важнейшее значение не только для российского образования, но и для всего российского общества. Президент России Владимир Владимирович Путин год назад внес в Государственную Думу, и летом прошлого года был принят и подписан президентом закон о том, что ответственность за заработную плату учителей и за учебные расходы всех школ страны переводится с местного муниципального уровня на государственный уровень, на уровень субъектов Российской Федерации. Это принципиальное решение президента и Парламента страны. Школа наконец-то возвращена на государственный уровень в самом главном - в финансировании заработной платы учителей и обеспечении учебных расходов школы.
Уважаемые участники Чтений!
Периоды расцвета или упадка духовной жизни общества всегда были связаны с возрастанием или умалением роли воспитания в государстве. Ведь воспитывать - значит определять судьбу нации.
На XI Рождественских чтениях Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал: "Нам нужно вновь увидеть и понять. Школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству".
Национальная доктрина образования в Российской Федерации - документ, проект которого широко обсуждался в российском обществе, в том числе и участниками Рождественских чтений, и который определил долгосрочную государственную стратегию образования, - этот важнейший государственный документ в качестве основополагающей цели сформулировал социальный заказ государства на воспитание человека. В доктрине однозначно сказано: "Воспитание человека трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины. Государство в сфере образования обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности с учетом отечественного опыта и традиций". Принятое Правительством России в 2001 году по инициативе, по поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина концепция модернизации отечественного образования на период до 2010 года, также определяет воспитание как (цитирую): "первостепенный приоритет в образовании, который должен стать органической составляющей педагогической деятельности". Эти задачи в дальнейшем были конкретизированы в принятой Министерством образования программе развития воспитания в системе образования Российской Федерации.
Но и государство, и Церковь осознают сегодня, что задачи духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и подчинять себе не только образовательную систему. Поэтому Министерство образования внесло в Правительство России предложение, которое было поддержано заместителем председателя Правительства Галиной Николаевной Кареловой, о необходимости разработки теперь уже не ведомственной, а общегосударственной национальной программы воспитания детей и молодежи. И мы рассчитываем, Ваше Святейшество, на Вашу поддержку, и считаем разработку национальной программы воспитания детей и молодежи важнейшей задачей для будущего наших детей и молодежи, для будущего России в целом. Для решения задач воспитания мы, педагоги, прежде всего, должны ясно понимать и помнить, каковы же основные цели, методы и средства воспитания. В русской педагогике цель воспитания всегда определялась однозначно. Как учит известный педагог, подвижник Глинской пустыни Порфирий, "Богатые средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется для служения государству и обществу. Прямая цель воспитания, - как он писал, - научить воспитуемого, не только знать неизменные в веках нравственные нормы, но исполнять их постоянно в своей жизни".
Как часто мы говорим о поиске новых форм и методов воспитания, и в этих поисках смотрим в сторону других народов, других стран. Как будто и правда, не было пророков в своем Отечестве. А вот слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой не нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов". Основой русской педагогики всегда было воспитание на примере христианских идеалов. О нравственном влиянии на людей этих идеалов Федор Михайлович Достоевский писал: "Идеалы русского народа сильны и святы, они-то и спасли его в века мучений, они срослись с его душой и наградили ее на веки честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом. Исторические идеалы, - писал Достоевский, - русского народа - это Александр Невский и преподобный Сергий Радонежский, Тихон Задонский и Амвросий Оптинский".
Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси во вступительном слове уже отметил, какую роль в формировании личности человека издревле играла на Руси житийная литература. Чтение житий считалось непременной обязанностью каждого человека. Жития раскрывали высшие нравственные идеалы, расширяли кругозор, помогали понять окружающий мир, взаимодействие между людьми, вводили в атмосферу подвижнического духа, учили различать истинность и ложность, добро и зло. И в новых стандартах по школьной литературе мы сохранили не только все основные произведения русской классики, новые стандарты взамен количественного подхода к большему числу произведений, к обучению путем зубрежки, - эти стандарты дают больше возможности для реализации истинно воспитательной цели школьных уроков литературы. В новой школьной программе больше времени для факультативных занятий по выбору ученика. И в этой связи есть больше возможностей для изучения и житийной литературы.
Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский в своем исследовании "Значение преподобного Сергия для русского народа и государства" выдвинул краеугольное положение русской истории о том, о чем, кстати, тоже сегодня отметил Патриарх Московский и Всея Руси, что "политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной". Ключевский показал, что есть имена, которые выступили за границы времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что из исторического деятеля превратилось в народную идею, а само дело из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений путеводителями, и люди целые века благоговейно почитают их память и стараются следовать их примеру.
Так и сейчас наши учебники должны раскрывать примеры жизни великих русских героев, описывать их доблести и силу духа. Министерством образования принято решение о пересмотре всех учебников по истории. И получившее в последние месяцы общественный резонанс решение о лишении некоторых учебников грифа, рекомендованных и допущенных в российскую школу, - это решение исходило от Министерства образования, и это только первый шаг в этом направлении. Мы планируем для обеспечения новых стандартов школьного образования на конкурсной основе, совместно с Российской Академией Образования и Российской Академией Наук подготовить и отобрать лучшие учебные книги. Уверен, что в этих книгах теперь уже не будет места псевдолиберализму, направленному на искажение фактов Российской истории. (Аплодисменты). Важно, чтобы вся учебная педагогическая литература по истории, по литературе, да и по естественным знаниям основывалась на духовно-нравственных принципах отечественной педагогики. Это также должно стать важнейшим критерием их оценки для дальнейшего отбора и направления в образовательные учреждения.
Недавно Министерство образования совместно с историко-патриотическим обществом "Наследники Александра Невского" провело Всероссийский конкурс сочинений "Долг служения Отечеству". Его итоги ярко показывают, как великие примеры высоконравственной, самоотверженной жизни воодушевляют нашу молодежь, и как искренне беззаветно любят Россию наше молодое поколение. Так Николай Дмитрук, учащийся 11 класса средней школы Кемеровской области пишет: "Пора пришла крепко задуматься мне, что я, листочек зеленый, могу сделать для своего родного дерева. Мое поколение взрослеет поздно, и тому есть свои причины. Но ратный дух предков живет и в нем, и любовь к Родной земле тоже крепка. Возможно ли зеленому листочку не служить родному дереву. И хотя моя Отчизна почти 60 лет живет без войны, но желающих отведать богатства ее не становится меньше. Святой долг защиты Отечества и поныне стоит перед моими современниками. Если будет счастлива земля русская, буду счастлив и я". Николай Дмитрук. Кемерово. (Аплодисменты).
В последние годы из российской литературы, в том числе и из детской естественно стали уходить коммунистические идеологизированные произведения и их герои. Поэтому важно, что почти во всех вышеуказанных сочинениях школьников проходит мысль: а смогли бы я и мои друзья поступить также как описываемый подвижник. Так пример жизни лучших людей нашей Родины развивает в учениках представление об идеальных образах людей, на которых они хотели бы быть похожими, так формируется устойчивая система нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим нравственным побудителем, определяющим все последующее поведение человека.
Говоря о нравственных идеалах, мы должны помнить слова великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского: "Современная педагогика выросла на исключительно православной почве".
Недаром министр народного просвещения Александр Семенович Шишков в своем известном труде "Рассуждение о любви к Отечеству" еще в 1824 году писал: "Народ Российский всегда был крепок языком и верой: язык делал его единомысленным, вера - единодушным".
Уважаемые коллеги!
В отечественной педагогической мысли особое внимание уделялось дошкольному воспитанию. Министерству образования России за последние годы удалось существенно укрепить систему дошкольного образования, пересмотрена, приведена в соответствие с современными достижениями педагогики и медицины его программы. Посещение дошкольных учреждений становится все более доступным детям из все большего числа семей, независимо от материального положения родителей. Однако все мы должны понимать, что определяющая роль здесь принадлежит семье. Обыкновенно первые начатки воспитания дети получают в недрах семейства. По свойству родителей раскрываются в детях добрые и худые стороны. Родители служат для них первым примером, от того общественное воспитание не всегда достигает своей цели. В обществе больше всего проявляется то, что уже было подготовлено в детстве. "Если дети с молоком матери будут напитаны христианскими правилами, одушевлены добром, то они принесут и своему семейству, и обществу в целом плод благородного и самоотверженного служения", - так писал Глинский подвижник Порфирий в своей статье "О воспитании детей". И действительно, мы - общество, семья должны помнить, что первые пять-шесть лет - это самые важные годы, и, большей частью, решающие на всю последующую жизнь. Мы иногда больше говорим о школе, о высшем учебном заведении, и забываем эти первые определяющие годы в жизни человека. Но очевидно одна из самых главных задач сегодня - это задача духовно-нравственное воспитание самих учителей. Ведь самая прочная основа для жизни общества и государства определяется деятельностью учителя. Учительство - один из труднейших видов служения Отечеству, своему народу. Учителю поручена высокая миссия.
Но чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах, иначе деятельность его будет бесплодна. Неслучайно святитель Амвросий Медиоланский говорит: "Или не учи, или нравами учи". Ведь устные наставления, не подтвержденные примерами, сами по себе безжизненны и не доходят до сердца. Дети скорее чувствуют подлинный образ мысли своих наставников и родителей, чем изучают преподаваемое им правило жизни. Учитель - центральное звено в системе воспитания и образования. Учитель связует память поколений.
Министерство образования совместно с Российской Академией Образования разработало в прошлом году программу обновления российского педагогического образования. Уже с 1 сентября этого года будут внесены существенные изменения в подготовку учителей в педагогических высших учебных заведениях. Нам надо восстанавливать требования отечественной педагогики к облику учителя, да и других работников сферы просвещения, работающих с молодежью. И очень внимательно и ответственно готовить учителя к педагогическому труду. Учитель должен понимать, что в деле воспитания мелочей нет. Лучшие российские педагоги уделяли внимание таким вопросам, как внешний облик, как учеников, так и самого учителя. Ведь по словам министра народного просвещения графа Сергея Уварова, в1837 году было сказано: "Одежда еще в глубокой древности считалась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека. Костюмы - вещи бездушные, но сильно действуют на душу. Строгая одежда формирует чистоту нравов, и легкомысленные костюмы приводят наоборот к легкомыслию и страстям тех, кто их носит". Не следует и нам оставлять без внимания то, в какой одежде наши ученики и учителя приходят в учебные заведения.
По закону вопросы о введении школьной формы находятся в компетенции наших общеобразовательных учебных заведений, то есть школ. Чтобы избежать сейчас безнравственного соревнования среди учащихся в одежде, Родительским Комитетом, да и общественности в целом надо своевременно рассматривать и решать вопросы о возвращении к школьной форме. (Аплодисменты).
Уважаемые участники слушаний!
Еще одна сторона вопроса это то, что действительно в детском молодежном возрасте неизбежны игры, но в воспитании по традиции отечественной педагогики всегда избирались такие игры, которые, укрепляя силу учеников, вместе с тем, возвышали бы и их нравственные чувства. К сожалению, наше телевидение, всевозможные теле-шоу в большой мере настраивают молодежь (аплодисменты) на легкую добычу в жизни, на удачу без тяжелого труда.
В этом году Министерством образования поддержана инициатива историко-патриотического общества "Александра Невского" об учреждении за вклад в духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи стипендии имени педагога-нравоучителя схиархиандрита Иоанна (Маслова), труды которого (аплодисменты) признаны Федеральным экспертным Советом Министерства образования учебными пособиями для всех общеобразовательных школ Российской Федерации по духовно-нравственному воспитанию. (Аплодисменты).
Министерством образования Российской Федерации разработано и Постановлением Правительства принята как государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", направленная на создание системы "патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, к своему народу и готовности к его защите".
Министерство последние два года особое внимание уделило формированию у школьников патриотического отношения к национальным символам России: гербу, флагу, гимну. (Аплодисменты). С большим интересом проходят уроки изучения истории российского флага, смысла символа герба, слов и музыки гимна. В некоторых регионах в школах гимн торжественно исполняется ежедневно. Кроме того - это системная работа, как на уроке, так и на внеклассных занятиях, факультативах, кружках, начиная с детского сада и до студенческой скамьи. Министерство разработало методические пособия по соответствующим вопросам для педагогов, намечена серия книг для школьников. Десять дней назад в Министерстве мы провели специальную встречу с детскими писателями Российской Федерации.
Мощный духовный потенциал нашего учительства выявили и традиционно проводимые как в Москве, так и во многих регионах России Глинские чтения. Они стали центром консолидации и соработничества учителей, духовенства, политиков, ученых, в осмыслении педагогических проблем современности в свете традиций отечественной педагогики, выработке способов решения острых на сегодня проблем. Министерство образования совместно с участниками чтений ведет постоянную работу над изданием учебно-методических, христоматийных пособий, помогающих современному учителю освоить и донести до детей отечественные духовные традиции. На сегодня издано совместно уже семь таких методических пособий.
Необходимость решительных мер в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обсуждается сегодня в государственно-политических кругах. В частности, в Правительстве России рассматривается возможность создания Федеральной службы по правам детей с широкой сетью уполномоченных на местах. А мы в Министерстве образования еще в прошлом году открыли детскую общественную приемную, куда по телефону, по интернету, по почте со своими проблемами обращаются еженедельно сотни учеников, сотни родителей и учителей. Целесообразно создание таких общественных приемных, обеспечивающих права учеников, права родителей, права учителей создать в каждой области, в каждой республике, и мы планируем это сделать в ближайшее время.
Но в конечном счете решающее значение в обеспечении счастливого и здорового детства имеет нравственная атмосфера в целом в обществе. Мы стремимся к тому, чтобы вместе с Русской Православной Церковью кардинально повысить воспитательный потенциал нашего общества в целом. Верю, что в 2004 году мы сумеем значительно усилить наше взаимодействие, взаимодействие Церкви и государственных органов Управления образования. В декабре, незадолго до Рождественских чтений, в Правительстве России обсуждались конкретные шаги, направленные на укрепление правовой базы деятельности Церкви в образовательной сфере. Предложения на этот счет, разработанные нами в сотрудничестве с представителями Московского Патриархата Русской Православной Церкви, получили поддержку и одобрение. На их основе будут разработаны новые нормативно-правовые акты, закрепляющие возможности такого сотрудничества школы, российской системы образования в целом и Русской Православной Церкви.
Поэтому, Ваше Святейшество, мы рассчитываем на принципиально новые возможности развития нашего сотрудничества. Во всяком случае, мы должны продолжать активно линию на практическую реализацию доступности предмета "Основ православной культуры" для российских школьников, несмотря на организационные преграды некоторых чиновников. (Аплодисменты). Более того, мы должны теперь уже совместно продумывать, как в школе операться на основы православной культуры не только с познавательной точки зрения, но и с позиции доведения до учителей и учащихся истинных православных ценностей воспитания человека и общества.
В заключении хочу отметить, что всегда важно знать, чем определяется результат нашей работы. По словам основателя земских и приходских школ Константина Дмитриевича Победоносцева, "результаты образования определяются тем, какова душа и нравственные качества учеников". И нам нельзя сводить оценку школы, в высших учебных заведений, техникумов только к оценке результатов обучения.
Сейчас мы со всей непреложностью убеждаемся в том, что там, где новые социально-экономические, государственно-политические идеи и институты удается основать на фундаменте наших российских традиций, там дело обновления решительно идет вперед, находит понимание и поддержку у огромного большинства наших соотечественников. Именно этот принцип положен и в основу современной модернизации российского образования. Конечно, наша система образования может и должна впитывать лучшие мировые достижения, но ее нравственной и творческой основой остается и должны быть лучшие отечественные традиции. Прежде всего, то историческое наследие, которое создано и развивается при ведущей роли Русской Православной Церкви.
Благодарю за внимание!