АУТЕНТИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

Исполнение музыки прошлого на инструментах соответствующей эпохи и на основе музыкально-исторических данных о характере и способах вокальной и инструментальной артикуляции, о расшифровке мелизмов и бассо континуо (цифрованного баса), о системе темперации, о значении динамических, агогических указаний и т.д.
Исполнение музыки прошлого на инструментах соответствующей эпохи и на основе музыкально-исторических данных о характере и способах вокальной и инструментальной артикуляции, о расшифровке мелизмов и бассо континуо (цифрованного баса), о системе темперации, о значении динамических, агогических указаний и т.д. Пионером аутентичного исполнения считается британец Арнольд Долмеч, игравший на старинных инструментах. Он реконструировал лютню, клавикорд, блокфлейту, опубликовал ряд рукописей и написал труд о принципах исполнения старинной музыки. Большая заслуга в пропаганде идеи аутентичного исполнения принадлежит также польской клавесинистке Ванде Ландовской. Распространению подобной практики, особенно после Второй мировой войны, способствовала деятельность ряда музыкантов, в том числе Ноа Гринберга (1919-1966), Дэвида Манроу (1942-1976), Альфреда Деллера (1912-1979; возродил искусство пения контртенором); в наши дни особенно активно и плодотворно выступают на этом поприще Николаус Арнонкур (р. 1929) и Густав Леонхардт (р. 1928), которые осуществили образцовые записи музыки И.С.Баха, композиторов барокко и предшествующих эпох. В настоящее время ансамбли, специализирующиеся на аутентичном исполнении музыки Средневековья, Возрождения, барокко и классицизма, существуют во многих странах, в том числе и в России. Нередко руководители ансамблей и отдельные исполнители выступают одновременно как исследователи, редакторы или аранжировщики исполняемых произведений.

Как на одну из причин возникновения движения за аутентичное исполнение обычно указывают на обостренное чувство историзма, свойственное 20 в. Большое значение имела также реакция на произвол виртуозов романтической и постромантической эпохи, исполнявших старинную музыку в весьма вольной манере, далеко уходя от авторского текста. Наконец, движение за аутентичное исполнение ввело в концертную практику и в слушательское сознание огромный массив ранее не звучавшей музыки (чему особенно способствовал постоянный технический прогресс в области звукозаписи). Довольно долго представлялось, что произведения далекого прошлого, сыгранные в аутентичной - "музейной" манере, т.е. в выверенных и строго выдержанных темпах, очень ритмично, без романтической "чувствительности", несколько суховатым, "очищенным" звуком, - соответствуют восприятию современного слушателя. Однако в последнее время налицо и реакция на слишком последовательное проведение подобных принципов, уже ставших стандартами, многими исполнителями и ансамблями. Впрочем, у лучших представителей движения, в частности у его лидера - дирижера Н.Арнонкура, аутентичность в выборе текста, инструментария, манеры игры и пения сочетается с творческой свободой трактовок.

В России, кроме проблемы аутентичного исполнения западноевропейской старинной музыки (здесь отечественные исполнители, конечно, следуют за своими зарубежными коллегами), существует очень сложная проблема аутентичного исполнения русской духовной музыки отдаленных эпох, включая вопросы расшифровки невменных записей (особенно многоголосных). Среди певческих ансамблей, уделяющих внимание данной теме, можно выделить мужской камерный хор "Древнерусский роспев" под управлением А.Т.Гринденко.

http://www.krugosvet.ru/