Анонс - Принесение святынь 30 марта

30 марта 2008 в Крестопоклонную неделю в храм Святителя Николая Чудотворца на Финском заливе, что в поселке Озерки, Выборгского района Ленинградской области прибывают общехристианские святыни - Частица Животворящего Креста Господня, Частица Титулуса (дощечки прибитой вверху Креста с надписью вины - Иисус Христос Царь Иудейский), Частица Креста благоразумного разбойника - распятого вместе со Христом и частица Гвоздя, которым было прибито ко Кресту Пречистое тело Господне, впаянная в серебреный гвоздь натуральной величины. На протяжении всей истории Христовой Церкви эти святыни были особым предметом почитания, как непосредственно касавшиеся плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. История самих святынь и их обретения такова.

30 марта 2008 в Крестопоклонную неделю в храм Святителя Николая Чудотворца на Финском заливе, что в поселке Озерки, Выборгского района Ленинградской области прибывают общехристианские святыни - Частица Животворящего Креста Господня, Частица Титулуса (дощечки прибитой вверху Креста с надписью вины - Иисус Христос Царь Иудейский), Частица Креста благоразумного разбойника - распятого вместе со Христом и частица Гвоздя, которым было прибито ко Кресту Пречистое тело Господне, впаянная в серебреный гвоздь натуральной величины. На протяжении всей истории Христовой Церкви эти святыни были особым предметом почитания, как непосредственно касавшиеся плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. История самих святынь и их обретения такова.

История обретения Святынь.

После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы. Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной "Церковной истории" Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский еп. Макарий (ум. 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.

Др. версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269-270). 3-я версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в IV в. Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, в средне - и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру (Сyr. Hieros. Catech. 4. 10). В 2 исследованных археологами разрушенных христ. храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста (Duval. P. 331-353). О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках многих христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст (Greg. Nyss. De vita Macr. 30; Ioan. Chrysost. Adv. Jud. et Gent. demonstr. 10).

Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Ок. 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и др. построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Блаженный царь Константин положил Животворящее Древо в золотом ковчеге, а из гвоздей Господних один был брошен святой Еленою в Адриатическое море, когда она возвращалась в Царьград, для утешения поднявшейся сильной бури и морского волнения, другой - царь вковал в шлем свой, третий приковал к удилам в уздечке своего коня, во исполнения прореченного пророкам Захариею: "В то время даже на конских уборах будет [начертано]: "Святыня Господу"" (Зах.14:20), а четвертый гвоздь царица Елена отдала на сохранение ближайшим царским советникам.

Благоразумный разбойник.

Евангелисты, описывая распятие Христа, упоминают о двух казнённых вместе с ним людях, называя их разбойниками или злодеями. Наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки:

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону… Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: "если Ты Христос, спаси Себя и нас". Другой же, напротив, унимал его и говорил: "или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал". И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. (Лк. 23:32-43)

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище "Благоразумный" и, по преданию, первым вошёл в рай. Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий: "Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи"[1], а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: "Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем".[2]

Благоразумный разбойник был первым спасенным человеком из всех уверовавших во Христа[3] и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живьем). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен свт. Иоанном Златоустом в его беседе "О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов". Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

- Христос будучи распинаем, оскорбляем, оплевываем, поносим, бесславим совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника;

- Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром: "когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе". Святитель при этом не порицая Петра, говорит что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры "познал Владыку небес";

- Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник в отличие от других людей "не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне", но при этом он "исповедал Его прежде всех".

Иоанн Лествичник рассматривает пример благоразумного разбойника как показатель возможности быстрых перемен в человеке:"Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник - в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена".[5]

Святитель Феофан Затворник, характеризуя веру Благоразумного разбойника, пишет, что крест благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, в то время, как Крест Господень - крест жертвы чистой и непорочной.[6]

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом).

Крест Благоразумного разбойника.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Елене на острове Кипр. В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своем "Хождении игумена Даниила" (XII век): "Стоит же тот крест на воздух ничем не прикреплен к земле, но так, Духом Святым носим в воздухе. И тут я, недостойный, поклонился святыне той чудной, и видел глазами своими грешными Благодать Божию на месте том, и исходил тот остров как следует".

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни, рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом. В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками, но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место.

Имя.

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов, которые, впро-чем, называют их по-разному:

"Благоразумный разбойник Рах". Икона московской школы, XVI в. Рах представлен в раю, о чем свидетельствуют райские деревца на фоне иконы

- Дижман и Геста ("Евангелие от Никодима") - наиболее распространенная версия на западе.

- Дизмас и Гевьста ("Слово о страданиях и крестной смерти Христа" по рукописям XVI-XVII веков)

- Благоразумный разбойник Рах (в надписях на православных иконах)

- Тит и Думах (арабское "Евангелие детства Спасителя")

- Фесда-иерихонец и Дима-галилеянин (Ерминия Дионисия Фурноаграфиота)

- Араг и Геста (рукопись XVI века, библиотека новгородской Софии)

- Дижмон и Эста (лицевые подлинники, посвящённые страстям Господним)

- Благоразумный разбойник Варвар (в иконописных подлинниках XVI века). Так как его часто путали с одноименным мучеником-разбойником времён Юлиана Отсупника, происходившим из Фракии, часто он изображался во фракийских одеждах.

- Варах

Благоразумный разбойник Рах или Дисмас

"Рах" - имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар-Варах-Рах. Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса.

Дижман и Геста, в западной версии Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas) - самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя "Дисмас" производят от греческого слова "закат" или "смерть". Варианты написания - Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма). В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Cвятой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Храм Святителя Николая Чудотворца

Краткая информация о храме.

Храм Святителя Николая Чудотворца - храм новый. Торжественное освящение храма состоялось 30 сентября 2006 года митрополитом Владимиром, Санкт-Петербургским и Ладожским. Место храма строителями, а это жители самого поселка Озерки, выбрано не случайно. Историческое предание гласит, что Петр 1 находясь в походе на город Выборг, проходил этими местами. Последующими самодержцами по маршруту шествия Петра 1 были воздвигнуты как храмы, так и часовни. Одним из таких мест, в котором и была воздвигнута церковь, и был будущий поселок Озерки. Именно в этом месте когда-то был воздвигнут деревянный храм в честь Святителя Николая Чудотворца. Время его не сохранило. Эти места часто меняли своих властителей, а вместе с ними и менялась конфессиональная принадлежность местности. В Советский период место было закрытым, да и вообще думать нельзя было о строительстве храма - восстановление исторической справедливости. Но вот в новое время такая возможность появилась. Храм воздвигнут и несмотря на все сложности он живет и жительствует совершая свое служение в регионе. Весьма примечательно, что именно в это место судил Святитель Николай быть своим Святыням. Мы верим, что особое благословение Святителя почивает на этом Храме и каждый прикоснувшийся к нему, безусловно, ощутит его.