Номер содержит эксклюзивные воспоминания о владыке, собранные непосредственно к юбилею, а также уникальные фото митрополита Никодима из архива Санкт-Петербургской митрополии и петербургских священнослужителей.
Журнал, подготовленный Издательским отделом Санкт-Петербургской епархии, может быть сравним с новой иллюстрированой коллективной монографией о митрополите Никодиме. Номер содержит эксклюзивные воспоминания о владыке, собранные непосредственно к юбилею, а также уникальные фото митрополита Никодима из архива Санкт-Петербургской митрополии и петербургских священнослужителей.
На страницах журнала архиереи и священники, лично знавшие митрополита Никодима, рассказывают о его характере, бытовых пристрастиях, и рассуждают о роли его личности в истории. "В самую критическую минуту, когда левые силы (коммунисты) уже окончательно были готовы раздавить Церковь, он не дал им этого сделать", - утверждает митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. "Ревностное служение владыки Никодима на благо Православия являлось открытым вызовом всем, кто насаждал идею церковной несвободы и остается ее тайным сторонником поныне. Имя им - легион, по убеждениям они могут быть либералами и консерваторами, но объединяет их общее стремление вернуть Русскую Православную Церковь в социальную резервацию, превратив в своего рода культурно-этнографический заповедник, удаленный от жизни страны, народа и человека и потому лишенный какой-либо реальной связи с настоящим и будущим России", - полагает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
"Он был человек, который в буквальном смысле слова смог "преодолеть" дух времени, - вспоминает настоятель Князь-Владимирского собора в Петербурге, председатель епархиальной Комиссии по канонизации святых протоиерей Владимир Сорокин, в годы служения митрополита Никодима - инспектор Ленинградских Духовных школ, - Хрущев, как Вы помните, обещал "покончить с религией". Власти намеревались окончательно устранить Церковь из жизни общества. И ужас был в том, что многие священники и большинство архиереев заняли тогда непротивленческую позицию. Был даже в ходу такой тезис: "Молчащая Церковь". Власти закрывали храмы, - а они молчали. И многие, особенно старшее поколение духовенства, были уверены в том, что уж на этот раз Русской Церкви точно придет конец. Вообще священники, рукоположенные после войны, были очень запуганными. Может быть оттого, что эти люди прошли войну, сил сопротивляться у них просто не было. И вот на этом фоне митрополит Никодим был чуть ли не единственным человеком, который не опустил руки и не сдался. Он стал вступать с властью в диалог, отстаивать храмы, рукополагать новых священников, и ему удалось очень много сделать для спасения Церкви. Он исповедовал принцип: нельзя сидеть, сложа руки, нельзя засыпать! И для многих он стал надеждой. Глядя на него, люди понимали, что Церковь - жива".
Спрашивайте "Воду живую" в церковных лавках и книжных магазинах города!
"Вода живая",
28.08.2008.
Раздел:
ИА "Вода живая"