Тему «аскетизма без любви» поднимает новая книга о старостильном расколе в истории Православной Церкви

Важно помнить, что враги Церкви — раскольники — проповедуют аскетизм без любви, который лишает людей духовного зрения, способен «иссушить и ожесточить сердце». Отсюда исходят присущие раскольниками гордыня, ненависть и злоба, чувство собственной исключительности, «истинности» стояния в вере.
Уврачеванию расколов послужит новая книга Александра Слесарева, вышедшая в серии "Материалы по истории Церкви" в издательстве столичного Крутицкого подворья. Ее название - "Старостильный раскол в истории Православной Церкви. (1924-2008)".

Возникнув в середине 1920-х годов, старостильный раскол стал одной из угроз единству мирового православия. Как страшная болезнь, он распространился далеко за пределы Элладской Церкви и Константинопольского Патриархата, перестав быть сугубо "греческой схизмой".

Существуют реальные силы, поощряющие раскол. Часть из них отождествляет себя с Православной Церковью. Пускаясь в рассуждения об "апостасии", мировом заговоре, "готовящемся объединении всех религий в одну", раскольники подталкивают православных к слепому фундаментализму, разжигают необоснованные эсхатологические страхи, сеют злобу, подозрительность и недоверие. Псевдобогословские рассуждения настраивают духовенство и мирян против священноначалия, которое без веских оснований обвиняется в отступлении от истины.

Важно помнить, что враги Церкви - раскольники - проповедуют аскетизм без любви, который лишает людей духовного зрения, способен "иссушить и ожесточить сердце". Отсюда исходят присущие раскольниками гордыня, ненависть и злоба, чувство собственной исключительности, "истинности" стояния в вере.

По мнению исследователя, главной причиной возникновения "старокалендарной схизмы" является неглубокая укорененность в богословии и церковном предании. Святые отцы при разрешении календарных споров всегда ориентировались на принципы церковного единства и астрономической точности. Они никогда не возводили календарный вопрос на догматический уровень, что делают старостильники.

Автор прослеживает историю возникновения, развития, а в ряде случаев и самоликвидации раскольнических групп практически во всех Поместных Церквях - Константинопольской, Александрийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Элладской, Кипрской, Чешской и Словацкой, Польской, Албанской, Американской.

Для российского читателя особый интерес представляют разделы книги, посвященные деятельности раскольников на канонической территории Московского Патриархата, а также истории взаимоотношений старостильников с Русской Зарубежной Церковью.

Автор опирается на большой круг источников и литературы: библиографический перечень насчитывает более 500 наименований.

Монография увидела свет благодаря программе поддержки молодых ученых, которую осуществляют Общество любителей церковной истории и отдел по делам молодежи Московского Патриархата.

"Нашему автору Александру Валерьевичу Слесареву всего 29 лет, но на его счету уже такое серьезное исследование. На мой взгляд, оно тянет на магистерскую диссертацию", - поделился с корреспондентом "Воды живой" своим мнением о книге главный редактор издательства Крутицкого подворья священник Илия Соловьев.

07.10.09


Темы