Митрополит Иларион: нельзя допустить, чтобы секулярное невежество диктовало Церкви свою волю

В современном обществе, по мнению владыки, существуют два вида секуляризма — агрессивный (по сути — уходящий в прошлое жесткий советский атеизм) и нейтральный (характерный для постсоветского времени, но пытающийся загнать веру в своеобразное «гетто» или «клуб по интересам») .

Митрополит Иларион (Алфеев)

Нельзя допустить, чтобы секулярное невежество диктовало Церкви свою волю - такое мнение выразил, выступая 1 июня на актовой лекции "Православие и секуляризм" в Русской христианской гуманитарной академии Санкт-Петербурга председатель ОВЦС, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Актовая лекция состоялась по случаю присуждения ему звания почетного профессора этого вуза. Как отметил ректор РХГА Дмитрий Бурлака, богословские труды владыки Илариона стали важным вкладом в дело проповеди Евангелия, в том числе в светской среде. Евангельская миссия в светских кругах является приоритетной задачей РХГА.

В современном обществе, по мнению владыки, существуют два вида секуляризма - агрессивный (по сути - уходящий в прошлое жесткий советский атеизм) и нейтральный (характерный для постсоветского времени, но пытающийся загнать веру в своеобразное "гетто" или "клуб по интересам") .

Именно нейтральный секуляризм, характерный для Запада, получил сейчас распространение и в России. Политики, экономисты, общественные деятели не оперируют религиозными понятиями, а секулярное сознание не объединяет, а разъединяет людей.

Между тем Церковь создана для того, чтобы действовать в общественном пространстве. Поэтому, по словам владыки Илариона, "мы должны искать общий язык с нейтральным секуляризмом, ведь в этой среде много колеблющихся людей".

Однако на пути к диалогу нельзя "переводить" на светский, секулярный язык смысл нашей веры. Этот язык не способен передать Божественные истины, считает митрополит. Например, отметил он, в обществе отсутствует понятие греха: объяснить его как "моральный запрет" или просто "вину" - значит снизить это понятие до чисто психологического.

Большое внимание в лекции и в ответах на вопросы владыка уделил значению курса ОПК в школе. По его мнению, преподавать его может только человек, сам живущий в вере, но никак не "бывший атеист".

Этот курс должен быть в школе обязательным. "Почему ребенок в православной стране не может изучать основы православной культуры так же, как математику, химию, биологию, астрономию?". Задав этот вопрос, владыка подчеркнул, что те, кто рассуждают о "свободе ребенка", забывают, что младенцев крестят и причащают вовсе без их согласия: благодать действует на них помимо их желания.

Он вспомнил свой педагогический опыт 90-х годов, когда преподавал основы православия школьникам в Литве: "Тогда не было ни одного случая сопротивления, агрессии". Владыка надеется, что споры о преподавании курса ОПК в российских школах утихнут, и в обществе возобладает мнение о его целесообразности.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Митрополит Иларион (Алфеев)

"Вода живая",
01.06.10

Темы