Десятилетие отмечает единственная в Санкт-Петербурге школа звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери. В 2000 году по благословению ключаря собора, протоиерея Владимира Фоменко начала работу учебная звонница при воскресной школе храма.
Организатором, талантливым вдохновителем и бессменным руководителем этого доброго начинания стал старший звонарь собора Владимир Кайчук.
О первом в городе учебном классе звонарей вскоре стало известно в епархии и на приходах, и тогда постепенно стал меняться контингент учащихся. В городе и области не хватало звонарей, и вместо совсем юных учеников воскресной школы на занятия стали приходить разновозрастные новоиспеченные звонари из приходов.
Школы звонарей как таковые - явление последнего времени. Прежде, когда звенела медным гласом вся Россия, нужды в них не было. Церковный звонарь, уходя на покой, передавал свое умение наследникам из числа прихожан или служителей храма. Мы же, в подавляющем большинстве своем, приобщаемся к вере не отцов, но в лучшем случае дедов или прадедов. Раны исторического разрыва православных традиций приходится залечивать и внутри, и вокруг себя.
То же и со школой звонарей. Случилось так, что первые обучающиеся, будучи в самом начале приближения к традиции русских колокольных звонов, стали передавать свой начальный опыт другим, нащупывая стили и методы обучения. Скоро звонари пришли к выводу, что во главу угла должны быть положены камни, которые не были разбросаны в советское время, а именно, звоны тех немногих в России мест, где сохранились исторические колокола и преемственность. Это осталось непреложным.
Методы индивидуального обучения разнились. К примеру, руководитель школы Владимир Кайчук заражал учеников энтузиазмом и любовью к русским звонам, а один из первых преподавателей школы, Марат Капранов, приобщал к традиции через кропотливое освоение традиционных приемов игры на колоколах и стал составителем одной из первых методик обучения русским колокольным звонам. Спустя несколько лет после создания эта методика, дополненная и переработанная, готовится к публикации.
Ученики звонарей со временем тоже становились преподавателями школы и делали свой творческий вклад в столь неформальный учебный процесс.
Обучение в школе всегда велось на индивидуальной основе, потому нет ни фиксированных сроков обучения, ни обязательных учебных планов. Когда удается донести до учеников то, что они не просто осваивают навыки игры на необычном музыкальном инструменте, а делают первые шаги на пути приобщения к богослужебной симфонии, преподаватели считают свой долг выполненным.
Фото из архива звонаря Андрея Иванова.
"Вода живая",
10.07.10