Петербургские педагоги, соавторы учебника для средней школы по ОПК, награждены церковными орденами

Церемония состоялась в день памяти святых апостолов Петра и Павла, 12 июля, в Большом зале Филармонии. Патриаршие грамоты и ордена вручил ректор СПбДА епископ Гатчинский Амвросий.
Петербургские педагоги, соавторы учебника для средней школы по ОПК, награждены церковными орденами
Методисты Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО) Мария Багге и Маргарита Белова, ставшие соавторами учебника "Основы православной культуры для средней школы" под редакцией протодиакона Андрея Кураева, награждены в Санкт-Петербурге орденами святой равноапостольной княгини Ольги III степени.

Церемония состоялась в день памяти святых ап остолов Петра и Павла, 12 июля, в Большом зале Филармонии. Патриаршие грамоты и ордена вручил ректор СПбДА епископ Гатчинский Амвросий.

"Этот предмет будет преподаваться во всех школах России. Он охватывает один из важнейших пластов русской культуры, с которым нужно знакомить молодое поколение. Все мы, дорогие братья и сестры, хотим этому содействовать. Но есть люди, которые приняли в этом наиболее активное участие, написав учебник", - отметил владыка Амвросий.

Преподаватели русского языка и литературы Мария Борисовна Багге и Маргарита Григорьевна Белова ответили на вопросы корреспондента "Воды живой".

ВЖ: - В чем заключался ваш вклад в создание учебника?

М.Г.: - В работе принимала участие большая бригада. Это соборный труд. Мы перечитывали текст отца Андрея, придумывали, как выйти к детям, через какие приемы, через какой диалог.

М.Б.: - Мы поделили работу пополам, по 16 уроков. Придумывали к ним вопросы, задания. Например, ученику задается вопрос: ты хочешь завести щенка? А дальше идет лесенка уточняющих вопросов: а ты готов ухаживать за старой больной собакой, в которую он потом превратится? В результате человек задумывается, чувствует свою ответственность, приходит к собственному самостоятельному решению.

Однако при редакции часть наших заданий существенно изменили, и теперь неизвестно, в каком виде они выйдут.

ВЖ: - Чем вы руководствовались в работе?

М.Б.: - Все должно быть построено на обретении самостоятельного умения - думать, размышлять, делать свой выбор. Получив эти умения, ребенок приобретает знания, помогающие ориентироваться в жизни.

Во главу угла поставлен проблемный вопрос, он дает возможность ответить по-разному: черное - белое, нужно только дать аргументацию. Одна проблема нанизывается на другую - таким образом выстраиваются знания. Остается свобода сделать сознательный выбор. Подросток начинает во всем сомневаться: на собственном выборе каждого и должен быть построен урок.

М.Г.: - Нам кажется, что сегодня детям не хватает разговора о главном. В учебнике речь идет о первичных вещах, представлениях - о том, кто ты такой и с какими еще реалиями, духовными в том числе, можешь себя соотносить.

Нам хотелось, чтобы это был разговор о главном, чтобы они подумали о лучшем, что есть на земле. И поняв, что в тебе это лучшее есть, смогли бы его хранить, преумножать - ради этого образование и существует.

ВЖ: - С какими трудностями вы столкнулись?

М.Б.: - Было трудно сочинить вопросы на самостоятельное мышление. Серьезно смущает вопрос кадров. Меня волнуют два момента: люди совсем несведущие и слишком сведущие, которые могут отпугнуть ребенка.

М.Г.: - Поскольку тема учебника - духовное просвещение в прямом смысле слова, ощущалось большое напряжение. В том, как подойти к ребенку - большая ответственность. Отец Андрей в этом смысле оказался отличным собеседником, который хочет прежде всего понять, для кого он пишет.

ВЖ: - А могут ли взрослые что-то почерпнуть для себя из учебника?

М.Г.: - Думаю, что прежде всего взрослые почерпнут, потому, что начнут образование с учителей. Без взрослых просвещение невозможно. Причем без добрых взрослых.

М.Б.: - Когда я получила два авторских экземпляра, я подарила один из них девочке, соседке по даче. Вечером мне позвонила ее бабушка, и, рыдая в трубку, сказала, что они плакали всей семьей. Это заслуга отца Андрея.

ВЖ: - Какой результат вы бы хотели получить? Чтобы дети прочитали и...?

М.Г.: - Абсолютного результата школа не может добиться. Наша задача - сделать так, чтобы ребенок развернулся в сторону Церкви. Вот когда он развернется и пойдет своими ногами, мы будем считать свою задачу выполненной. Это и есть победа. Апостольская победа - это помочь человеку задуматься, помочь что-то понять, и тогда уже что-то сделать.

М.Б.: - Мы не ставили задачу воцерковления. Мы хотели, чтобы ребенок начал думать, идти к идее Христа через размышление, через понимание Его абсолютной правоты. Искать первопричину всего.
И родители должны понять, что эта духовная радость - превыше всего. Ведь не зря сказал Спаситель: "Не мешайте детям приходить ко Мне".

Беседовала Анна Подпоркина,
"Вода живая",
13.07.10