Похороны выдающегося лингвиста и общественного деятеля Михаила Садо состоялись в Александро-Невской лавре

Отпевание усопшего состоялось 1 сентября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Ректор духовной академии епископ Гатчинский Амвросий совершил заупокойное богослужение, за которым пел смешанный хор регентского отделения.



"Живой легендой ассирийского народа" называли скончавшегося 30 августа профессора Михаила Садо - выдающегося лингвиста, гебраиста, семитолога и общественного деятеля, преподавателя СПбДА.

Отпевание усопшего состоялось 1 сентября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Ректор духовной академии епископ Гатчинский Амвросий совершил заупокойное богослужение, за которым пел смешанный хор регентского отделения.

"Михаил Юханнович пришел в Церковь в то время, когда каждый заходящий в храм попадал в определенный список. Но он не принимал атеистическую идеологию советского государства. Нам нужно помнить таких людей - в годы гонений они выстрадали для нас свободу", - отметил владыка в надгробном слове.

Он выразил слова соболезнования сыну новопреставленного, заведующему библиотекой СПбДА игумену Стефану (Садо), подчеркнув, что имя его усопшего отца будет занесено для вечного поминовения в академический синодик.

Тело почившего было погребено на Никольском кладбище лавры на участке за мостиком через реку Монастырку.

Михаил Садо родился в 1934 году в Ленинграде в семье рабочих-ассирийцев, приехавших в Россию из Турции. Семья пострадала от массовых репрессий: дед будущего ученого был расстрелян в 1938 году, отец провел в заключении 17 лет.

По окончании восточного факультета Ленинградского университета Садо специализировался по арамейскому, еврейскому, современному ассирийскому и арабскому языкам.

На квартире Садо был создан кружок по изучению языка ассирийцев. В его доме бывали также студенты из Армении, Грузии, Ирака, Сирии и Ливана. Сейчас ученики лингвиста разбросаны по всему миру.

Наряду с научной деятельностью он увлекся политикой и стал одним из создателей Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа. За антисоветскую деятельность в 1967 году был приговорен к отбыванию наказания в колонии строгого режима. Провел в лагерях Сибири 13 лет.

После освобождения в 1980 году был принят ректором Ленинградской духовной академии архиепископом Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси) на работу в качестве преподавателя древнееврейского языка ЛДА. Трудился в ней более 20 лет, был помощником заведующего библиотекой. Являлся членом Палестинского общества.

Ученый стал инициатором ассирийского национально-культурного движения СССР, основал частную ассирийскую школу в Ленинграде, руководил ассоциацией "Атур", входил в совет Ассирийского международного конгресса СССР.

В 2000 году Михаил Садо внес вклад в увековечение жертв политических репрессий. На основании собранных им данных на Левашовской пустоши в Санкт-Петербурге был установлен памятник ассирийцам, расстрелянным сталинским режимом.

Профессор Садо по праву был самым самым известным ассирийцем на территории просторах СНГ. Он оставил много неопубликованных исследований, частично использованных его сыном - иеромонахом Стефаном - при составлении "Библиографического словаря ассирийцев России".

"Вода живая",
03.09.10










Темы