Протоиерей Георгий Митрофанов: канонизация новомучеников не привела к их подлинному почитанию

«Я, как священнослужитель Русской Православной Церкви, уже 18 лет работающий в Синодальной комиссии по канонизации, могу с прискорбием констатировать — наши труды во многом оказались тщетными. Собор новомучеников и исповедников Российских не отозвался в сердцах многих православных христиан», — сказал отец Георгий.

Протоиерей Георгий Митрофанов

Канонизация Собора новомучеников и исповедников Российских не привела к их подлинному и широкому почитанию - этот факт с сожалением констатирует известный церковный историк, профессор СПбДА, член Синодальной комиссии по канонизации протоиерей Георгий Митрофанов.

"В нашей стране неизбежно трудно осуществляется восстановление исторической памяти, а значит, исторической справедливости. Мы, представители Русской Православной Церкви, далеко не всегда единодушно склонны отдавать дань памяти нашим новомученикам. По опыту нашей церковной жизни мы знаем, что долгие годы чаемая нами, по крайней мере, многими из нас, канонизация Собора новомучеников и исповедников Российских, увы, не привела к их подлинному и широкому почитанию", - отметил отец Георгий в беседе с корреспондентом "Воды живой".

"Я, как священнослужитель Русской Православной Церкви, уже 18 лет работающий в Синодальной комиссии по канонизации святых, могу с прискорбием констатировать - наши труды во многом оказались тщетными. Собор новомучеников и исповедников Российских не отозвался в сердцах очень многих православных христиан. Может, мы что-то делали не так. Может быть, прославили слишком много новомучеников или, наоборот, слишком мало. Но я убедился в одном - очень часто память о тех, кто значим для нас и дорог нам, становясь предметом увековечения на общегосударственном или общецерковном уровне, перестает волновать наше сердце", - рассказал церковный историк.

В сентябре в России вспоминают начало "красного террора", за время которого - с 1918 по 1922 год - большевиками были убиты сотни тысяч представителей интеллигенции, офицерства и священства.

За всю тысячелетнюю историю христианства на Руси не было другого такого массового гонения на христиан, как в послереволюционное время. По оценкам историков, в период с 1917 по 1941 год было убито 130 тыс священнослужителей. Все они приняли мученическую смерть. Жестокость и зверства, с которыми совершались расправы над духовными лицами, не знали границ. Их пытали, варили заживо, обливали холодной водой на морозе, сжигали, распинали, а главное, призывали к отречению от веры. Но мученики умирали, благословляя своих убийц, как заповедовал Христос.

Большевики, боясь почитания новомучеников, которое началось одновременно с гонениями, старались не оставлять святых мощей. Тела сжигали, закапывали в общие могилы, топили. Но православные люди под страхом смерти продолжали поминовение пострадавших за веру Христову.

"В наше время задача глубокого осознания подвига российских новомучеников еще только стоит перед верующими людьми. Современные православные в большинстве своем были воспитаны коммунистическим режимом и поэтому оказались неспособными к обличающей позиции большевизма. Многие забывают или вовсе не знают об утвержденном Поместным Собором Русской Церкви послании святого Патриарха Тихона 1918 года об анафематствовании гонителей и убийц невинных людей. Оно никогда и никем не отменялось", - подчеркнул протоиерей Георгий Митрофанов.

"Гонения начались вскоре после Октябрьского переворота 1917 г. Первомучеником русского духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров. 8 ноября 1917 г. отец Иоанн совершал с прихожанами моление об умиротворении России. Вечером революционные матросы пришли к нему на квартиру. После избиений полуживого священника долго волокли по шпалам железнодорожного полотна, пока он не скончался... 29 января 1918 г. матросы расстреляли в Киеве митрополита Владимира - это был первый мученик из числа архиереев. Вслед за святыми мучениками Иоанном и Владимиром последовали другие... В 1919 г. в Воронеже, в монастыре Святителя Митрофана, семь инокинь были сварены заживо в котлах с кипящей смолой. Годом раньше три иерея в Херсоне были распяты на крестах. В 1918 г. епископа Соликамского Феофана (Ильинского) на глазах у народа вывели на замерзшую реку Каму, раздели донага, заплели волосы в косички, связали их между собой, затем, продев в них палку, приподняли в воздух и начали медленно опускать в прорубь и поднимать, пока он, еще живой, не покрылся коркой льда, толщиной в два пальца. Не менее зверским способом предали смерти епископа Исидора Михайловского (Колоколова). В 1918 г. в Самаре его посадили на кол. Страшной была кончина других архиеерев: епископа Пермского Андроника закопали живым в землю; архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) сбросили со стены; архиепископа Нижегородского Иоакима (Левицкого) повесили вниз головой в севастопольском соборе; епископа Серапульского Амвросия (Гудко) привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь... Смерть простых священников была не менее страшной. Священника отца Котурова поливали на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую... Семидесятидвухлетнего священника Павла Калиновского забили плетьми... Заштатного священника отца Золотовского, которому шел уже девятый десяток, нарядили в женское платье и вывели на площадь. Красноармейцы требовали, чтобы он танцевал перед народом; когда же он отказался, его повесили... Священника Иоакима Фролова сожгли заживо за селом на стогу сена". (Из книги Дмитрия Орехова "Русские святые ХХ столетия").

"Вода живая",
14.09.10

Темы